Грамотность психологическая

Найдено 1 определение
Грамотность психологическая
Понятие впервые ввел Е. А. Климов. Рассматривая Г. п. в контексте культуры, он подчеркивая, что «психологическая грамотность не сводится к элементам осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает нек-рую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума». В Г. п. входят: «душеведческая направленность» мышления; интерес к другому; владение элементами психол. познания, т. е. приемами экспресс-диагностики, зондирования в процессе беседы (Е. А. Климов, Б. С. Гершунский, Б. С. Ерасов). Значимым является сочетание Г. п. и толерантности. Психол. знания о себе рассматриваются как основа социальной адаптивности и успешности, саморазвития, саморегуляции и самокритики. В составе Г. п. также убежденность в возможности роста и развития. Г. п. представляет собой совокупность элементарных психол. знаний и умений, осваиваемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Подразумевается овладение психол. знаниями, фактами, представлениями, понятиями, законами, умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере О., поведения, деятельности. Г. п. проявляется в осведомленности по поводу функционирования разнообразных явлений психики в контексте науч. знания, житейского опыта. Также предполагается владение способами психол. познания и их применение в социальном поведении. Лит.: Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. Т. Н. Щербакова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся

Андреева А.Д., Данилова Е.Е.
Изучали операционализацию понятия психологической грамотности, а также получали эмпирические данные, характеризующие становление основ психологической грамотности на всех этапах школьного обучения.
Читать PDF

Психолого-дидактические условия формирования психологической грамотности учащихся начальной школы

Андреева Алла Дамировна, Данилова Елена Евгеньевна
Статья посвящена проблеме формирования психологической грамотности школьников как важного условия достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Читать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Польченко Ольга Викторовна
В статье описана проблема низкого уровня психологической грамотности молодых людей, определены следствия и психологические причины данного феномена на основе наблюдений.
Читать PDF

Психологическая грамотность младших школьников как условие освоения универсальных учебных действий

Прихожан Анна Михайловна
В статье рассматривается проблема формирования эмпатии и децентрации как универсальных учебных действий у младших школьников на уроках психологии в начальной школе.
Читать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ) СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСК

Бусыгина Алла Львовна
Раскрывается проблема значения и сущности развития психологической компетентности студентов, составляющей основу профессиональной подготовки в вузе, в рамках сохранения психологического здоровья молодого поколения.
Читать PDF

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ

Хайрова З.Р.
. Актуальность данной работы обусловлена запросами педагогической практики и потребностью развивающейся системы образования в повышении качества и результативности профессиональной педагогической деятельности.