ИНТЕРАКЦИЯ

Найдено 4 определения термина ИНТЕРАКЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТЕРАКЦИЯ

англ. interaction) - взаимодействие.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ИНТЕРАКЦИЯ

взаимодействие, воздействие друг на друга.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ИНТЕРАКЦИЯ

от англ, interaction, лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Интеракция

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 8

Межличностная интеракция в культуре с точки зрения психологической антропологии

Аминзаде Марьям Табризи Сейед Самад
Одним из основных направлений в культурной антропологии является исследование культуры через призму личности «культура и личность» (culture personality). Здесь система культуры исследуется с точки зрения поведения, обусловленного социальной средой; оно сформировалось здесь, в том числе и через подражание, а также исследовалось. Психологическая антропология, понимаемая как определенное течение в рамках взаимоотношения личности и культуры, исследует влияние последней на типологию личности. психологическая антропология, сосредоточившая свое внимание на исследовании образцов личности в определенном обществе, больше внимания при этом придает внутренним структурам. Здесь образец личности, сформировавшийся сознательным образом или стихийно, через определение характера может лечь в основу исследования типов личностей с определенными характеристиками.
Скачать PDF

Психологические риски ингрупповых интеракций

Рягузова Елена Владимировна
В статье представлены результаты анализа психологических рисков ингрупповых взаимодействий. Используя интерпретационные возможности конструкта «Другой», предлагается типология ингруппового Другого и описываются возможные риски, возникающие на уровне повседневных практик.
Скачать PDF

Рефлексивная позиция «Мы» как результат интеракции «я» и «Другого»

Рягузова Елена Владимировна
В статье представлены результаты анализа и эмпирического исследования рефлексивной позиции «Мы» в рамках семейных и дружеских отношений. Утверждается, что «Мы» конструируется в зоне пересечении личных (ценностных, смысловых) пространств, имеет эмоциональные, когнитивные и регулятивные компоненты и определяется самостью, являющейся результатом постижения себя и Другого.
Скачать PDF

Pоль эмоционального оценивания в коммуникативной интеракции

Молчанова Наталья Владимировна
В статье рассматривается процессуальный аспект коммуникативной интеракции. Представлены результаты влияния эмоций на содержание и структуру конфронтационного диалога. Показано воздействие эмоциональной оценки на возникновение личностного смысла, вследствие чего возникает искажение реальной ситуации взаимодействия. Дан анализ структуры коммуникативной интеракции, единицей которой выступает акт обмена отдельными взаимообусловленными поведенческими проявлениями партнеров.
Скачать PDF

Важность установления адекватных невербальных интеракций в системе детско-родительских отношений на

Кривошлыков Игорь Анатольевич
Данная статья посвящена одной из фундаментальных психолого-педагогических проблем становления детско-родительский интеракций в раннем онтогенезе. В статье подчеркивается экспрессивный характер интеракций и сложность невербального поведения в младенческом возрасте, уже в первые месяцы жизни, что зачастую игнорируется педагогами и психологами, предоставляя решение распознавания невербальной экспрессии – интуиции матери ребенка. Мы намерены раскрыть важность и сложность феномена детско-родительских интеракций, предложив идею создания иллюстративного руководства, как специального пособия, призванного установить гармоничные эмоциональные отношения с первых месяцев жизни.
Скачать PDF

Исследования в области интеракции человека и компьютера для систем поддержки решений в чрезвычайных

Левин Евгений, Банашек Анна, Маккарти Джэссика, Жарновский Александр
В статье описываются текущие исследования по оптимизации взаимодействий человека с компьютером для применения в сценариях планирования и поддержки решений при чрезвычайных ситуациях. Целью исследований является проверка возможности использования недорогой системы слежения за движениями глаз с открытым программным обеспечением в процессах интерпретации геопространственных изображений. Описываемый в статье проект имеет также образовательный компонент.
Скачать PDF

Интеракционистский подход Ч. Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии

Горшков Е.А.
В статье рассматриваются социально-психологические идеи американского социолога и психолога Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Автор прослеживает вклад теории Кули в процесс становления американской социальной психологии в конце XIX начале XX веков. Анализируются основные проблемы теории социального взаимодействия.
Скачать PDF

К проблеме нравственной детерминации организационно-управленческих интеракций в контексте переживани

Смирнова А.Ю.
В статье анализируется трансформация роли руководителя, акцентируются нравственные детерминанты управленческих интеракций в изменяющейся рабочей ситуации в связи с переживанием работниками субъективной трудовой незащищенности
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!