ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предыдущий термин:
Глубина чувства

Следующий термин:
Глубинная психотерапия

Содержание:

Найдено 14 определений термина ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ

собирательное понятие, означающее ряд различных направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение - в деятельности индивида, в организации поведения и формировании его личности - разнообразным бессознательным компонентам, таящимся в "глубинах" психики, - иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и интуитивным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания, в глубинах индивида.

Самые известные направления психологии глубинной:

1) психоанализ (фрейдизм);

2) психология индивидуальная;

3) психология аналитическая;

4) концепция хормическая (У. Макдуталл);

5) анализ экзистенциальный (Л. Бинсвангер);

6) неофрейдизм.

Иногда сюда же включаются эго-психология, анализ экзистенциальный, психология хормическая и пр.

Идеи психологии глубинной повлияли и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение, отождествившее психику с ее явленностью сознанию субъекта, психология глубинная отстаивала положение о том, что главные причины действий человека заложены в его психическом динамическом устройстве, сущностно бессознательном.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Depth psychology; Tiefenpsychologie) - общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом статусе.

Различают классическую глубинную психологию и современную. В классическую глубинную психологию входят психологические концепции Фрейда, Адлера и Юнга - психоанализ, индивидуальная психология и аналитическая психология.

"Глубинная психология" - термин, вышедший из медицинской психологии, был введен Е.Блейлером для обозначения отрасли психологической науки, занятой феноменом бессознательного (CW 18, par. 1142).

В статье, отрывок из которой приведен выше, Юнг прослеживает источники основных идей и говорит о Фрейде как об "истинном основателе глубинной психологии, носящей название психоанализа". Он определяет индивидуалпсихологию Адлера как продолжение одного из направлений исследований, начатых Фрейдом. Столкнувшись с тем же эмпирическим материалом, Юнг сделал вывод, что Адлер рассматривал его с другой, нежели Фрейд, точки зрения. Адлер исходил из того, что главным этиологическим фактором является не сексуальность, а воля к власти. Что касается самого Юнга, то он признает свой долг перед Фрейдом, подчеркивая, что его ранние эксперименты с тестом словесных ассоциаций подтвердили существование психологического подавления, с которым столкнулся Фрейд, и характерных его последствий, показавших, что реакции у так называемых нормальных людей, так же как и у невротиков, были расстроены "расщепленными" (т. е. подавленными) эмоциональными комплексами. Расхождения с Фрейдом во взглядах Юнг усматривал в сексуальной теории неврозов, которую он находил ограниченной, а также в концепции бессознательного, которую, как он считал, надо было расширить, ибо в ней он видел "творческую матрицу сознания", включавшую не только подавленное личностное содержание, но и коллективные мотивы. Он отверг теорию сновидений как исполнения желаний, выделяя вместо этого функцию компенсации в бессознательных процессах и телеологический характер последних. Он также относил свой разрыв с Фрейдом к различиям во взглядах на роль коллективного бессознательного (В, Л. Какабадзе. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси. 1982. с. 5-11 и далее).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

depth psychology) Устаревший термин для обозначения ПСИХОАНАЛИЗА, для психологии БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. depth psychology) - общее название большого количества концепций в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Г. п. включает гор-мическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, в т. ч. аналитическую и индивидуальную психологии.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (DEPTH PSYCHOLOGY)

Заслуга введения этого термина в целом признается за Блейлером, расширившим границы академической рациональной и органически ориентированной психологии, введя в них открытые Фрейдом области бессознательного, бессознательные мотивы и феномены.

Отчасти по той же причине Фрейд, Гартманн, Ропапорт, Гилл и другие формулировали и разрабатывали метапсихологию ('по ту сторону психологии'), они стремились охватить весь спектр психических феноменов, конфликтов и компромиссных образований - от глубоко бессознательных до полностью осознаваемых, описанных в рациональной, когнитивной и физиологической психологии. Поэтому в обыденном, нетехническом значении глубинная психология иногда отождествляется с тем, что охватывается психоаналитическими теориями.

В некоторых случаях термины 'глубинная психология' и 'динамическая психология' используются кок взаимозаменяемые, ретроактивно применяясь по отношению к разработкам тех, кто, осознанно или неосознанно, писал о бессознательных феноменах, обрисовывал их или теоретизировал по их поводу до возникновения психоанализа или вне него.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Глубинная психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Ряд направлений в психологии и психиатрии.

Специфика. Основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные в конечном счете биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности. Человек предстает здесь как трехчастная структура, состоящая из Я (сознания), Оно, Супер-Эго. Часть конфликтных событий, которая не была истолкована, устраняется из Я - вытесняется в область бессознательного, при их проникновении в Я возникает внутреннее противоречие. В Оно находятся потребности, которые, в соответствии с традиционной психоаналитической трактовкой имеют асоциальный характер и находятся под давление социальных норм и социальных отношений Я (Супер-Эго).

В результате развития этой школы произошел отход от постулирования исключительно биологической детерминации и сформировалась ориентация на социальную мотивацию. Это характерно, например для А.Адлера в его американский период, для культурной школы А.Кардинера и социо-биологического направления Э.Эриксона.

Виды. К глубинной психологии могут быть отнесены:

- гормическая психология,

- психоанализ,

- неофрейдизм,

- аналитическая психология,

- индивидуальная психология.

Литература. Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart. Gottingen, 1970

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общий термин, используемый для обозначения любой психологической системы, в которой предполагается, что объяснения поведения можно обнаружить на уровне бессознательного. Классическими примерами являются теории Фрейда и Юнга, и многие авторы используют этот термин как приблизительныйсиноним психоанализа.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Глубинная психология

психологическое направление, в основе которого положение о ведущей деятельности бессознательных процессов, побуждений, мотивов, стремлений; психология бессознательного.

Источник: Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

термин, используемый для общей характеристики тех психологических школ, направлений и учений, представители которых в своей исследовательской и терапевтической деятельности акцентируют внимание на бессознательных мотивах мышления и поведения человека, внутрипсихических конфликтах и защитных механизмах личности.

   Понятие глубинной психологии связанно прежде всего с психоаналитическими идеями и концепциями, выдвинутыми и разработанными З. Фрейдом с целью исследования бессознательного психического, обретения знания о природе и функционировании бессознательных процессов, а также его практического использования при терапии невротических заболеваний и иных психических расстройств. Выступив против широко распространенного представления о тождестве психики и сознания и сконцентрировав свои усилия на изучении бессознательных процессов, он назвал новую систему взглядов на человека и технических приемов исследования бессознательного «психоанализом». Вместе с тем, подчеркивая важность знания бессознательных процессов, протекающих в глубинах человеческой психики, в некоторых своих работах З. Фрейд называл психоанализ «глубинной психологией». В частности, в работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он писал о том, что «в области глубинной психологии особенно трудно достигнуть всеобщего согласия». Это название представлялось ему удачным выражением принципиального отличия психоанализа от предшествующей психологии, ориентированной на изучение поверхностных слоев психики.

   Приоритет введения термина «глубинная психология» в научную литературу принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру (1857–1939), который, основываясь на открытиях З. Фрейда в сфере бессознательного, расширил пределы ранее существующей академической психологии сознания. Впоследствии данный термин стал широко использоваться в научной литературе применительно не только к психоанализу, но и к другим психологическим учениям, акцентирующим внимание на проблемах бессознательного. Сперва к глубинной психологии были отнесены, основанные на психоаналитических идеях З. Фрейда, но приобретшие статус самостоятельного существования такие направления, как аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера. Затем – учения В. Райха, К. Хорни, Э. Фромма и многих других авторов, по-своему переосмысливших те или иные концепции классического психоанализа. И наконец, широкий спектр самых различных психоаналитических и выходящих за пределы психоанализа течений, представители которых не только признают важное значение бессознательных мотивов в мышлении и поведении человека, но и пытаются внести свой посильный вклад в их изучение.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Глубинная психология

считающийся устаревающим термин, служащий для обозначения любой психологической системы с коннотацией того, что подлинные причины поведения человека кроются в его бессознательной сфере, формирующейся в основных ее функциональных возможностях, предположительно, в раннем детском возрасте и скрытых под покровом инфантильной амезнии. Синоним: Психоанализ.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Психология глубинная

направление психологии, основным предметом исследования в которой являются бессознательные психические процессы (психоанализ, неопсихоанализ, нео- и юнгианство и др.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

от нем. tifenpsy-chologie -букв, глубинная психология) - ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых -бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). К предмету исследования Г. п. относятся защитные механизмы психики, такие явления как когнитивный диссонанс, амбивалентность чувств и др. Выводы Г. п. позволяют более полнее познать особенности, истоки формирования национально-психологических особенностей.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Глубинная психология

от греч. psyche — душа и logos — слово; понятие, учение) — собирательное понятие, посредством которого обозначают совокупность различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности, исследованию, объяснению и интерпретации разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в "глубинах" психики человека. Понятие Г. п. было введено в научный оборот в конце XIX века швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения отрасли психологии, исследующей феномен бессознательного психического в его единстве и многообразии. В первом приближении (и с весьма большой степенью условности) можно полагать, что в общем к теоретической, прикладной и эмпирической Г. п. полностью или частично относятся различные направления, течения, школы, учения, доктрины и практики: Аналитическая психология (К. Г. Юнг и др.), Аналитическая трилогия (Н. Кеппе и др.), Антипсихиатрия (Р. Лэинг и др.), Антропоанализ (Л. Бинсвангер и др.), Аутогенная тренировка (И. Шульц и др.), Биоэнергетический телесно-ориентированный психоанализ (А. Лоуэн, Дж. Пьерракос и др.), Гипноанализ (С. Лившиц, Л. Вольберг, Р. Линдер и др.), Гисенская школа (Г. Хейсинг, М. Меллер, С. Стефанос и др.), Глубокая аналитически-диалектическая психотерапия (Б. Бирман и др.), Гормическкая психология (У. Макдугалл и др.), Групповой анализ (А. Адлер, Т. Барроу, Дж. Морено и др.), Гуманистический психоанализ (Э. Фромм и др.), Детский психоанализ (А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, М. Кляйн, Д. Винникотт и др.), Индивидуальная психология (А. Адлер и др.), Интерперсональный психоанализ (К. Томпсон, Г. Салливан и др.), Медицинская антропология (В. Вайцзеккер и др.), Микропсихоанализ (С. Фанти и др.), Наркоанализ (Дж. Хорсли и др.), Наркопсихотерапия (П. Шильдер и др.), Неопсихоанализ (Г. Шульц-Генке и др.), Неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др.), Психоанализ объективного познания (Г. Башляр и др.), Психоанализ объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Малер, Г. Когут и др.), Психоаналитическая антропология (Б. Малиновский, Р. Бенедикт, М. Мид и др.), Психоаналитическая герменевтика (А. Лоренцер, П. Рикер, Ю. Хабермас и др.), Психоаналитическая педагогика (А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Берлингем, В. Шмидт и др.), Психоаналитическая персоналистика (О. Кернберг и др.), Психоаналитическая социология (В. Огборн и др.), Психоаналитическая этнопсихология (А. Кардинер и др.), Психоаналитическая культурология (К. Леви-Стросс и др.), Психоистория (Э. Эриксон, Л. Демоз и др.), Психосинтез (Р. Ассаджиоли и др.), Психосоматика (Ф. Александер, М. Балинт и др.), Райхианский анализ (В. Райх и др.), Реформистский психоанализ (О. Ранк, В. Штекель, Ш. Ференци и др.), Рольфинг (И. Рольф и др.), Селф-психология (психология самости) (Й. Лихтенберг, А. Орнштейн, М. Малер и др.), Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Х. К. Лейнер и др.), Современная психодинамическая психотерапия (Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар и др.), Социометрия (Дж. Морено и др.), Структурный психоанализ (Ж. Лакан и др.), Трансакционный (трансактный) анализ (Э. Берн и др.), Феноменологический психоанализ (Л. Раухал и др.), Философский психоанализ (Г. Маркузе и др.), Фрейдомарксизм (В. Райх и др.), Эгопсихология (А. Фрейд, Г. Гартман и др.), Экзистенциальный анализ (дазайнанализ) (Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, Р. Кун и др.), Экзистенциальный психоанализ (Ж.-П. Сартр и др.) и мн. др. Зачастую понятие Г. п. употребляется в качестве синонима психоанализа, различных психоаналитических учений и динамической психологии, хотя такое употребление понятия Г. п., в общем, не правомерно, поскольку его объем не сводим даже ко всей совокупности психоаналитических и психоаналитически ориентированных компонентов.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

глубинная психология

(от нем. tifenpsychologie – букв. глубинная психология) – ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых – бессознательное как главный фактор организации человеческого поведения (см.: фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм). Л.С. Выготский противопоставил системе этих направлений г.п. "вершинную", изучающую зависимость психических функций как от факторов бессознательного, так и от исторически изменчивых форм культуры (см.: культурно-историческая теория).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Читать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин.
Читать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Читать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария.
Читать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей.
Читать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершаю
Читать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Читать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Читать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы
Читать PDF

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.
Читать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Читать PDF

Механизмы психологической защиты наркозависимых и их взаимосвязь с особенностями личности

Поляк О.Б.
В статье рассматриваются особенности психологической защиты наркозависимых с различной терапевтической мотивацией и взаимосвязь защитных механизмов с их структурой личности.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: