Импровизация

Найдено 1 определение
Импровизация
(лат. improvisus, eximproviso — непредвиденный, неожиданный, внезапный, без подготовки) — вид творческой деятельности, создание продукта деятельности «здесь и теперь» в законченном виде, вид сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно–объективно новый продукт. В И. творческий процесс спрессован, сжат до сиюминутности, принципиально ограничен фактором случайности. Способность к И. — общая творческая способность, заключающаяся в возможности на основе интуитивной творческой деятельности порождать творческие продукты в сжатый период времени, позволяющая без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей проблемы увидеть суть задачи, а также самостоятельно оригинальным путем решить ее за ограниченный промежуток времени. Психологическая основа: имеющиеся опыт, эталоны, способы творческой деятельности, интуитивные бессознательные процессы, обеспечивающие инкубацию и рождение творческой идеи; высокая скорость протекания нервных процессов, их лабильность; ориентация на публичность творческой деятельности.
И. — самый древний вид творчества. История возникновения и развития И. восходит к народному творчеству, которое осуществлялось без предварительной подготовки, на основе опыта и сиюминутно возникающих ассоциаций. Классификации:
– по виду деятельности (игровая, учебная, трудовя, коммуникативная);
– по сфере деятельности (музыкальная, театральная, педагогическая, спортивная, изобразительная);
– по технике исполнения (акварель, гуашь, и т. д.);
– по форме воплощения (вербальная, пластическая);
– по составу исполнителей (индивидуальную, групповую); – в зависимости от модели (свободная, И. по модели).
Рассматривая структуру И. как разновидности творческого про цесса, В. Н. Харькин выделяет 4 этапа:
– озарение (инсайт) — интуитивное возникновение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли;
– интуитивно–логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации (этот этап спрессован во времени и протекает мгновенно);
– публичная реализация идеи с интуитивно–логической коррекцией («видимая» часть импровизации);
– мгновенный интуитивно–логический анализ результата импровизации. Таким образом, специфическими особенностями процесса импровизации является сконцентрированность во времени. (Шекалов В. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
346.54 кб

Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел

Шаранов Юрий Александрович, Статный Владлен Михайлович
В данной статье рассмотрена импровизация как системообразующий феномен профессиональной компетентности сотрудника. Подчеркивается очевидная тенденция к возрастанию уровня креативности юридической деятельности.
Читать PDF
133.78 кб

Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности: опыт феноменологического анализ

Крохина Светлана Алексеевна
Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экс-промт», их общность и различие, а также место в контекстедеятельности сотрудников органов внутренних дел.
Читать PDF
137.20 кб

Импровизация как основа совместного творчества в управлении

Т. Ю. Базаров
Читать PDF
1.01 мб

Музыкальное МироТворчество: совместная музыкальная игра-импровизация как средство самопознания и раз

Овчинникова Юлия Сергеевна
В статье рассматривается проблема восприятия музыки в условиях современного городского пространства и особенности его звукомузыкального воздействия на человека.
Читать PDF
295.75 кб

Рефлексивное управление, инноватика и импровизация: сущностные характеристики и отношения в учрежден

Харлов Михаил Аркадьевич
Во введении автор отмечает, что ресурсные возможности рефлексивной составляющей личности, групп, учреждений среднего профессионального образования и самих систем управления зачастую актуально не осознаются, не воспринимаются в кач
Читать PDF
1.92 мб

Музыкальная импровизация как средство развития воображения

Портнягина Анастасия Михайловна, Орлова Светлана Николаевна
В данной статье рассматривается развитие воображения субъекта. Именно оно является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Читать PDF
1.50 мб

Концептуальное творчество и импровизация в обучении школьников выставочному дизайну

Мереняшева Марина Анатольевна
Статья рассматривает выставочный дизайн как область стыка довузовского и профессионального дизайна, анализирует его возможности в популяризации цели дизайна проектирования видения.
Читать PDF
258.33 кб

Знаковые системы, импровизация и диван на кафедре: к проблеме реконструкции образа профессиональной

Белоусов Константин Игоревич, Ерофеева Елена Валентиновна, Ерофеева Тамара Ивановна, Зелянская Наталья Львовна
В исследовании реконструируется комплексный образ профессии преподавателя-лингвиста. Материалом исследования послужили результаты направленного ассоциативного цепочечного эксперимента с большим количеством реакций.
Читать PDF
615.42 кб

Художественная импровизация как средство эмоционального развития детей 5-7 лет

Розова Ирина Николаевна
В статье рассматривается проблема эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении. С учетом мнений общепризнанных в психологии и педагогике ученых таких, как: В. А. Сухомлинский, В. Г. Ражников, О. П.
Читать PDF
191.76 кб

Импровизация как необходимая составляющая музицирования (на примере дисциплины «Дополнительный инстр

Пономарева Елена Владимировна
В статье дается структура творческого музицирования, рассматриваются возможности использования импровизации в процессе освоения синтезатора, дается общий анализ современных методик формирования импровизационных навыков.
Читать PDF
714.17 кб

Вокальная импровизация как одно из педагогических условий формирования творческого потенциала ученик

Жадан Ольга Николаевна
В статье рассказывается о вокальной импровизации как одном из педагогических условий формирования творческого потенциала учащихся-вокалистов.
Читать PDF
161.02 кб

Импровизация как выражение правды и критерий истины в творении

Новикова Екатерина Борисовна
Импровизация, представляя непосредственное единовременное единство сочинения и исполнения, в философском плане может рассматриваться как критерий истины.
Читать PDF
319.29 кб

Гений и импровизация

Новикова Е.Б.
В статье рассматривается вопрос о специфике импровизации как одной из сущностных характеристик гения. За основу берётся понимание природы гения Г. В. Ф.
Читать PDF
54.67 кб

Формирование импровизационных способностей в эстрадно-джазовом исполнительстве

Иванова В.Г.
Читать PDF
131.15 кб

Развитие экологического образования и воспитания дошкольника посредством мини-этюдов, игр-импровизац

Тихонова Ю.В.
Экологическая работа в детском саду является составной частью целостного педагогического процесса в развитии экологического воспитания и образования.

Похожие термины:

  • Педагогическая импровизация

    нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве. Процесс импровизации состоит из четырех этап
  • Способность к импровизации

    общая творческая способность, индивидуальные особенности человека, которые обеспечивают самостоятельный, быстрый и качественный поиск, исполнение нового и оригинального решения, создание неожи
  • Импровизационность

    внутреннее качество деятельности и ее результата, универсальная содержательная характеристика, показатель и условие развития творчества в любой сфере деятельности, компонент деятельности, прид