Интеракция невербальная

Найдено 2 определения термина Интеракция невербальная

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Интеракция невербальная

англ. interactive — взаимодействие и лат. verbalis — устный] — несловесное взаимодействие, неречевой контакт. В основе возникновения И. н. лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения партнеров. Центральной характеристикой, создающей эффект И. н. является взаимодействие между кинесико-такесической, просодической, ольфакторной структурами экспрессивного невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. В процессе И. н. формируются паттерны невербального взаимодействия — относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Элементы паттернов И. н. имеют различное происхождение, отличаются мерой динамичности — устойчивости; степенью дискретности — континуальности; произвольности — непроизвольности; осознанности — неосознанности невербального поведения; степенью целенаправленности — нецеленаправленности; интенциональности — непреднамеренности; определенности — неопределенности; абстрактности — конкретности; устойчивости — вариабельности; однозначности — многозначности; мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений и т.п.) указывает на их социо-культурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности. И. н. выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другому и к самому себе. В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются в первую очередь паттерны половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека и служат индикаторами поло-возрастных и статусно-ролевых отношений. На основе частотных, формально-динамических и качественно-психологических характеристик И. н. выделяют: деструктивное и конструктивное, монологическое и диалогическое, личностно-направленное и социально-ориентированное невербальное общение. С целью определения социально-психологического смысла паттерна И. н. следует рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тела, синхронность появления определенных поз, жестов, выражений лица, динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации группового взаимодействия, степень расслабленности-напряженности, открытости — закрытости поз, жестов, выражений лица, "уменьшение себя партнером"—"распространение себя партнером". Фундаментальным показателем взаимоотношений и группе являются "зеркально-согласованные" И. н. Социально-психологический смысл И. н. представлен в отношениях и взаимоотношениях общающихся, в первую очередь таких, как аффиляция, доминирование — подчинение; включенность—"отсутствие". В.А. Лабунская
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Невербальная интеракция

несловесное взаимодействие; несловесный контакт. Это единицы невербального О., в процессе к-рого невербальное поведение партнеров представляет разл. уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования поведения друг друга до полного рассогласования, приводящего к разрушению самого феномена Н. и. В основе возникновения Н. и. лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения партнеров. Центральной характеристикой, создающей эффект Н. и., является взаимодействие между кинесико-такесической, просодической, ольфакторной структурами экспрессивного невербального поведения и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной интеракции формируются паттерны невербального взаимодействия - это относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики О., отличающие один вид взаимодействия от другого. Элементы паттернов Н. и. имеют разл. происхождение, отличаются мерой динамичности-устойчивости; степенью дискретностиконтинуальности; произвольности-непроизвольности; осознанности-неосознанности невербального поведения; степенью целенаправленности-нецеленаправленности; интенциональности-непреднамеренности; определенностинеопределенности; абстрактности-конкретности; устойчивости-вариабельности; однозначности-многозначности; мерой толерантности относительно внеш. и внутр. воздействий. Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов О. (возможность или невозможность включения в паттерны опр. выражений лица, жестов, поз, прикосновений, дистанций О.) указывает на их социокультурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности. Н. и. выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другому и к самому себе. В соответствии с культурой, этнич., социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека и служат индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений. В изучении Н. и. преобладает ситуативный подход. Они исследуются в процессе интервью, беседы клиента и психотерапевта, в ситуациях принятия человека на работу, полоролевых и статусно-ролевых отношений, в контексте межкультурного взаимодействия и т. д. Осн. критерий определения типичных и специфических паттернов Н. и. - это частота появления опр. совокупностей невербальных элементов в диаде или в группе в разл. ситуациях О. На основе частотных, формально-динамических и качественно-психол. характеристик Н. и. выделяют: деструктивное и конструктивное невербальное О. (successful - nonsuccessful nonverbal communication), монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально ориентированное. С целью определения психол. и социально-психол. смысла паттерна Н. и. следует рассматривать все проксемические характеристики О.: дистанцию между партнерами, направление движения их тела (вперед-назад; вправо-влево; встать-сесть), место расположения в группе (в центре, напротив опр. лиц, по диагонали, на периферии относительно лидера группы), синхронность появления опр. поз, жестов, выражений лица (их идентичность, гармоничность), динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации диадного, группового взаимодействия, степень расслабленности-напряженности, открытости-закрытости поз, жестов, выражений лица, «уменьшение себя партнером» - «распространение себя партнером». Фундаментальным показателем взаимоотношений в диаде и группе являются «зеркальносогласованные» Н. и. Социально-психол. смысл Н. и. представлен в отношениях и взаимоотношениях общающихся, в первую очередь таких, как 1) аффилиация (притяжение, любовь-отталкивание, ненависть); 2) доминирование-подчинение; 3) включенность-«отсутствие». Лит.: Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004; Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002 ; Ягнюк К. В. Присутствие и невербальная коммуникация // Журн. практ. психологии и психоанализа. 2000. № 1; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford, New York, 2005. В. А. Лабунская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Важность установления адекватных невербальных интеракций в системе детско-родительских отношений на

Кривошлыков Игорь Анатольевич
Данная статья посвящена одной из фундаментальных психолого-педагогических проблем становления детско-родительский интеракций в раннем онтогенезе. В статье подчеркивается экспрессивный характер интеракций и сложность невербального поведения в младенческом возрасте, уже в первые месяцы жизни, что зачастую игнорируется педагогами и психологами, предоставляя решение распознавания невербальной экспрессии – интуиции матери ребенка. Мы намерены раскрыть важность и сложность феномена детско-родительских интеракций, предложив идею создания иллюстративного руководства, как специального пособия, призванного установить гармоничные эмоциональные отношения с первых месяцев жизни.
Скачать PDF

Психологические риски ингрупповых интеракций

Рягузова Елена Владимировна
В статье представлены результаты анализа психологических рисков ингрупповых взаимодействий. Используя интерпретационные возможности конструкта «Другой», предлагается типология ингруппового Другого и описываются возможные риски, возникающие на уровне повседневных практик.
Скачать PDF

Рефлексивная позиция «Мы» как результат интеракции «я» и «Другого»

Рягузова Елена Владимировна
В статье представлены результаты анализа и эмпирического исследования рефлексивной позиции «Мы» в рамках семейных и дружеских отношений. Утверждается, что «Мы» конструируется в зоне пересечении личных (ценностных, смысловых) пространств, имеет эмоциональные, когнитивные и регулятивные компоненты и определяется самостью, являющейся результатом постижения себя и Другого.
Скачать PDF

Pоль эмоционального оценивания в коммуникативной интеракции

Молчанова Наталья Владимировна
В статье рассматривается процессуальный аспект коммуникативной интеракции. Представлены результаты влияния эмоций на содержание и структуру конфронтационного диалога. Показано воздействие эмоциональной оценки на возникновение личностного смысла, вследствие чего возникает искажение реальной ситуации взаимодействия. Дан анализ структуры коммуникативной интеракции, единицей которой выступает акт обмена отдельными взаимообусловленными поведенческими проявлениями партнеров.
Скачать PDF

Межличностная интеракция в культуре с точки зрения психологической антропологии

Аминзаде Марьям Табризи Сейед Самад
Одним из основных направлений в культурной антропологии является исследование культуры через призму личности «культура и личность» (culture personality). Здесь система культуры исследуется с точки зрения поведения, обусловленного социальной средой; оно сформировалось здесь, в том числе и через подражание, а также исследовалось. Психологическая антропология, понимаемая как определенное течение в рамках взаимоотношения личности и культуры, исследует влияние последней на типологию личности. психологическая антропология, сосредоточившая свое внимание на исследовании образцов личности в определенном обществе, больше внимания при этом придает внутренним структурам. Здесь образец личности, сформировавшийся сознательным образом или стихийно, через определение характера может лечь в основу исследования типов личностей с определенными характеристиками.
Скачать PDF

Исследования в области интеракции человека и компьютера для систем поддержки решений в чрезвычайных

Левин Евгений, Банашек Анна, Маккарти Джэссика, Жарновский Александр
В статье описываются текущие исследования по оптимизации взаимодействий человека с компьютером для применения в сценариях планирования и поддержки решений при чрезвычайных ситуациях. Целью исследований является проверка возможности использования недорогой системы слежения за движениями глаз с открытым программным обеспечением в процессах интерпретации геопространственных изображений. Описываемый в статье проект имеет также образовательный компонент.
Скачать PDF

Интеракционистский подход Ч. Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии

Горшков Е.А.
В статье рассматриваются социально-психологические идеи американского социолога и психолога Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Автор прослеживает вклад теории Кули в процесс становления американской социальной психологии в конце XIX начале XX веков. Анализируются основные проблемы теории социального взаимодействия.
Скачать PDF

К проблеме нравственной детерминации организационно-управленческих интеракций в контексте переживани

Смирнова А.Ю.
В статье анализируется трансформация роли руководителя, акцентируются нравственные детерминанты управленческих интеракций в изменяющейся рабочей ситуации в связи с переживанием работниками субъективной трудовой незащищенности
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Темпераментальные характеристики девушек с различным типом способностей опознания невербальной экспр

Дмитриева Е. В.
В статье приводятся отдельные результаты исследования индивидуально-типологических характеристик девушек 16-19 лет с различным типом способностей к опознанию невербальной экспрессии. Выявлены статистически значимые различия темпераментальных показателей девушек с различным типом способностей опознания. Separate research results of individual typological characteristics of 16-19-yearold girls with various types of aptitude for nonverbal expression identification are resulted. Statistically significant distinctions of these girls' temperamental parameters are revealed.
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Орнамент как средство изучения невербальных смысловых установок

Махмутова Анфиса Анваровна
Основываясь на методологии культурно-исторического и деятельностного подходов, нами было проведено исследование по изучению невербальных смысловых установок с помощью орнаментов. Целью нашего исследования стало изучение частоты и особенностей актуализации этнопсихологической специфики невербальных смысловых установок при использовании орнаментов в качестве материала методик. Гипотеза исследования состояла в том, что при решении задачи в творческой деятельности с использованием невербального компонента (орнамента) испытуемый чаще выбирает и отдает предпочтение образу своей этнической группы в силу наличия соответствующей специфики смысловой установки. Для реализации цели нами поставлены задачи разработки оригинальной процедуры исследования, с использованием сказок и орнаментов. Основываясь на результатах, было получено подтверждение гипотезы исследования при активном процессе создания образа респондентом, а также были выделены качественные особенности
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!