Игры с ненулевой суммой ИД-ЭГО

Ид

Найдено 14 определений термина Ид

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ид (оно)

Id (it)]. Исходная биологическая суть для остальных проявлений личности. Несмотря на примитивность и неорганизованность, ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания ид почти полностью бессознательны.

Оцените определение:

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

Ид

id). Согласно Фрейду — примитивный, гедонистический компонент в структуре личности.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Ид

id) - согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

ИД

ID)

Гипотетическая психическая система, заключающая в себе инстинктные влечения, то есть мотивирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид это одно из трех подразделений психики в структурной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

Ид

Оно, Id) - в психоанализе - инстинкты, источник психической энергии, которая требует немедленного и прямого выхода в определенных действиях, обычно лишенных социализированных характеристик и потому отвергаемых супер-Эго. Выражение, являющееся биологической метафорой применительно к бессознательной сфере психики человека. Ид представляется «потомком бессознательного», точно также, как Эго является «потомком сознательного». Ид «содержит все, что присутствует при рождении, все, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах...Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли это благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположно Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей.Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (Фрейд, 1940). См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Ид

Id). Аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным; присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

ИД (ID-ОНО)

в гештальтистском понимании - одна из трех "функций" SELF, обладающего также ego-функцией (я-функцией) и personality-функцией (личность-функцией). Обычно SELF действует в режиме id в начале цикла контакта, в его фазе, называемой "forecontact" ("форконтакт", "пре-контакт"). Некоторые авторы считают, что при ассимиляции (в фазе "пост-контакт") SELF также функционирует в режиме id.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон

ИД

id) - суффикс, обозначающий отношение или сходство с чем-либо. Например: сперматида (spermatid) - стадия образования спермы.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ИД (ID, ОНО)

Во фрейдистской трехсоставной модели психики, примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей, либиди-нозной энергии, требующей немедленного удовлетворения. Оно считается самым глубоким компонентом души, собственно бессознательным. Полностью автономное и изолированное от окружающего мира, оно направлено на достижение собственных целей. Единственное, что им управляет, это принцип удовольствия, ид представлялось как абсолютный гедонист. Задача ограничения этой направленной только на одну цель структуры является одной из основных функций эго (или Я).

Все три компонента души в психоаналитическом представлении, конечно, являются метапсихологическими конструктами. Ид – это своего рода биологическая метафора, описательный прием. Язык многих психоаналитических авторов, однако, привел к определенной персонализации, овеществлению, что является необоснованным, неудачным и вводящим в заблуждение. Сам Фрейд высказывался очень определенно по этому поводу: понятие иддолж-но использоваться только как описательная характеристика системы действии и поведения. См.эго, суперэго.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Ид

Оно», слово, использованное переводчиками работ Фрейда на английский для обозначения немецкого -Es. Самая нижняя, глубинная подструктура из трех, составляющих структуру личности, ее психического аппарата. Ид предшествует эго на пути развития; представляет собой комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил, инстинктов, «...мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей... Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации... а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (3. Фрейд).

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

Ид

Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

Источник: А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины)

ИД

термин, используемый в психоаналитической литературе для описания бессознательного и характеристики одной из частей психического аппарата, наряду с такими его другими частями, как Эго и Супер-Эго.

   Этот термин берет свое происхождение от переведенного на английкий язык (The Id) немецкого термина (das Es), введенного З. Фрейдом в свои теоретические конструкции в работе «Я и Оно» (1923). В отечественной литературе термин «Ид» чаще всего используется при переводе на русский язык англоязычных текстов, в то время как термин «Оно» – немецкоязычных изданий. Оба термина являются взаимозаменяемыми, равнозначными, не вызывающими у аналитиков недоразумение, но способными ввести в заблуждение тех, кто не знаком с психоаналитической терминологией.

   Понятие Ид было заимствовано З. Фрейдом из переписки с немецким врачом-терапевтом Г. Гроддеком (1866–1934), опубликовавшим в начале 20-х годов такие работы, как «Искатель души» (1921) и «Книга об «Оно» (1923). Так, в апреле 1921 года в ответ на очередное послание Г. Гроддека он написал ему, что для находящегося в глубине психики бессознательного наиболее верным обозначением будет введенный немецким коллегой термин «das Es». Ранее, в конце ХIХ века это понятие использовалось немецким философом Ф. Ницше для обозначения безличного в человеке.

   Использование термина «Ид» потребовалось З. Фрейду для того, чтобы противопоставлять не бессознательное и сознательное, а взаимосвязанное Эго (Я) и отщепленное от него вытесненное. Подобное обозначение глубинного бессознательного как Ид было вызвано необходимостью, поскольку З. Фрейд обнаружил, что в самом сознании многое является бессознательным, но отличным и от предсознательно-го и от вытесненного бессознательного. Такое бессознательное в сознании было названо им «третьим бессознательным», или Супер-Эго (Сверх-Я). Подобное структурное понимание психики человека, представленное З. Фрейдом в его работе «Я и Оно», предопределило уточнение понятийного аппарата психоанализа, что и вызвало необходимость использования введенного Г. Гроддеком термина «Ид».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Ид (оно)

в психоаналитической теории З.Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими системами личности-эго и супер-эго - приводит к возникновению Внутриличностных конфликтов.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Ид

в системе психоанализа – примитивный животный инстинктивный элемент психики, либидозная энергия, жажда удовольствия, требующая немедленного удовлетворения – как самый глубокий компонент души, бессознательный и врожденный. Кроме чувственности, ид включает в себя агрессивность, злобность, асоциальность, алогичность.

Ср.:

Она взяла обе его руки и крепко сжимала их, глядя ему прямо в глаза. В этом взгляде было опять что-то совершенно незнакомое Ромашову – какая-то ласкающая нежность, и пристальность, и беспокойство, а еще дальше, в загадочной глубине синих зрачков, таилось что-то странное, недоступное пониманию, говорящее на самом скрытом, темном языке души… (А. Куприн, Поединок).

Ср. суперэго.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С СЕМЕЙНЫМИ РОЛЯМИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Дахно В.М.
В статье описаны результаты исследования представлений о будущей семье у юношей и девушек из полных и неполных семей. Предлагается рассмотрение личностных особенностей построения образа родителей, себя как будущего родителя в ситуации наличия обоих родителей или только одного. Неполная семья рассматривается лишь как ситуация мобилизации дополнительных ресурсов для развития и саморазвития личности, но не как негативная ситуация, полностью лишающая человека возможности стать полноценной личностью. Изучение отношения к семейным ролям и собственной гендерной роли реализовано посредством контент-анализа сочинений юношей и девушек и репертуарного теста. Контент-анализ позволил выделить особенности представлений молодежи о семье, проанализировать возможные причины и следствия содержания образа будущей семьи у юношей и девушек из полных и неполных семей. Выявлены и описаны критерии анализа сочинений: наличие образа семьи в представлениях о будущем, наличие в будущей семье детей, возможность самореализации благодаря или вопреки семейным отношениям, использование физических и инструментальных характеристик при описании будущего, значение материальных ценностей в образе будущего, страхи в отношении будущей семьи. Репертуарный тест показал некоторые механизмы идентификации личности с образами отца и матери. В результате исследования выявлено наличие возрастных, гендерных и семейных факторов отношения молодежи к будущей семейной жизни. Описаны особенности построения образа будущей семьи и отношения к гендерным ролям молодежи из полных и неполных семей. Установлено, что у молодежи из неполных семей более позитивный образ себя как будущего супруга и родителя; описаны основные тревоги и переживания в отношении будущей семьи; выделены особенности структурного и тематического описания будущей семьи. Также подробно проанализированы ролевые связи между различными гендерными эталонами, и на их основе представлены стратегии формирования гендерной идентичности в ситуации отсутствия одного родителя. Основные выводы исследования показали более позитивное отношение к созданию семьи у молодежи из неполных семей, что, однако, сопровождается и большим количеством переживаний и страхов. Представления о будущей семье в данной группе молодежи более реалистичны, более продуманны, что говорит об их большей озабоченности по поводу создания собственной семьи по сравнению с молодежью из полных семей. Выявлены компенсаторные механизмы формирования адекватного образа Я для юношей и девушек, имеющих лишь одного родителя. В целом результаты показали, что неполная семья как социальная ситуация развития личности определяет усиление значимости собственных будущих семейных отношений, большее внимание молодежи к построению собственной семьи, к выполнению собственной родительской функции.
Скачать PDF

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Бугайчук Татьяна Владимировна, Доссэ Татьяна Григорьевна
Современный этап развития отечественной науки характеризуется ростом исследовательского интереса к проблеме формирования социальной идентичности, важное место в структуре которой занимает гражданская идентичность. Научная статья посвящена исследованию проблемы идентичности в отечественной науке. Авторы определяют специфику социальной и гражданской идентичности.
Скачать PDF

ИДЕАЛЫ И АНТИИДЕАЛЫ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Собкин Владимир Самуилович, Калашникова Екатерина Александровна
Статья посвящена исследованию представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы. Их изучение представляется актуальным в связи с особенностями социализации современного подростка в контексте современных социокультурных реалий. Обострение политической ситуации в стране и мире, политизация СМИ и общества в целом, внедрение информационных технологий в различные сферы жизни, «вестернизация» культурных ценностей и информационной среды, смещение акцентов в поло-ролевой идентификации, оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения учащихся, на выбор ими ценностных ориентиров, социальных образцов. В связи с этим целью данного исследования являлось изучение гендерной специфики и возрастной динамики значимости различных групп персоналий, относящихся к сферам политической и духовной культуры в структуре идеалов и антиидеалов современных подростков. Основываясь на данных контент-анализа анкетного опроса 2 273 учащихся 5-11 классов, рассматриваются гендерная специфика и возрастная динамика значимости различных групп персоналий в структуре идеалов и антиидеалов современных подростков. Характеризуются особенности структуры идеалов и антиидеалов мальчиков и девочек, складывающиеся под влиянием фактора полоролевой идентификации. Проводится анализ групп идеалов и антиидеалов учащихся в зависимости от их принадлежности к отечественной и зарубежной культурам. Показано, что представления учащихся об идеалах и антиидеалах имеют смешанную структуру, где доминируют персоналии реальных людей по сравнению с образами (героями произведений литературы, кино, мультфильмов). Для мальчиков значима сфера политической культуры и идеологии (политики, исторические деятели), где представлены мужские персоналии. Для девочек, помимо политики, более значима литературно-художественная сфера (писатели и актеры кино), где с возрастом доля мужских персоналий существенно возрастает. Анализ идеалов и антиидеалов представленности «мужских» и «женских» персонажей в литературно-художественной сфере позволил подтвердить тенденцию, выявленную в предыдущих исследованиях: с возрастом девочки все больше строят образ себя на позитивных образцах, выбирая «женские» персонажи в качестве идеальных образцов. «Мужские» же персонажи чаще упоминаются девочками среди антиидеалов.
Скачать PDF

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

В. А. Рач, О. В. Бирюков
Проведен обзор литературы затрагивающей вопросы определения компетентности, профессионализма, квалификации. Рассмотрены подходы определения компетентности в сфере управления проектами. Сформулировано уточненное определение понятия «компетентность». Предложен подход определения компетентности проектного менеджера на основе метода ранжирования
Скачать PDF

Идентификационные характеристики как основа реабилитационного потенциала

Морозова Е.В., Шмелева С.В.
Скачать PDF

Идеи Л. С. Выготского в контексте духовно-нравственного развития студентов-психологов

Серых Анна Борисовна, Букша Лилия Францевна
Авторы статьи рассматривают особенности профессиональной психологической деятельности в контексте актуальности организации условий для духовно-нравственного развития студентов-психологов. Представлены результаты эмпирического исследования и различные аспекты программы психологического сопровождения «Восхождение к духовности основа профессии психолога», в основе которой лежит культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Скачать PDF

Идеальный преподаватель в представлении студентов медицинского университета

Капустина Татьяна Викторовна
В статье описаны результаты эмпирического исследования идеального преподавателя в представлении студентов III курса Тихоокеанского государственного медицинского университета, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «медико-профилактическое дело».
Скачать PDF

Идеология ответственности или стратегия формирования антитеррористической идеологии как личностной ц

Брижак Зинаида Игоревна, Абакумова Ирина Владимировна
Ответственность интегральное свойство личности, проявляющееся в осознанном, инициативном, самостоятельном, социально позитивном поведении. Ответственность имеет важное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. В то же время ее изучение сильно осложняет отсутствие обстоятельно разработанной общей теории ответственности. Особый раздел изучения ответственности связан с ее идеологической направленности. Как формировать ответственность как ответственность в области идеологического противодействия насилию? Этому вопросу как раз и посвящена данная статья.
Скачать PDF

Идентичность больного в контексте внутренней картины болезни больных онкологическими заболеваниями р

Орлова М.М.
Статья рассматривает особенности личностной и социальной идентичности в ситуации тяжелого онкологического заболевания и ее адаптационный смысл. В качестве ресурса выступают сохранные социальные роли.
Скачать PDF

Идеи М. К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии

Аникина Вероника Геннадьевна
В статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» сознательным, осмысленным, цельным. Бытие человека это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать собирать. Одно из условий такой «сборки» существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии.
Скачать PDF

Идеалы психологической науки и практики в трудах Е. А. Климова

Леонова Анна Борисовна, Носкова Ольга Геннадьевна
В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930-2014) в связи с его 85-летием. Описаны тематика исследований ученого, понимание сути науки с позиции современного наукознания; роль системной методологии в психологии; проблемы преподавания психологии в университетском образовании, особые свойства мышления практиков по сравнению с теоретическим мышлением; психологические качества психолога как профессионала. Представлены взгляды ученого на историю психологической науки, соотношение научного и житейского знания о психике, ответственность психологической науки перед обществом и практикой.
Скачать PDF

Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной пси

Котова И.Б.
В статье показано освоение идеи личностного и жизненного ресурса в отечественной и зарубежной психологии. Выделены и описаны два направления разработки ресурсной проблематики: ситуационный и личностный. Автор обращает внимание на то, что в работах зарубежных психологов изучены адаптационные ресурсы, которые необходимы организму для выполнения широкого круга реальных жизненных задач. Рассмотрены когнитивные ресурсы, которые дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, т.е. являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления. В качестве жизненных ресурсов человека рассматриваются следующие личностные характеристики: «интернальный локус контроля», «уверенность в себе» и «самоэффективность». Автор показывает, что изучение личностных и жизненных ресурсов осуществлялось исследователями следующих научных школ: аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, эго-психология Э. Эриксона, неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромма, Г.С. Салливена, В. Райха, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма и др. отечественных и зарубежных психологов. Предпринятый автором анализ позволил сделать вывод, что благодаря исследованиям отечественных и зарубежных психологов осуществлена концептуализация идей личностного и жизненного ресурса.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16