ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Найдено 7 определений термина ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

от лат. lingua - язык) - предположение, выдвинутое в работах Э.Сепира и Б.Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно-перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все-таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие языки, например графику, трудовые навыки.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ГИПОТЕЗА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. Согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, "картины" мира, присущие носителям конкретного языка. Языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов внешней действительности. Различие между этими образами действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка навязывает способ членения и описания действительности. Эта гипотеза послужила толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания и поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем. Но в ней формирующая роль языка в процессах познания преувеличивается, что ведет к представлению о некоей отгороженности познания, реализуемого посредством структур языка, от реального мира, к отдалению значений от общественной практики и даже может привести к тезису о тождестве языка и мышления.

Дальнейшие исследования показали, что в процессе познавательном участвуют не только значения в языковой форме, но и в форме перцептивных символов, сенсорно-перцептивных эталонов; значения могут выражаться и в форме символических действий. Отсутствие слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и пр. Существуют "языки" действия - например, трудовых навыков. Этим отчасти снимается специфика членения, вызванная особенностями языка: некий ряд значений может не представляться в словесной форме, но все же присутствовать в сознании и влиять на поведение.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

см. Лингвистической относительности гипотеза.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА

англ. linguistic relativity hypothesis; Sapir-Whorf hypothesis; от лат. lingua - язык) - гипотеза амер. этнолингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности сознания человека (его восприятия, мышления и т. д.) структурами языка. Согласно Л. о. г., языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы ("картины") мира, присущие носителям того или иного языка. Различие между этими образами тем больше, чем далее отстоят языки друг от друга, поскольку грамматический строй языка навязывает способ членения и описания окружающей действительности. Формирующая роль языка в познавательных процессах признается и в марксистской психологии, изучающей опосредствующее влияние языковых значений на процессы категоризации в мышлении, восприятии, памяти и т. д., но в Л. о. г. эта роль абсолютизируется, что ведет к неправомерному представлению об "отгороженности" познания, осуществляемого посредством структур языка, от реального мира, к отрыву значений от общественной практики и ошибочному тезису о тождестве языка и мышления. Между тем в познавательных процессах участвуют не только языковые значения, но и значения в форме сенсорных эталонов; значения могут выражаться и в форме символического действия. Отсутствие в языке слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании и невозможности осознавать их денотаты. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и снимающие тем самым специфику членения, вызванную национальными особенностями языка. Л. о. г., послужив толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания, поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем, не дав, однако, методологически приемлемого их решения. (В. Ф. Петренко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Гипотеза лингвистической относительности

Словообразование. Происходит от лат. hypothesis - предположение и lingua - язык.

Авторы. Э.Сепир и Б.Уорф.

Категория. Объяснительная модель мышления и поведения.

Специфика. Основана на предположении, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для категоризации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности.

Критика. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно-перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все-таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие символические системы, например графику, трудовые навыки.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Гипотеза лингвистической относительности

попытка развить ранние представления о том, что мышление индивида определяется структурой языка (Серир, Уорф, 1950). Так, алгоритмы различных умственных операций более или менее удачно могут быть выражены в языковой форме, что, собственно, и делается в ходе обучения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Лингвистической относительности гипотеза

гипотеза о влиянии грамматических структур речи на восприятие и мышление индивида.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Эволюция насилия и динамика компромисса: коэффициент кровопролитности как верификатор гипотезы техно

Назаретян А.П., Ениколопов С.Н., Литвиненко В.А., Сердюкова О.О.
Читать PDF

Антипатия как эмоция, выражающая реакцию отстранения: философский, психологический, лингвистический

Корогодина Изабелла Викторовна
Исследован понятийный статус антипатии. Определена роль антипатии в формировании отношений человека с физической и социальной окружающей средой.
Читать PDF

Анализ «Эколого-эволюционных» гипотез женской привлекательности проверка связи между привлекательнос

Рухленко Илья Александрович, Рогачева Анна Валериевна, Никитина Инна Владимировна, Рухленко Диана Эдуардовна
Работа посвящена проверке справедливости «эколого-эволюционных» гипотез привлекательности.
Читать PDF

Анализ эколого-эволюционных гипотез эстетической привлекательности проверка связи между привлекатель

Рухленко Илья Александрович, Колотыгина Ирина Вячеславовна, Рухленко Диана Эдуардовна
Была проведена попытка проверки связи между физической привлекательностью женского лица и репродуктивным здоровьем женщины.
Читать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором.
Читать PDF

Проверка эколого-эволюционных гипотез наличия эстетических предпочтений путем сравнения характера эс

Рухленко Илья Александрович, Фатьянова Татьяна Вячеславовна, Рухленко Диана Эдуардовна, Пастухова Александра Юрьевна, Бунтова Л.А.
В рамках анализа справедливости эколого-эволюционного подхода к проблеме физической привлекательности человека (где предполагается, что наши эстетические предпочтения являются биологическими адаптация
Читать PDF

«Проблема красоты» в биологии. Часть II: краткий обзор и анализ существующих гипотез эстетической пр

Рухленко Илья Александрович
В работе проводится обзор и анализ современного состояния различных гипотез эстетической привлекательности человеческого тела.
Читать PDF

Особенности общительности и лингвистические характеристики речевой деятельности менеджеров и педагог

Агапова Анна Юрьевна, Фомина Наталья Александровна
В статье рассматриваются результаты исследования общительности как системного свойства личности менеджеров и педагогов и лингвистические (языковые, речевые и содержательно-смысловые) характеристики те
Читать PDF

Лингвистический фактор межэтнических отношений в традиционном обществе Дагестана

Борисов Руслан Викторович
В статье представлены результаты изучения лингвистического аспекта в системе межэтнических отношений в Республике Дагестан.
Читать PDF

К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты

Вараксина Евгения Васильевна, Демина Людмила Денисовна
Представлены результаты исследования возрастной динамики смысла любви в период с 15 лет до 21 года (ранняя юность, юность).
Читать PDF

О гипотезах, связывающих биологию и социальное поведение человека

Романенко Владимир Николаевич, Никитина Галина Васильевна
Приводятся соображения о связи генетически закрепленной информации и поведения человека. Отмечается наличие двух стадий взаимодействия среды и объекта.
Читать PDF

Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и п

Новиков Алексей Львович, Новикова Ирина Александровна
В статье проанализированы теоретические концепции, обосновывающие применение метода семантического дифференциала в лингвистике, социальной психологии и смежных науках.

Найдено книг по теме — 14

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!