ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(греч. horme — стремление, порыв) — одно из направлений буржуазной психологии, развивающее взгляды английского психолога Мак-Даугалла о влечениях и инстинктах как основе психики человека и смыкающееся с глубинной психологией.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Гормическая психология
греч. hormao - привожу в движение + психология) - направление в психологии, считаюшее поведение мотивированным исключительно инстинктами. Это направление развития психологии потеряло всякую привлекательность как только стала ясной полная неопределенность понятия “инстинкт” применительно к психологии человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гормическая психология
Словообразование. Происходит от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos - учение.
Автор. У.Мак-Дугалл.
Категория. Направление в психологии.
Специфика. В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Мак-Дугалл поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
от греч. horme - возбуждение, влечение, стремление, побуждение) - одно из течений западной психологии, связанное с именем англо-амер. психолога У. Мак-Дауголла (1871-1938), который утверждал, что психика и поведение детерминируются особой нематериальной силой - горме, проявляющейся в виде инстинктов. Г. п. распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на сложные, так и на примитивные формы поведения, и делает вывод о наличии элементарной формы духовной жизни даже у самых низкоорганизованных существ. Г. п. примыкает к тем направлениям современной психологии, для которых характерны биологизация психических явлений, переоценка роли инстинктов и влечений в детерминации психических явлений и поведения, умаление значения сознания.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психологическая школа, связанная с деятельностью социального психолога английского происхождения Вильяма Макдугалла. Эта система основывается на свободной совокупности основных моделей "целенаправленного" или "целеустремленного" поведения, которые бы считались мотивируемыми врожденными наклонностями или инстинктами. Термин гормический происходит из греческого и обозначает животный импульс.
Макдугалл, один из наиболее энергичных критиков Уотсоновского бихевиоризма, первоначально привлек многочисленных сторонников, особенно среди социальных психологов, социологов и антропологов, многие из которых считали Уотсоновскую позицию упрощенной и бесплодной. Гормическая позиция, однако, отличалась большой лабильностью, в основном вследствие отсутствия точности в определении и употреблении понятия инстинкт. И так как центральный стержень теории стал подвергаться серьезным атакам со стороны более мудрых бихевиористов, школа утратила свою популярность и влияние. Сегодня она представляет в основном исторический интерес.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ГОРМИЧЕСКАЯ
школа в научной психологии, ассоциируемая с именем и работами английского социального психолога Уи. Мак-Дуголл. Система П.г. основывается на гипотетическом утверждении существования у человека совокупности базисных, целенаправленных форм поведения, которые управляются изнутри соответствующими инстинктами или врожденными побуждениями организма (сам термин «гормическая» происходит от греческого слова, означающего «животный импульс», и близкого к понятию инстинкта). Уи. Мак-Дуголл, будучи одним из самых последовательных критиков бихевиоризма Уотсона, противопоставляя ему свою П.г. Однако и она оказалась несостоятельной в том плане, что бездоказательно приписывала человеку многие на самом деле не существующие у него инстинкты. В настоящее время П.г. фактически утратила свое научное значение и представляет лишь исторический интерес как одна из первых и оригинальных, единственных в своем роде работ по психологии инстинктов человека и по социальной психологии. См. бихевиоризм, инстинкт, побуждение, психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Гормическая психология
hormic psychology) Г. п. представляет собой в основном плод трудов Уильяма Мак-Дугалла. Мак-Дугалл определял психологию как "позитивную науку о поведении (conduct) живых существ", приравнивая термин "conduct" (как поведение, подчиняемое определенным принципам) к термину "behavior" (поведение в широком смысле). Сам термин "гормическая" происходит от греческого слова, означающего "побуждение" к достижению некой цели. Мак-Дугалл считал целенаправленное поведение ядром психологии всех живых существ. К числу отличительных особенностей намеренного, или целенаправленного, поведения он относил: а) его самопроизвольность; б) продолжение до достижения цели; в) вариабельность в том смысле, что если цель не достигалась одним способом, организм мог использовать др.; г) продолжение др. действий, направленных на достижение др. целей после прекращения к.-л. конкретного действия, обеспечившего достижение данной цели; д) усовершенствование в рез-те повторений. Хотя Мак-Дугалл особо подчеркивал инстинктивную природу стремления к цели, он не отвергал и нек-рой роли научения. Мак-Дугалл сформулировал теорию инстинктов, ставшую составной частью его системы. Инстинкт имеет три аспекта. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" др. Во-вторых, существует тж и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), яв-ся источником энергии, или движущей силой, инстинкта. Мак-Дугалл насчитал у чел. 12 осн. инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 17. Примерно в это же самое время термин "инстинкт" применительно к чел. впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Дугалла заменить его термином "склонность", хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Дугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание нек-рых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В нек-рых из этих инстинктов Мак-Дугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых или сон и миграция. Нек-рые более сложные проявления челов. поведения определяются не одним, а неск. инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были назв. Мак-Дугаллом "чувствами". Напр., любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. По мнению Мак-Дугалла, в основе большинства проявлений нашего соц. поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного "соц. инстинкта" как такового у чел. нет. Наше соц. поведение определяется сочетаниями разных инстинктов. Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления чел. его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от к-рых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, - те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью к-рых Мак-Дугалл объяснял научение. Мак-Дугалл признавал учение о том, что чел. наделен нек-рыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом. Но чтобы эти врожденные способности проявились, необходимо вмешательство определенного инстинкта - их движущей силы. Без участия инстинкта потенциал чел. никогда не будет реализован. Мак-Дугалл остался чемпионом по количеству непопулярных причинных объяснений. Он поддерживал анимистическую доктрину "души", утверждая, что даже неорганическая материя в известной мере наделена ею, и верил в существование психич. (паранормальных, - А.А.) феноменов. Возможно, самым непопулярным из его причинных объяснений была вера в предложенную Ламарком теорию эволюции, согласно к-рой приобретенные признаки передаются но наследству. Мак-Дугалл полемизировал с Джоном Уотсоном, основателем бихевиоризма. В ходе этой полемики Уотсон критиковал представления Мак-Дугалла об инстинктах и отстаивал роль научения. Отвечая на критику, Мак-Дугалл заявлял, что отрицание Уотсоном понятий разума или сознания, к-рые Мак-Дугалл признавал в своем учении о "душе", уничтожает неприемлемо большую часть законного предмета психологии. Р. У. Ландин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006