Интеграция
Функциональное объединение органов и тканей в единый организм.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
ИНТЕГРАЦИЯ
от лат. integratio - восстановление, восполнение, лат. integer - цельный] - объединение в целое каких-л. частей, элементов
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ИНТЕГРАЦИЯ
Очень общее значение: процесс координирования и объединения несоизмеримых элементов в целое; см. интегрировать. В ряде специальных моделей термин употребляется с определяющими словами, как, например, в следующих статьях.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИНТЕГРАЦИЯ
соединение, объединение, образование из чего-либо целостного единства. См. инте грация вторичная, интеграция групповая, интеграция культурная, интеграция личности, интеграция первичная, поведенческая, интеграция социальная, интеграция эго.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНТЕГРАЦИЯ
как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Интеграция
сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
интеграция
[integration] Форма культуральной адаптации, при которой индивидуумы способны сохранять свою собственную культуральную идентичность и нравы несмотря на одновременное поддержание позитивных и продуктивных взаимоотношений с соседствующей или доминирующей культурой. См. также: культуральная адаптация (аккультурация); идентичность; мигрант.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
ИНТЕГРАЦИЯ
integration) - объединение нервных импульсов, поступающих от множества синапсов, в теле нервной клетки. Идущие от одних синапсов импульсы вызывают возбуждение нервного волокна, а от других - его торможение; в зависимости от того, какие импульсы преобладают, нервная клетка активизируется и передает полученное сообщение или же такой ее активизации не происходит.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Интеграция
Integratio integro - восстанавливать, перен. - соединять. Объединение в единое целое каких-либо отдельных частей, функций, элементов, происходящее в процессе развития. И. не связана с образованием новых морфологических структур и является следствием образования и упрочения ассоциаций, результатом творческой переработки корой головного мозга получаемых раздражений, импульсов.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Интеграция
(лат. integratio восстановление, восполнение от integer целый) — объединение в целое нескольких частей. В развитии второй, исследовательской, стадии ориентировочной реакции существенную роль играет корково-лимбико-таламическая интеграция. Системы интегрируются в целостный организм. Условный рефлекс представляет собой сложный вид интегративной деятельности с ярко выраженным приспособительным характером.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Интеграция (социальная)
процесс сотрудничества различных классов, социальных групп, объединение в единое целое различных элементов общества. Существует множество определений социальной интеграции (Т.Гобсс, Дж.Локк, Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и др.). Различают групповую интеграцию – процесс Превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. Степень групповой интеграции обусловлена степенью осознания своей принадлежности к группе, признанием ее целей, ценностей и норм.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Интеграция
лат. integer - целый) - 1. объединение в единое и обладающее новыми качествами целое каких-либо частей, элементов, фрагментов. Антоним: Дезинтеграция; 2. в психоанализе – считается, что психика человека начинается как неинтегрированное, неорганизованное Ид и только впоследствии она становится интегрированной в результате развития Эго; 3. согласно объект-теории, младенец начинает жизнь в состоянии первичной интеграции («единого, динамичного Эго»); 4. в психопатологии – формирование целостной патологической структуры, только в контексте которой отдельные симптомы приобретают определенное значение или имеют (могут иметь) конкретную количественную меру.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНТЕГРАЦИЯ
integration) Процесс, посредством которого части соединяются в целое. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, психика человека начинается как неинтегрированное, неорганизованное ИД и становится интегрированной в результате РАЗВИТИЯ ЭГО. Согласно ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, младенец начинает жизнь в состоянии первичной интеграции. "Исходная личность ребенка состоит из единого, динамичного Эго" - Fairbairn (1952). Все ЗАЩИТЫ, кроме СУБЛИМАЦИИ, действуют за счет интеграции, покупая свободу от ТРЕВОГИ ценой РАСЩЕПЛЕНИЯ или ВЫТЕСНЕНИЯ частей потенциально интегрированной САМОСТИ.
Психоаналитическое лечение стремится восстановить утраченные части самости и увеличить интеграцию, См. Fairbairn (1952), Rycroft (1962), Storr (I960).
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
ИНТЕГРАЦИЯ
в конфликте) (от лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – вторая фаза в конфликте, следующая за дифференциацией. Это процесс сближения позиций и обоюдного учета интересов оппонентов. В ходе конфликта стороны (или одна из них) в силу разных причин начинают осознавать, что с помощью борьбы не удастся добиться намеченного. В результате участники начинают стремиться к соглашению или такому исходу конфликта, который был бы в той или иной степени приемлем для каждой из сторон. В то же время, И. далеко не всегда присуща завершению конфликта. При силовом решении проблемы в пользу одной из сторон И. отсутствует. Также нецелесообразно вести речь об И. при затухании или замораживании конфликта или при перерастании его в др. конфликт.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ИНТЕГРАЦИЯ
En. : Integration
Слово «интеграция» используется в новом гипнозе для обозначения бессознательной работы, содействующей единству и гармонии нашей личности.
Согласно Эриксону, психотерапевтическая направленность заключается в интеграции наших сознательных и бессознательных составляющих. Гипноз облегчает этот процесс, способствуя бессознательному функционированию. В частности, во время возрастной регрессии слабо интегрированные островки нашей личности получают дополнительную возможность быть переработанными, чтобы лучше ассимилироваться всей целостностью нашей психики (См. Erickson & Rossi, 1981).
Как говорил Эриксон, «интегрирование эмоциональных и интеллектуальных параметров прошлого опыта в систему взглядов взрослого - это терапевтический фактор. Это эмоциональное переучивание, позволяющее пациенту реорганизовать и реассоциировать свой опыт» (Erickson & Rossi, 1979).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ИНТЕГРАЦИЯ
(Integration). Термин использовался Юнгом трояко: 1) как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Оно подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющих личности (см. АНИМА И АНИМУС ; СИЗИГИЯ), различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени и динамики взаимодействий между функциями и установками сознания (см. ТИПОЛО ГИЯ). Диагностически И. обратна диссоциации (см. ПРОЕКЦИЯ); 2) как подпроцесс индивидуации, примерно соответствующий состоянию «душевного здоровья» или «зрелости». Можно сказать, что И. является процессом, создающим основу для индивидуации, без таких свойств последней, как уникальность и самореализация. Как следствие, И. может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности; 3) как стадия развития, типичная для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п. 1) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения). См. КОМПЕНСАЦИЯ; СТАДИИ ЖИЗНИ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ИНТЕГРАЦИЯ
Integration) - процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.
Юнг использовал этот термин трояко:
1) как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени и динамики взаимодействий между функциями и установками сознания. Диагностически интеграция обратна диссоциации;
2) как подпроцесс индивидуации (интеграция создает основу для индивидуации). Как следствие интеграция может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности;
3) как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п. 1) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения) (КСАП, с. 67).
Психическая интеграция служит организации полноголичностного осуществления, подгоняя отдельные части индивидуальности друг к другу так, чтобы в итоге получить единую личность. Интеграция - это существенный шаг на пути индивидуации и самоосуществления (Selbstverwirklichung). Когда разные аспекты личности существуют независимо друг от друга, это может привести к диссоциации (разъединению и болезненному расщеплению) индивидуальности. Способность интегрироваться является выражением здорового и нормального эго. В особенности при терапии неврозов интеграция отделившихся и вытесненных содержаний является важнейшим процессом.
В сочинениях Юнга понятие "интеграция" имеет основополагающее значение в следующих двух областях: во-первых, при столкновении (Auseinandersetzimg) с "тенью" и, во-вторых, в области многослойных взаимоотношений (Interaktion) между сознанием и бессознательным. Часто Юнг говорит об интеграции тени, т. е. темной стороны личности. В то время как многие люди проецируют свою тень на других людей или на "общество", невроз, скорее всего, ведет к тому, чтобы осуществить интеграцию таких сил. Исходя из этого, Юнг охарактеризовал интеграцию бессознательных содержаний как "основную операцию" в аналитической терапии.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ИНТЕГРАЦИЯ
quot;процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства" [Философский энциклопедический словарь, 1997: с. 181]; "сторона про-цесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных час-тей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов" [Философский энциклопедический словарь, 1983: с. 210]. В философии Спенсера интеграция и дезинтеграция представляют необходимое условие развития, причем, интеграция означа-ет превращение распыленного, незаметного состояния в концентрирован-ное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения. В то время как дезинтеграция - превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения.
J.C. Norcross и L.M. Grencavage [1990] выделяют ряд согласованных различий между эклектикой и интеграцией как теоретическими подхода-ми. Если эклектика характеризуется как технический, дивергентный, предполагающий выбор из многих, применение того, что есть, собирание, отбор, применение частей, эмпирицизм, суммирование частей, реализм подход, то интеграция является теоретическим, конвергентным, предпола-гающим комбинирование многих, смешение, синтез, объединение частей, большую теоретичность, нежели эмпиричность, получение большего, чем простая сумма составляющих частей, идеалистическим подходом [Woolfe R, Dryden W., 1996: c. 261].
A.A. Lazarus [1995], анализируя возможные опасности использования различных типов эклектики и интеграции, подчеркивает принципиальную невозможность как эклектики, так и интеграции несовместимых друг с другом теоретических подходов. Эта невозможность связана, прежде все-го, с тем, что часто различные подходы строятся на диаметрально проти-воположных методологических основаниях, несовместимых позициях по отношению к ответам на основополагающие онтологические и эпистемологические, да и аксиологические вопросы.
Проблема состоит в том, что невозможность, как интеграции, так и эклектизации различных подходов детерминирована укоренившейся тен-денцией к одномерному рассмотрению истины, к созданию единственно верного подхода, как к пониманию, так и к разрешению конкретной про-блемной области. Сегодня же становится достаточно очевидным переход от монологики, пусть и диалектической, к плюралистической логике, представляемой диатропикой или диалогикой, подробный анализ которых будет представлен при рассмотрении философских оснований интегративной эклектики.
Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии