Интеграция этническая это что такое Интеграция этническая: определение — Психология.НЭС
ИНТЕГРАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ ИНТЕГРАЦИЯ, КУЛЬТУРНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

Найдено 2 определения термина ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ)

процесс сближения этнических общностей. Как правило, И.э. является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами. Главным критерием для оценки направленности процесса И.э. (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности. При неблагоприятных условиях И.э. может замедлиться и начаться обратный процесс - дезинтеграция - т. е. разрыв связей и отношений между этническими общностями. Негативные последствия этого явления связаны с потерей этнической самобытности и самостоятельности данной этнической общности. Нередко она стремится сознательно ограничить сферу влияния чужой культуры, рассматривая это как угрозу своей целостности. Процесс И.э. может существенно тормозиться по вине отдельных политических лидеров или в связи с активным сопротивлением этому объединению большинства жителей страны. Экономическая интеграция является общепризнанным и благоприятным условием развития этносов. Политической интеграции этносов в границах независимых государств способствует создание международных организаций и объединений. Социокультурная интеграция этносов способствует росту и развитию их духовной жизни, обмену достижениями науки, литературы и искусства, повышению качества образования. Интеграция в области этнической культуры осуществляется путем укрепления связей и контактов между людьми, в том числе и на бытовом уровне (напр., растет количество смешанных браков). В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации (см.: Консолидация этническая).
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Интеграция этническая

процесс сближения этносов или субэтносов и их дальнейшего объединения в более крупную этнич. либо надэтнич. общность. И. э. имеет 2 разновидности - внутриэтническую и межэтническую. Внутриэтнич. интеграция (часто называемая консолидацией) означает внутр. сплочение и стирание различий между представителями одного этноса, относящимися к его разл. подгруппам, но имеющими общее или близкое этнич. самосознание. Более сложной в полит. и психол. отношении является межэтнич. интеграция (собственно И. э.), заключающаяся в объединении разл. этносов в некую надэтнич. общность вплоть до образования нового этноса, народа, нации. И. э. является лишь одним из многих возможных вариантов межэтнич. взаимодействий. Так, Дж. Берри в числе стратегий аккультурации эмигрантов выделил наряду с интеграцией (одновременная ориентация индивида на свою и чужую группу) также ассимиляцию (ориентация на чужую группу и отказ от своей), сепарацию (ориентация на свою группу и отказ от других) и маргинализацию (отказ и от своей, и от др. групп). При этом стратегия И. э. отражает стремление индивида сохранить собственную этнокультурную принадлежность при одновременном принятии ценностей и образцов поведения, установлении связей и интенсификации О. с представителями др. этнич. группы. Согласно С. Бочнеру, также возможны 4 типа межэтнич. взаимодействий: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция. В данном контексте И. э. предполагает признание обществом права индивида и этноса на обладание собственной этнич. идентичностью, сохранение и проявление этнич. своеобразия как внутри общества, так и вне него. Э. Гидденс пишет о 2 моделях И. э. - «плавильного котла» (формирование новых образцов культуры на основе многих специфических обычаев) и культурного плюрализма (оптимальное сосуществование этнич. вариантов образа жизни). Наряду с И. э. всегда существует и ей противодействует этнич. дифференциация, ведущая к этнич. дезинтеграции. Процессы интеграции и дезинтеграции интенсифицируются в условиях глобализации: с одн. стор., под давлением внеш. факторов внутри общества нарастают дезинтеграционные тенденции, а с др. стор. - подобное развитие усиливает стремление к сохранению традиционных внутр. связей и привычной среды О. Важнейшим фактором, определяющим направленность и протекание И. э., являются взаимоотношения между этнич. большинством (обычно это титульный этнос) и меньшинством (меньшинствами). Этнич. большинство, как правило, имеет преимущества в определении модели обществ. жизни и форм культурно-ментального сосуществования. Этнич. меньшинство, по Э. Гидденсу, часто подвергается дискриминации со стороны большинства, испытывает чувство групповой солидарности, обусловленное общим опытом изоляции. Прочие многочисл. факторы И. э. можно объединить в след. группы: географические, исторические, этнографические, языковые, культурные, религиозные, политические, экономические. Результатом И. э. оказывается особая надэтнич. (чаще всего национально-государственная) общность, к-рая представляет собой группу этносов, обладающих элементами общего самосознания и объединенных на основе культурно гетерогенных полит. структур. Ярчайшим, хотя и неудавшимся примером такой общности был «советский народ». Процессы И. э. в разной степени присущи всем полиэтнич. государствам и направлены на вовлечение разнородных этнич. групп в состав общества. Сложнейшей задачей при этом является обеспечение гармоничного сочетания роста общенацион. (государственной) идентичности и сохранения этнич. самосознания и развития культуры. Исследования И. э. на постсоветском пространстве касаются прежде всего вопросов этнич. развития в условиях демократизации обществ.-полит. жизни, становления обществ. структур в новых независимых государствах, трансформации межэтнич. отношений в разл. регионах России и др. стран, перспектив развития малочисленных этносов, миграционных процессов. На уровне отдельной личности процессы И. э. более всего связаны с ее этнич. идентичностью и отношениями с этнич. окружением. Решающим фактором оказывается положительная либо отрицательная идентификация индивида со своей или чужой этнич. группой. Во влиянии внутри- и межгруппового О. на протекание И. э. определяющую роль играют механизмы проекции и замещения. Лит.: Гидденс Э. Социология. М., 2005; Handbook of Cross-Cultural Psychology / J. W. Berry & others (Eds). V. 1-3. Boston, 1997; Culture in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction / S. Bochner (Ed.). Oxford, 1982. В. А. Васютинский

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интегрированное образование и современная модель социальнообразовательной интеграции детей с девиант

Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Морозова Н. Л., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В.
Проанализировано состояние интегрированного образования на современном этапе, описаны внешние и внутренние условия, необходимые для успешной интеграции детей с девиантным поведением. Предложена модель социальнообразовательной интеграции с описанием ее структуры и содержания работы специалистов различного профиля.
Скачать PDF

Формирование личностной готовности к интеграции в социум выпускников специальных и общеобразовательн

Климова Татьяна Владимировна, Воронцов Дмитрий Владимирович
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной готовности к интеграции в социум выпускников школы с нормальным и дефицитарным вариантами развития. Дается анализ факторной структуры ценностносмысловых аспектов личностной готовности к социальной интеграции, выделены уровни и раскрыты специфические характеристики ее сформированности. Сделан вывод о представленности разных уровней ценностносмысловых аспектов личностной готовности в изученных группах старшеклассников.
Скачать PDF

Психофизиологические характеристики сенсомоторной интеграции студенток 18-23 лет с разной степенью ю

Павлов Константин Иванович
Отражены обнаруженные психофизиологические различия в скорости обработки акустических и визуальных сенсорных раздражителей, организованных в динамические фрактальные серии, у студенток с различной степенью ювенильности. Цель исследования изучить психофизиологические особенности сенсомоторной интеграции у студенток 1823 лет с разной степенью ювенильности. Исследование позволило выявить более низкую скорость обработки акустических стимулов у высокоювенильных девушек в сравнении с низкоювенильными.
Скачать PDF

Интеграция мнений как фактор оптимизации процесса создания социальной рекламы

Круглова Марина Анатольевна, Круглов Владимир Георгиевич
В статье рассматриваются вопросы оптимизации процедуры проведения фокус-групп по созданию социальной рекламы. Приводятся эмпирические данные относительно факторов, влияющих на эффективность работы фокус-групп и методов генерации идей, наиболее адекватных для использования в контексте данной процедуры.
Скачать PDF

Особенности сенсомоторной интеграции девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания

Руссак Юлия Александровна
В статье показана специфика сенсомоторной интеграции у девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания.
Скачать PDF

Стратегии социальных отношений при интеграции в общество людей с инвалидностью

Ткаченко В.С.
Скачать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества. Предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления.
Скачать PDF

Пути развития высшего образования в России в контексте мировых интеграционных процессов

Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Личностная готовность к интеграции в социум выпускников специальных и общеобразовательных учреждений

Климова Т. В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной готовности к интеграции в социум выпускников школы с нормальным и дефицитарным вариантами развития. Дается анализ факторной структуры ценностно-смысловых аспектов личностной готовности к социальной интеграции, выделены уровни и раскрыты специфические характеристики ее сформированности. Сделан вывод о представленности разных уровней ценностно-смысловых аспектов личностной готовности в изученных группах старшеклассников.
Скачать PDF

Влияние процесса физического воспитания в условиях педагогической интеграции на показатели техники о

Стеблий Т.В.
Статья посвящена изучению проблемы использования педагогической интеграции в процессе физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития и влияния ее условий на показатели технической подготовленности. Рассмотрены вопросы, касающиеся наличия стихийной интеграции в дошкольных образовательных учреждениях; периоды, на которых построен процесс физического воспитания в смешанной группе, и их содержание. Представлена технология оценки качества овладения основными двигательными действиями детьми данной категории.The article deals with the matters concerning spontaneous integration of mentally retarded children into pre-school educational institutions. The content of periods and construction of the process of physical education of mentally retarded children in a mixed group are considered. The author presents the technology of estimation of basic motor skills acquirement quality by children of the category under consideration.
Скачать PDF

Социокультурная интеграция как социальный процесс

Маслова Т.Ф.
Скачать PDF

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развити

Деханова И. М.
В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.
Скачать PDF