ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предыдущий термин:
Гормическая концепция

Следующий термин:
ГОРМОН

Содержание:

Найдено 5 определений термина ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

от греч. horme - возбуждение, влечение, стремление, побуждение) - одно из течений западной психологии, связанное с именем англо-амер. психолога У. Мак-Дауголла (1871-1938), который утверждал, что психика и поведение детерминируются особой нематериальной силой - горме, проявляющейся в виде инстинктов. Г. п. распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на сложные, так и на примитивные формы поведения, и делает вывод о наличии элементарной формы духовной жизни даже у самых низкоорганизованных существ. Г. п. примыкает к тем направлениям современной психологии, для которых характерны биологизация психических явлений, переоценка роли инстинктов и влечений в детерминации психических явлений и поведения, умаление значения сознания.

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Гормическая психология

hormic psychology) Г. п. представляет собой в основном плод трудов Уильяма Мак-Дугалла. Мак-Дугалл определял психологию как "позитивную науку о поведении (conduct) живых существ", приравнивая термин "conduct" (как поведение, подчиняемое определенным принципам) к термину "behavior" (поведение в широком смысле). Сам термин "гормическая" происходит от греческого слова, означающего "побуждение" к достижению некой цели. Мак-Дугалл считал целенаправленное поведение ядром психологии всех живых существ. К числу отличительных особенностей намеренного, или целенаправленного, поведения он относил: а) его самопроизвольность; б) продолжение до достижения цели; в) вариабельность в том смысле, что если цель не достигалась одним способом, организм мог использовать др.; г) продолжение др. действий, направленных на достижение др. целей после прекращения к.-л. конкретного действия, обеспечившего достижение данной цели; д) усовершенствование в рез-те повторений. Хотя Мак-Дугалл особо подчеркивал инстинктивную природу стремления к цели, он не отвергал и нек-рой роли научения. Мак-Дугалл сформулировал теорию инстинктов, ставшую составной частью его системы. Инстинкт имеет три аспекта. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" др. Во-вторых, существует тж и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), яв-ся источником энергии, или движущей силой, инстинкта. Мак-Дугалл насчитал у чел. 12 осн. инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 17. Примерно в это же самое время термин "инстинкт" применительно к чел. впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Дугалла заменить его термином "склонность", хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Дугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание нек-рых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В нек-рых из этих инстинктов Мак-Дугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых или сон и миграция. Нек-рые более сложные проявления челов. поведения определяются не одним, а неск. инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были назв. Мак-Дугаллом "чувствами". Напр., любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. По мнению Мак-Дугалла, в основе большинства проявлений нашего соц. поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного "соц. инстинкта" как такового у чел. нет. Наше соц. поведение определяется сочетаниями разных инстинктов. Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления чел. его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от к-рых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, - те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью к-рых Мак-Дугалл объяснял научение. Мак-Дугалл признавал учение о том, что чел. наделен нек-рыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом. Но чтобы эти врожденные способности проявились, необходимо вмешательство определенного инстинкта - их движущей силы. Без участия инстинкта потенциал чел. никогда не будет реализован. Мак-Дугалл остался чемпионом по количеству непопулярных причинных объяснений. Он поддерживал анимистическую доктрину "души", утверждая, что даже неорганическая материя в известной мере наделена ею, и верил в существование психич. (паранормальных, - А.А.) феноменов. Возможно, самым непопулярным из его причинных объяснений была вера в предложенную Ламарком теорию эволюции, согласно к-рой приобретенные признаки передаются но наследству. Мак-Дугалл полемизировал с Джоном Уотсоном, основателем бихевиоризма. В ходе этой полемики Уотсон критиковал представления Мак-Дугалла об инстинктах и отстаивал роль научения. Отвечая на критику, Мак-Дугалл заявлял, что отрицание Уотсоном понятий разума или сознания, к-рые Мак-Дугалл признавал в своем учении о "душе", уничтожает неприемлемо большую часть законного предмета психологии. Р. У. Ландин

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Гормическая психология

Словообразование. Происходит от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos - учение.

Автор. У.Мак-Дугалл.

Категория. Направление в психологии.

Специфика. В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Мак-Дугалл поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая школа, связанная с деятельностью социального психолога английского происхождения Вильяма Макдугалла. Эта система основывается на свободной совокупности основных моделей "целенаправленного" или "целеустремленного" поведения, которые бы считались мотивируемыми врожденными наклонностями или инстинктами. Термин гормический происходит из греческого и обозначает животный импульс.

Макдугалл, один из наиболее энергичных критиков Уотсоновского бихевиоризма, первоначально привлек многочисленных сторонников, особенно среди социальных психологов, социологов и антропологов, многие из которых считали Уотсоновскую позицию упрощенной и бесплодной. Гормическая позиция, однако, отличалась большой лабильностью, в основном вследствие отсутствия точности в определении и употреблении понятия инстинкт. И так как центральный стержень теории стал подвергаться серьезным атакам со стороны более мудрых бихевиористов, школа утратила свою популярность и влияние. Сегодня она представляет в основном исторический интерес.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Гормическая психология

греч. hormao - привожу в движение + психология) - направление в психологии, считаюшее поведение мотивированным исключительно инстинктами. Это направление развития психологии потеряло всякую привлекательность как только стала ясной полная неопределенность понятия “инстинкт” применительно к психологии человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин.
Читать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Читать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария.
Читать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей.
Читать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершаю
Читать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Читать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.
Читать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Читать PDF

Механизмы психологической защиты наркозависимых и их взаимосвязь с особенностями личности

Поляк О.Б.
В статье рассматриваются особенности психологической защиты наркозависимых с различной терапевтической мотивацией и взаимосвязь защитных механизмов с их структурой личности.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: