ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ это что такое ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ: определение — Психология.НЭС
Инструментальное научение ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Найдено 2 определения термина ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Экспериментальная процедура, в которой подкрепление возникает только после того, как субъект соответствующим образом отреагирует. Лабиринты, прямые коридоры, проблемные ящики и т.п. – все это примеры экспериментальных приборов, используемых для изучения инструментального обусловливания. На некоторые вещи, касающиеся этого термина, следует обратить внимание. (а) Название происходит от того факта, что возникновение соответствующей реакции инструментально в вызывании подкрепления. Противопоставляется классическому обусловливанию, при котором безусловный стимул появляется независимо от того, возникает ли обусловленная реакция. (б) Многие авторы предпочитают употреблять скорее термин оперангное обусловливание, чем инструментальное обусловливание. Это, однако, не просто вопрос замены одного термина другим. Понятие инструментального обусловливания традиционно охватывает ситуации дискретных попыток, в которых субъект должен был выполнять некоторое действие в структурированном окружении. Понятие опе-рантного обусловливания охватывает как "свободное" поведение, так и поведение в дискретных попытках, включая и поведение, при котором субъект реагирует некоторым изменяемым способом на среду (или "оперирует" с ней). Следовательно, инструментальное обусловливание в действительности является частным случаем оперантного обусловливания, (с) Вообще, этот термин употребляется для обозначения как имеющего место актуального научения, так и самой экспериментальной процедуры. См. обусловливание и оперантное обусловливание.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Инструментальное обусловливание

процедура, в которой подкрепление реакции на стимул происходит в ходе оперирования со средой. Синоним: Оперантное обусловливание (в отличие от классического, Павловского).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Факторы, обусловливающие нервно-психическое здоровье спортсменов-стрелков

Кочеткова Светлана Валентиновна, Королева Татьяна Петровна, Удовенко Ирина Леонидовна
В работе исследованы профили нервно-психического здоровья, адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору-соревнованию. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способности к саморегуляции состояния
Скачать PDF

Характер профессиональной деятельности как фактор, обусловливающий особенности временной перспективы

Неяскина Юлия Юрьевна
В статье описана специфика временной перспективы личности и осмысленности компонентов временного континуума у военнослужащих-контрактников, проходящих службу на территории Камчатского края. Анализируются как общие закономерности восприятия времени собственной жизни военнослужащими по контракту, так и особенности, обусловленные влиянием характера профессиональной деятельности. Показано, что особенности отношения к настоящему не специфичны для военнослужащих представителей разных профессиональных групп, в то время как отношение к будущему и характер его осмысления определяется непосредственными условиями несения воинской службы.
Скачать PDF

Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное повед

Блясова Ирина Юрьевна
В статье представлены основные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних, рассмотрена их роль в развитии личности.The paper presents the main factors causing the socially dangerous behavior of juveniles considered their role in the development of their personality.
Скачать PDF

Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах раз

Иванова Н.Н., Исаева С.Н.
В статье раскрыты особенности проявления «депривационного синдромы» у ребенка от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Подчеркивается, что отсутствие учета единства аффективного и когнитивного развития ребенка приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что влияет на развитие когнитивных функций.
Скачать PDF

Изучение личностных особенностей студентов физкультурного вуза, обусловливающих профессионально-педа

Колмогорова Наталья Владимировна
В статье обоснована необходимость формирования профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза. Изучены личностные особенности студентов и выявлена взаимосвязь их с уровнем профессионально-педагогической направленности. Полученные результаты позволят целенаправленно формировать и совершенствовать уровень профессионального мастерства специалистов в области физической культуры и спорта. Теоретико-методологической основой исследования явились деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, концепции человекознания, концепция поэтапного управления формированием профессионального интереса к педагогической деятельности, проблема педагогических способностей, акмеологические аспекты педагогического профессионализма преподавателя. Проведенный констатирующий эксперимент позволил заключить, что студенты с педагогической направленностью любого типа в большинстве своем гипертимы, умеренной агрессивности, достаточной способностью к сопереживанию и адекватной самооценкой. Данное соотношение личностных качеств студентов физкультурного вуза и профессионально-педагогической направленности можно объяснить спецификой спортивной деятельности, которая во многом предопределяет формирование общительности, коммуникабельности, организованности, открытости.
Скачать PDF

Гендерные различия выраженности потребностей, обусловливающих мотивы занятий футболом

Смоленцева Валентина Николаевна, Будай Елена Константиновна
Представлены результаты исследований гендерных различий мотивов занятий футболом в различных возрастных группах.
Скачать PDF

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств со

Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Скачать PDF

Диагностика инструментальных ценностей личности

Бухвалова Екатерина Михайловна, Карпушина Людмила Валентиновна
Представлена новая методика по изучению инструментальных ценностей личности. Приведены результаты проверки надежности и валидности и текст методики
Скачать PDF

Соотношение стилевых и ситуационных компонентов инструментальной сферы субъекта

Глазков А.В.
Скачать PDF

Инструментальное опосредование в профессиональном обучении и коммуникации: проблемы определения и ди

Коровкин Сергей Юрьевич
Данная статья посвящена проблеме трудной вербализуемости практического и профессионального опыта экспертов. Трудная вербализуемость приводит к затруднениям в процессе обучения новичков и ограничивает коммуникацию между экспертами. Здесь теоретически рассматриваются принципиальные возможности для интенсификации обучения через механизм инструментального опосредования в практическом мышлении.
Скачать PDF

Исследование инструментального блока речевой компетентности в рассказах о себе

Бородачева О.В.
Представлен анализ и интерпретация экспериментальных данных, касающихся структуры, особенностей и динамики содержания инструментального блока речевой компетентности в рассказах старших подростков, молодых и взрослых людей о себе. Выявлено, что инструментальные составляющие речевой компетентности имеют возрастную динамику. Доказано, что молодые люди обладают наиболее развитым инструментальным блоком речевой компетентности из трех исследуемых возрастов.
Скачать PDF

Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента

Огнев Александр Сергеевич, Венерина Ольга Геннадьевна, Яковлев Владимир Александрович
Описана комплексная методика оценки субъективной привлекательности информационного контента, представленного в виде различных типов визуальных стимулов. Используемый комплекс включает оценку глазодвигательных реакций, анализ полиграмм и цветовой семантический круг. Приведены оптимальные режимы и основные результаты применения комплекса для оценки текстовой и графической составляющих информационного контента.
Скачать PDF