ГРАММАТИКА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ грамотное правление

ГРАММАТИКА, ФРАЗОВО-СТРУКТУРНАЯ

Найдено 2 определения термина ГРАММАТИКА, ФРАЗОВО-СТРУКТУРНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

ГРАММАТИКА, ФРАЗОВО-СТРУКТУРНАЯ

Класс порождающих грамматик, который характеризует язык как свод правил организации элементов языка. Формальная основа фразово-структурной грамматики довольно проста и сходна со старыми системами грамматического разбора, применяемыми для анализа структуры предложения; то есть даются названия частям предложения и определяются грамматически релевантные части фраз См правило подстановки и дерево (2) в качестве примеров видов используемых операций. Вообще, этот класс грамматик рассматривается как менее мощный и менее полный, чем трансформационные грамматики.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ФРАЗОВО-СТРУКТУРНАЯ ГРАММАТИКА

См. грамматика, фразово-структурная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Двусистемная символьная вычислительная модель усвоения искусственной грамматики

Иванчей И.И., Андриянова Н.В.
Работа посвящена моделированию когнитивных процессов человека. Представлена вычислительная модель усвоения искусственной грамматики - задачи, позволяющей изучать процесс усвоения человеком статистических закономерностей в окружающей среде. В литературе описано большое количество экспериментов, демонстрирующих, что в обработке информации человеком участвует несколько когнитивных систем. Представленная модель описывает возможные механизмы работы этих систем и принципы их взаимодействия в разных условиях выполнения задачи. Результаты моделирования сравниваются с результатами экспериментов с людьми, представленными в литературе и полученными авторами работы. Модель достаточно хорошо согласуется с данными экспериментов. Описаны успешные и неуспешные аспекты работы модели, обсуждаются их причины. В отличие от большинства современных двусистемных моделей, представленная модель с теоретической точки зрения является символьной, т.е. не содержит нейросетевых компонентов. Описываются достоинства двусистемных когнитивных моделей, а также обсуждаются символьные и коннекционистские (нейросетевые) подходы к моделированию когнитивных процессов. Результаты работы могут быть применены для построения и проверки теоретических моделей в психологии, а также для разработки когнитивных архитектур, основанных на принципах обработки информации человеком
Скачать PDF

Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь

Агафонов Андрей Юрьевич, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
В статье описан ход и результаты исследования эффектов имплицитного научения в условиях действия установки и обратной связи. Эксперимент проводился с использованием искусственных грамматик. Было обнаружено, что выраженный эффект имплицитного научения имеет место только в условиях действия релевантной установки, когда испытуемый заранее информируется о наличии правила грамматики. Также можно предположить существование скрытого эффекта научения в условиях релевантной обратной связи, который выражается в отличии времени реакции при верных и ошибочных ответах.
Скачать PDF

Синдромный анализ трудностей в понимании детьми логико-грамматических конструкций

Статников Александр Исакович
В статье описываются результаты исследования механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися 7-8 лет с речевыми нарушениями и с типичным речевым развитием. В исследовании использовались: компьютеризированные тесты на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на серийную организацию движений и речи (традиционные и компьютеризированные) и пробы на оценку уровня развития стратегий переработки зрительно-пространственной информации. Синдромный нейропсихологический анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам. Во-первых, трудности понимания логико-грамматических конструкций связаны с дефицитом развития зрительно-пространственных функций, что соответствует традиционному для отечественной нейропсихологии представлению. Во-вторых, понимание логико-грамматических конструкций связано также с серийной организацией движений и речи. Характер этих связей отличается от характера связей с уровнем развития стратегий зрительно-пространственного восприятия, что свидетельствует о различном значении данных психических функций для развития процесса понимания грамматически сложных предложений. Полученные результаты интерпретируются с позиций теории системной динамической локализаций высших психических функций Л.С. Выготского-А.Р. Лурия и модели трех уровней организации речи по А.Р. Лурия и концепции трех уровней синтаксиса Т.В. Ахутиной. Автор предполагает, что операции по грамматическому переструктурированию сложных предложений онтогенетически тесно связаны с функциями серийной организации движений и развиваются на анатомически близком к ним субстрате (заднелобные отделы коры больших полушарий). Другой же аспект понимания логико-грамматических конструкций нахождение «точки отсчета» и создание асимметризованной квазипространственной структуры, в которой определены тематические роли членов предложения, будет аналогичным образом связан с функциями зрительно-пространственного восприятия и их анатомическим субстратом (теменно-височно-затылочными отделами).
Скачать PDF

Эффективность стратегии прогнозирования грамматических образов при аудировании иноязычной речи

Агеева Наталия Валерьевна
Восприятие и понимание звучащей иноязычной речи это сложная психическая деятельность, которая требует интеллектуальных усилий со стороны воспринимающих ее и провоцирует возникновение многочисленных психологических барьеров. В статье рассматривается возможность преодоления данных барьеров посредством применения стратегии прогнозирования грамматических образов. Эффективность применения данной стратегии подтверждена статистическими критериями, которые отражают достоверность различий выборок на констатирующем и заключительном этапах проекта.
Скачать PDF

Понимание логико-грамматических конструкций у второклассников: нейролингвистический анализ механизмо

Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Статников А.И.
Понимание логико-грамматических конструкций (ЛГК) сложный психический процесс, состоящий из разных речевых операций и предполагающий взаимодействие различных мозговых структур. Этот процесс особенно сложен в случае понимания обратимых конструкций, где члены предложения, имеющие различные роли (например, субъект и объект действия), могут меняться ролями. Например, в предложении «Мальчик спас девочку» мальчик исполняет роль деятеля, но в обратной ситуации деятель девочка. В необратимых предложениях такая мена невозможна («Мальчик съел котлету»). Понимание необратимых предложений может быть достигнуто без операций грамматического анализа, тогда как в понимании обратимых конструкций они необходимы (Caramazza, Zurif, 1976). На сложность процесса понимания влияет выбор залога (ср. «Мальчик спас девочку» и «Девочка спасена мальчиком») и порядок слов (ср. пары с разным порядком слов «Мальчик спас девочку» и «Девочку спас мальчик» или «Девочка спасена мальчиком» и «Мальчиком спасена девочка»). Анализ афазии у взрослых показывает, что нарушения понимания ЛГК возникают при поражениях нижних отделов левой премоторной области, левой зоны ТРО; трудности понимания ЛГК возможны и при поражении средне-височных отделов левого полушария из-за снижения слухо-речевой памяти (Лурия, 1947, 1975; Ахутина, 1989; Драгой и др., 2015; Berndt, Caramazza, 1980, 1981; Goodglass, 1976; Schwartz, Saffran, Marin, 1980). Эти данные подтверждаются современными данными нейровизуализационных исследований (Kaan, Swaab, 2002; Ben-Schachar et al. 2004; Grodzinsky and Friederici, 2006; Rodd et al., 2010; Den Ouden et al., 2012). Исследования понимания логико-грамматических конструкций детьми показывают, что и состав операций и их локализация частично другие. Было обнаружено, что дети 4 лет при понимании предложений опираются преимущественно на порядок слов, действуя по правилу семантического синтаксиса «Первое имя обозначает деятеля». Они лучше понимают конструкции типа «Мальчик спас девочку» и «Мальчиком спасена девочка» по сравнению с конструкциями, где имя деятеля стоит в конце (Ахутина, Величковский, Кемпе, 1988, Ахутина, 1989). При этом предполагалось, что такое понимание (без анализа грамматических аффиксов) может опираться на холистическую правополушарную стратегию обработки информации (Ахутина, 1989). В работах А.И. Статникова (2013, 2015) было показано, что следы действия этого правила семантического синтаксиса можно обнаружить и у типично развивающихся детей 7 лет и более отчетливо у их сверстников с общим недоразвитием речи (Статников, 2015). Анализ функциональной структуры понимания ЛГК показал ее изменения с возрастом. Так, Ю.Ю. Лапшина приводит данные о том, что в 5 лет у ребёнка задействованы функции программирования, регуляции и контроля, правополушарная стратегия зрительного и зрительно-пространственного восприятия, а также слухоречевая память. В 6 лет с пониманием ЛГК тесно связаны фонематический слух, серийная организация речи и, возможно, зрительно-вербальные функции (Лапшина, 2011). В предыдущей работе было показано, что у детей 7-8 лет с трудностями понимания ЛГК выявляются зрительно-пространственные трудности, дефицит серийной организации движений и слабость слухо-речевой памяти (Киселев, Пермякова, Лапшина, 2007). Связь понимания ЛГК с уровнем развития серийной организации речи и зрительнопространственных функций обнаружена у детей 7 лет А.И. Статниковым (2013, 2015). Однако в двух последних работах не обсуждается вопрос о задействованности функций левого или правого полушария мозга. Для речевых функций в целом показан сдвиг от правополушарной и биполушарной латерализации к левополушарной, причем у разных речевых функций этот сдвиг происходит в разное время (Neville, Bavelier, 2002; Bates et al., 2003; см. обзор Ахутина и др. 2013). Остаются, однако, неясными вопросы о латерализации понимания ЛГК у детей 8 лет и зависимости понимания ЛГК от состояния других ВПФ. Цель исследования проанализировать понимание ЛГК и его связь с состоянием других ВПФ у детей 8 лет. Выборка. В исследовании приняло участие 40 второклассников (32 мальчика, 8 девочек, средний возраст 8,34±0,4 года). Методика. Компьютеризированная методика оценки понимания логикограмматических конструкций (Статников, 2013) включает 80 заданий, разделенных на 4 этапа. Первый этап предваряется 4 тренировочными заданиями. Материалом методики являются 4 типа конструкций: активные и пассивные конструкции (примеры выше), предложные и инструментальные конструкции (например, Бабушка накрывает шарфом шапку и Мальчик кладёт сумку в коробку ). Все испытуемые были обследованы с помощью адаптированного для детей 5-9 лет нейропсихологического обследования (Ахутина и др., 2012). На его основе были рассчитаны индексы состояния следующих компонентов ВПФ: произвольной регуляции деятельности; серийной организации движений; индексы переработки кинестетической, слухоречевой, зрительной и зрительно-пространственной информации; индекс I блока. Результаты. Анализ выполнения проб показал, что дети лучше понимают необратимые предложения по сравнению с обратимыми (98 и 86% правильных ответов). Обратимые конструкции различаются по времени выполнения заданий. Так, например, среди активных и пассивных конструкций быстрее всего обрабатывались предложения активного залога с прямым порядком слов (в среднем 3746 мс), а медленнее всего предложения пассивного залога с обратным порядком слов (3947 мс), два других типа предложений статистически не отличались от самого медленного (3904 и 3911 мс). Анализ корреляций выполнения проб на понимание ЛГК с показателями нейропсихологического исследования показал следующее. Многочисленные статистически значимые корреляции времени выполнения обнаружены с индексом программирования и контроля (коэффициент корреляции Пирсона от 0.327 до 0.430 при p
Скачать PDF

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ МОЗГОВЫЕ М

Ахутина Татьяна Васильевна, Корнеев Алексей Андреевич, Матвеева Екатерина Юрьевна
Данное исследование направлено на выявление возрастной динамики различных стратегий понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) у детей 7 и 8 лет и ее мозговых механизмов. С этой целью использовалась компьютерная методика оценки понимания детьми ЛГК, включающая различные типы обратимых и необратимых конструкций. В исследовании приняли участие 33 учащихся первого класса и 64 учащихся второго класса (средний возраст 7,3 ± 0,5 года и 8,7 ± 0,3 года). Кроме выполнения методики оценки понимания ЛГК, все дети прошли нейропсихологическое обследование, адаптированное для детей 5-9 лет. Анализ правильности понимания пассивных конструкций позволил разделить детей на три группы: (1) с преобладанием ориентации на порядок слов; (2) с ориентацией на падежные флексии и порядок слов; (3) дети, безошибочно понимающие пассивные грамматические конструкции. Корреляционный анализ характеристик понимания ЛГК и результатов нейропсихологического обследования детей позволили прийти к заключению, что стратегия понимания ЛГК по правилу «первое имя агент» опирается на двустороннее участие полушарий с ведущей ролью правого полушария, тогда как стратегия с опорой на признаки поверхностной синтаксической структуры предполагает активное участие левого полушария. Возрастная динамика указывает на увеличение роли левого полушария в понимании обратимых грамматических конструкций у второклассников по сравнению с первоклассниками.
Скачать PDF

Структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов гуманитарн

Буравцова Наталия Владимировна
В статье представлены структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов педагогов и психологов, специфика психологического пространства личности рассматривается в зависимости от уровней личностной суверенности, доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет уровень эмпатии.
Скачать PDF

Структурные и содержательные аспекты исследования феномена мотивации в юридической психологии

Арбузова Е.Н.
Наиболее важными проблемами исследования мотивации на данный момент являются проблемы, связанные с определением ее основного содержания и структуры. Предложенная автором модель мотивации рассматривается с точки зрения системного принципа и ориентирована на разработку мер, предупреждающих развитие неконструктивных форм мотивации. В исследовании приводятся некоторые данные корреляционного анализа.
Скачать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сф

Ахметова Л.В.
Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.The individual particularities of the cognitive sphere structural organization of a personality are in close connection with the students thinking productivity. The results of discipline, specific and common students achievements at CSE (Common State Examination) may be used as the markers of their individual thinking productivity. It was proved that the determinants balanced correlation of the students cognitive development influences greatly the thinking productivity
Скачать PDF

Структурные изменения в мезокортиколимбической дофаминергической системе мозга при длительной алкого

Дробленков А.В., Лебедев А.А., Шабанов П.Д.
Изучали морфофункциональные изменения структур мезокортиколимбической системы мозга крыс при длительной (5 мес.) интоксикации этанолом, когда 15 % этанол являлся единственным источником жидкости. Длительная алкоголизация (1-5 мес.) уменьшала объем и удельную плотность нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки. Характер этих изменений носил форму нисходящей параболической кривой, что косвенно может свидетельствовать о дистрофии и некробиозе продуцирующих дофамин клеток. При этом объем нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки уменьшался в 1,3-1,5 раза, а удельная плотность в 1,8-3 раза. Плотность нейроглиоцитов черной субстанции и вентральной области покрышки возрастала в 1,3-1,4 раза. Значительно (в 4,1-2,4 раза) уменьшилась плотность нейронов прилежащего ядра и передней поясной коры, а объем жизнеспособных нейронов несколько увеличился, что можно объяснить увеличением объема их рецепторной поверхности. Увеличение глиальной плотности прилежащего ядра и передней поясной коры в 1,7-1,9 раза может отражать возрастающую роль нейроглиоцитов в обороте моноаминов и метаболитов этанола в системе синапс-гемокапилляр, компенсирующим дефицит выработки дофамина. Через 1 мес. после отмены алкоголя определяли сохранение увеличенного объема нейронов черной субстанции и вентральной области покрышки (в 1,3-1,5 раза) на фоне почти 3-кратного уменьшения их плотности, что может свидетельствовать о частичной компенсации их функции увеличением плотности нейроглиоцитов. Плотность нейроглии прилежащего ядра и передней поясной извилины сохранялись при этом на уровне значений хронической алкоголизации. Таким образом, значительное снижение плотности, уменьшение объема нейронов структур мезокортиколимбической системы в сочетании с увеличением в них плотности нейроглиоцитов могут рассматриваться как морфологические признаки длительной алкогольной интоксикации, сохраняющиеся и после ее отмены. Полученные данные свидетельствуют о снижении функциональной активности нейронов структур мезокортиколимбической системы при длительной алкоголизации.
Скачать PDF

Структурные и динамические аспекты личности неуспевающих студентов

Аргунова Накия Вазыховна
В статье рассмотрены взаимосвязи структурных и динамических аспектов личности неуспевающих (отчисленных за академическую задолженность студентов), обеспечивающих целостность личности, ее направленность на деятельность, уровень функционирования
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16