ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лингвистической относительности гипотеза
гипотеза о влиянии грамматических структур речи на восприятие и мышление индивида.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гипотеза лингвистической относительности
попытка развить ранние представления о том, что мышление индивида определяется структурой языка (Серир, Уорф, 1950). Так, алгоритмы различных умственных операций более или менее удачно могут быть выражены в языковой форме, что, собственно, и делается в ходе обучения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Гипотеза лингвистической относительности
Словообразование. Происходит от лат. hypothesis - предположение и lingua - язык.
Авторы. Э.Сепир и Б.Уорф.
Категория. Объяснительная модель мышления и поведения.
Специфика. Основана на предположении, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для категоризации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности.
Критика. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно-перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все-таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие символические системы, например графику, трудовые навыки.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА
англ. linguistic relativity hypothesis; Sapir-Whorf hypothesis; от лат. lingua - язык) - гипотеза амер. этнолингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности сознания человека (его восприятия, мышления и т. д.) структурами языка. Согласно Л. о. г., языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы ("картины") мира, присущие носителям того или иного языка. Различие между этими образами тем больше, чем далее отстоят языки друг от друга, поскольку грамматический строй языка навязывает способ членения и описания окружающей действительности. Формирующая роль языка в познавательных процессах признается и в марксистской психологии, изучающей опосредствующее влияние языковых значений на процессы категоризации в мышлении, восприятии, памяти и т. д., но в Л. о. г. эта роль абсолютизируется, что ведет к неправомерному представлению об "отгороженности" познания, осуществляемого посредством структур языка, от реального мира, к отрыву значений от общественной практики и ошибочному тезису о тождестве языка и мышления. Между тем в познавательных процессах участвуют не только языковые значения, но и значения в форме сенсорных эталонов; значения могут выражаться и в форме символического действия. Отсутствие в языке слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании и невозможности осознавать их денотаты. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и снимающие тем самым специфику членения, вызванную национальными особенностями языка. Л. о. г., послужив толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания, поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем, не дав, однако, методологически приемлемого их решения. (В. Ф. Петренко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГИПОТЕЗА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. Согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, "картины" мира, присущие носителям конкретного языка. Языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов внешней действительности. Различие между этими образами действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка навязывает способ членения и описания действительности. Эта гипотеза послужила толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания и поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем. Но в ней формирующая роль языка в процессах познания преувеличивается, что ведет к представлению о некоей отгороженности познания, реализуемого посредством структур языка, от реального мира, к отдалению значений от общественной практики и даже может привести к тезису о тождестве языка и мышления.
Дальнейшие исследования показали, что в процессе познавательном участвуют не только значения в языковой форме, но и в форме перцептивных символов, сенсорно-перцептивных эталонов; значения могут выражаться и в форме символических действий. Отсутствие слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и пр. Существуют "языки" действия - например, трудовых навыков. Этим отчасти снимается специфика членения, вызванная особенностями языка: некий ряд значений может не представляться в словесной форме, но все же присутствовать в сознании и влиять на поведение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
248.71 кб

Эвристическое значение гипотезы лингвистической относительности в современной гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич
В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жиз-ненного опыта и теоретического освоения действительности.

Похожие термины: