Интериоризация
переход внешних действий во внутренние, образование их внутреннего плана.
Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
перенесение внутрь, усвоение; противоположное понятие - экстериоризация- выражение вовне.
Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
психологический механизм перехода внешнего (усваиваемого) содержания во внутренний план действий.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Интериоризация
формирование внутренних структур психики человека путем усвоения структур внешней социальной деятельности.
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Интериоризация
от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Интериоризация
процесс перехода внешних по форме процессов с внешними предметами во внутренние процессы (в умственном плане, в плане сознания).
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
от лат. interior - внутренний] - процесс превращения внешних практических действий, операций во внутренние умственные действия и операции
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Интериоризация
(от лат. interior — «внутренний») — поэтапное превращение структуры реальных действий с предметами во внутренние, идеальные представления о них.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Интериоризация
лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Интериоризация
лат. internus - внутренний) - формирование психологических функциональных структур путем усвоения внешних впечатлений и норм социальных аспектов деятельности. Синонимы: Персонализация, Интернализация.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(лат. internus — внутренний) — процесс накопления опыта личности путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности. Противоположный процесс — экстериоризация.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку И. означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций И. является основным механизмом их развития.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
интериоризация
повышенная тенденция все больше и больше полагаться на мысленные операции в своем приспособлении к окружающей среде по мере того, как когнитивная структура становится более сочлененной. Операция называется «интериоризированным» действием, потому что она является адаптивной реакцией, которая осуществляется не наглядно, а в уме.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Интериоризация
(Interiorisatio) (от лат. interior - внутренний). 1. В психиатрии - переживания психически больного по поводу волнующих его обстоятельств скрыты от остальных. 2. В психологии - преобразование внешних действий и процессов во внутренние, умственные действия и процессы. Интериоризация осуществляется не только посредством учения, но и через все формы житейского и трудового опыта. Благодаря ей постепенно повышается уровень регуляции движений и действий. Ср. Экстериоризация.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план и формируется.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
интериоризация
(от фр. interiorisation – внутренний) – букв.: переход извне во внутрь. В психологию понятие и. введено французским социологом Э. Дюркгеймом, отождествлявшим его с социализацией. И. – одно из основопологающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате и., становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место и. занимает в работах французских психологов П. Жане, Ж. Пиаже.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
лат. interior - внутренний). 1. В психиатрии - переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих. 2. В психологии - формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В психоанализе понятие И. привлекается для объяснения роли интерперсональных отношений в формировании бессознательного, которое, в свою очередь, влияет на структуру сознания. В отечественной психологии И. понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. По С.Л. Рубинштейну [1957], внутренние условия формируются в результате внешних воздействий.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Интериоризация
(от лат. interior - внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие Интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей "внутрь" психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от лат interior – внутренний) – процесс перехода от внешнего действия к действию внутреннему, идеальному («в уме») над образами предметов и понятиями о них. Понятие И. было введено французскими психологами (П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлон и др.) и интерпретируется по-разному. а) Ж. Пиаже: И. как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. б) Психоанализ: И. как формирование структуры бессознательного (индивидуального и коллективного) путем перехода «внутрь психики» структуры межиндивидуальных отношений. в) Л.С. Выготский: И. как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
превращение какого-либо процесса или явления из внешнего по отношению к человеку во внутренний психологический процесс, например, совместной, разделенной между несколькими людьми деятельности, во внутреннюю, психическую деятельность. И. может, в частности, означать превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия человека с образами или понятиями (символами). Согласно культурно-исторической теории формирования и развития высших психических функций человека, И. является основным механизмом становления таких функций как в филогенезе, так и в онтогенезе. См. процессы психические (психологические), культурно-историческая теория формирования и развития высших психических функций, экстериоризация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Интериоризация
лат. interior — внутренний] — формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и представители символического интеракционизма. В культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским, И. («вращивание») рассматривается как общий механизм формирования высших психических функций, принципиально отличающих психику человека от психики животных. В психоанализе развито близкое к понятию И. представление о процессе интроекции. Оно используется при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе структура межиндивидуальных отношений переходит «внутрь» психики. Благодаря этому процессу формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания. Л.А.Радзиховский
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
от французского intériorisation – переход извне внутрь, от латинского interior – внутренний – процесс формирования внутренних структур психики человека вследствие усвоения структур внешней деятельности в обществе. Понятие И. означает построение стабильных структурно-функциональных единиц сознания путём овладения внешними действиями с предметами, информацией, знаками, ценностями. По С.Л. Рубинштейну, И. – это преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. И. является источником формирования высших психических функций, хотя для завершения их формирования необходима ещё интеллектуализация. Предполагается, что высшая психическая функция актуализируется как опосредованная посредством применения каких-либо орудий или знаков (например, речи при общении), т.е. как интерпсихический процесс и только потом происходит её интеллектуализация, осознание и присвоение в качестве внутреннего интрапсихического акта. Поэтому именно сам переход внешних средств, опосредующих взаимосвязь и взаимодействие названных процессов обозначается И.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, присвоению жизненного опыта, становлению психических функций и развитию в целом. Посредством И. внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Для успешного воспроизведения какого-либо действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Благодаря И. мы можем говорить про себя, и, собственно, думать, не мешая окружающим. В психологию понятие И. вошло после работ представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. Принципиальное для психологии значение получила И. в культурно-исторической теории советского психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики человека, или, как говорил Л.С. Выготский, «вращиванием» социальных значений.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
Нем.: Verinnerlichung. - Франц.: int?riorisation. -Англ.: internalization. - Исп.: interiorisaci?n. - Итал.: interiorizzazione. - Португ.: interioriza??o.
o А) Термин, обычно используемый как синоним интроекции*.
Б) В более узком смысле слова -процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные (интериоризация конфликта, запрета и пр.).
o Это понятие часто используется в психоанализе. Обычно (ср. у последователей М. Кляйн) оно осмысляется в духе понятия интроекции, т. е. фантазматического перехода от объекта - "хорошего" или "плохого", цельного или частичного - внутрь субъекта.
В более узком смысле говорят об интериоризации применительно к отношениям: когда, например, властные отношения между отцом и ребенком трактуются как интериоризация отношений Сверх-Я к Я. Этот процесс предполагает структурное расчленение психики, позволяющее переживать эти отношения и конфликты на внутрипсихическом уровне. Интериоризация, таким образом, соотносима с фрейдовскими топиками, особенно со второй теорией психического аппарата.
С целью терминологической точности мы различаем в нашем определении смысл А и смысл Б. На самом же деле они тесно связаны: можно, например, сказать, что.в период угасания Эдипова комплекса субъект интроецирует отцовское имаго и интерио-ризирует конфликт с отцом, связанный с борьбой за власть.
Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
от лат. interior -внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п. В теории Л. С. Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию "системного" строения сознания (противопоставляемого "смысловому" строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций, требуется еще интеллектуализация (или рационализация).
В работах Выготского встречаются след. син. "И.": вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл "стадией вращивания". В англоязычных словарях термин "И." не встречается. Близким по звучанию и значению является термин "интернализация", который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Умственные действия, Усвоение, Учение. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения "извне", переработки и хранения "внутри" психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей "внутрь" психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
ІНТЭРЫЯРЫЗАЦЫЯ / INTERIORIZATION (от лат. interior– внутренний)– процесс перехода от внешних форм активности к внутренним в процессе овладения ими. Механизм И. раскрывает общую логику формирования социального субъекта в процессе социализации ребенка и овладения им высшими (сознательными) формами поведения и психической деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. Жанэ, Ж. Пиаже, Б. Д. Эльконин, Д. Б. Эльконин и др.).
При этом в психологии существуют различные трактовки «внешнего» и «внутреннего», вследствие чего обнаруживаются и различные понимания термина И. (Б. Г. Мещеряков, Е. С. Слепович, А. М. Поляков) :
– И. как превращение социальных форм поведения и психической деятельности в индивидуальные– развитие высших психических функций мыслится как переход от выполняемых ребенком совместно со взрослым (сверстником) функций («разделенных на двоих») к их самостоятельному осуществлению (Л. С. Выготский, Дж. Верч, Ч. Фернихоу и др.) ;
– И. как переход от естественных (примитивных) форм активности к культурным– развитие понимается как освоение идеальных форм культуры и подчинение ребенком своей деятельности социальным образцам (эталонам), как адаптация к образцам человеческой деятельности (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. Коул, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Эльконин) ;
– И. как переход внешней деятельности во внутреннюю– развитие как процесс формирования внутренней (умственной) деятельности на основе внешней (мате риализованной) (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже). Особое значение здесь имеет формирование и использование оперативной схемы мышления (П. Я. Гальперин), общего способа, алгоритма решения задачи (В. В. Давыдов), схемы интеллектуального действия (Ж. Пиаже), обобщенно представляющих логику внешней деятельности;
– И. как освоение идеальных (знаково-символических) форм культуры, опосредствующих поведение и психические функции и позволяющих осуществить переход от спонтанных или естественных форм активности к сознательно и произвольно регулируемым (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. Бодрова, Д. Дж. Леонг и др.). В связи с этим развитие представляется как процесс овладения собственными поведением и психическими функциями, которые человек обретает, — способность сознательно регулировать поведение и функции. А. М. Поляков
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.