ГИПНОЗ ИЛИ ГИПНОЗЫ ГИПНОЗ КУЛЬТУРЫ

Гипноз как инструмент исследования

Найдено 1 определение:

Гипноз как инструмент исследования

hypnosis as a research tool) Традиционно научные исслед. с использованием Г. имели целью изучение природы гипнотических феноменов, измерение индивидуальных различий в восприимчивости к Г. и клиническое применение Г. в таких областях, как психотер., симптоматическое лечение и снятие болевого синдрома, сопровождающего тяжелые заболевания. В середине 50-х гг. Г. стал систематически использоваться с др. целью - как инструмент для научных исслед. психол. процессов в таких областях, как эмоции, эксперим. психопатология, психодинамика, память, мотивация и восприятие. Манипулирование эмоциями использовалось неск. способами. Одним из наиболее старых и распространенных способов яв-ся прямое внушение в состоянии Г. того, что человек после пробуждения будет чувствовать себя счастливым, грустным, сердитым или огорченным, с амнезией на факт гипнотической инструкции. Второй прием заключается в передаче под Г. ложных воспоминаний, наз. парамнезиями (напр., того, что гипнотизируемый индивидуум украл деньги из бумажника друга), создавая тем самым эмоционально заряженный конфликт. Др. процедура заключается в том, что человека в состоянии Г. просят рассказать о личном опыте, связанном с определенными эмоциями, напр. тревогой или удовольствием. Наиболее значимый эпизод для каждого аффективного состояния затем "переживается повторно", эмоция в последующем теряет связь с вызвавшей ее ситуацией и затем к разным степеням выраженности "свободно плавающей" эмоции подбирается постгипнотический сигнал, на к-рый человек реагирует в бодрствующем состоянии, ничего не помня о гипнотическом программировании. Хотя в большинстве гипнотических исслед. памяти целью было разъяснение природы постгипнотической амнезии с использованием концепций когн. психол., нек-рые исследователи использовали приемы Г. для изучения нормальных мнемических процессов. Напр., было установлено, что содержание, запечатленное в характерном ментальном контексте, созданном в состоянии Г., может быть восстановлено как в кратковременной, так и в долговременной памяти. Др. направлением исслед. является использование кратких экскурсов в состояние глубокого Г. в качестве способа исслед. уровня фиксации в памяти, или "реверберации" стимульного материала в интервале между его начальной регистрацией и последующим воспроизведением. Кроме того, было показано, что сообщение в период консолидации материала в памяти гипнотически запрограммированных состояний когнитивной активации разной степени выраженности - от максимального бодрствования и сосредоточения до субступорозного состояния - тж оказывает систематическое влияние на сохранение в памяти. В сфере восприятия с помощью Г. исследовались зрительные галлюцинации негативного содержания - процесс, при к-ром стимулы, имеющиеся в зрительном поле, не получают доступа к сознательному восприятию. Кроме того, техника Г. использовалась как инструмент для создания аналогов реакций истерической конверсии. Обширная работа Э. Р. Хилгарда и сотрудников, посвященная гипнотической анальгезии, считающейся негативной галлюцинацией сознательной болевой перцепции, привела к формулированию теории разделенного сознания. Эта линия исслед. имеет прямое отношение к центральным вопросам когн. психол. (напр., параллельная или последовательная обработка информации). Тренинг в состоянии Г. может быть использован для модификации таких переменных, как "свободно плавающая" тревога, в ее чистую форму с последующим систематическим снижением ее интенсивности. Наступление и снятие этих состояний может регулироваться с большей точностью. Эффекты усталости и монотонности могут быть минимизированы с помощью гипнотического внушения. Мощные взаимосвязи эмоций определенного типа и интенсивности с вербальными стимулами могут т. о. формироваться с большей скоростью, чем к.-л. иными способами. Далее, сложные состояния можно разложить на отдельные компоненты для эксперим. анализа (напр., отделение когнитивного аспекта активации от соматического). Поскольку гипнотически запрограммированные параметры обычно активируются в бодрствующем состоянии с помощью постгипнотических сигналов с амнезией на предшествовавший тренинг, снижается возможность искажения эксперим. данных спонтанным сознательным мышлением. Испытуемые получают специальную инструкцию в состоянии Г. не фиксироваться на своем состоянии при сознательном выполнении запрограммированного поведения. Напротив, отчеты по завершении эксперимента, проведенного с использованием Г., когда амнезия уже не применяется, часто дают ценную и недоступную иными способами информацию об исследовавшейся деятельности в бодрствующем состоянии. Эти преимущества Г. как исследовательского инструмента имеют и ограничения, о к-рых следует упомянуть. Одной из очевидных проблем является сознательный обман, когда испытуемый лишь притворяется, что выполняет инструкции, полученные под Г. Более коварное препятствие заключается в том, что гипнабельные индивидуумы гораздо более чувствительны по сравнению с др. людьми к заданным характеристикам обстановки проведения эксперимента. Др. ограничение вытекает из того, что к исслед. с помощью Г. привлекаются, из соображений экономии времени, лица, отобранные на основании высоких показателей по стандартным тестам восприимчивости к Г. Это заставляет серьезно задуматься о том, насколько экспериментатор вправе распространять полученные рез-ты на всю популяцию в целом. Еще одним недостатком исслед. с использованием Г. является обычно малый размер эксперим. групп. Др. стороной аргумента является то, что гипнабельный индивидуум - это идеальный "препарат" для эксперим. анализа, а тж и то, что статистическая обработка данных, полученных на одном испытуемом, в отличие от сравнения данных, полученных на разных испытуемых, представляет собой наиболее мощный способ выделения в чистом виде эксперим. эффектов. См. также Методология (научных) исследований Дж. Блюм
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование инструментального блока речевой компетентности в рассказах о себе

Бородачева О.В.
Представлен анализ и интерпретация экспериментальных данных, касающихся структуры, особенностей и динамики содержания инструментального блока речевой компетентности в рассказах старших подростков, молодых и взрослых людей о себе. Выявлено, что инструментальные составляющие речевой компетентности имеют возрастную динамику. Доказано, что молодые люди обладают наиболее развитым инструментальным блоком речевой компетентности из трех исследуемых возрастов.
Скачать PDF

Диагностический инструментарий исследования социальных страхов

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья публикуется при поддержке гранта Президента потребности в «интересном общении» и признании. РФ МК-3597.2007.6. Разработан диагностический инструментарий по определению уровня социальных страхов и наиболее проблемных зон социальной активности, связанных с мотивационным конфликтом между желанием достижения и признания и стремлением к избеганию неудачи (опросник социальных страхов Сагалаковой-Труевцева и модифицированный авторами тест М. Либовица). Даны рекомендации по применению методик и обработке результатов. Методики можно применять как для исследования в группе, так и для анализа индивидуального эмоционально-конгитивного реагирования в ситуации социальных страхов.
Скачать PDF

Зарубежные исследования гипноза: теории и эксперименты

Воропаева Марианна Сергеевна
Статья посвящена обзору и сопоставлению двух зарубежных подходов к исследованию гипноза: традиционного и социокогнитивного. Приведены основные теоретические положения рассматриваемых подходов и представлены результаты экспериментов, говорящих в пользу каждого из них. Систематизированы ключевые вопросы гипнологии, по которым позиции ученых расходятся.
Скачать PDF

Специфика исследовательского инструментария оценки профессионально-педагогической мотивации в педаго

Степанченко Наталия Ивановна
Представлен анализ методов оценки профессионально-педагогической мотивации и определены общие и конкретные возможности их реализации в педагогической диагностике. Выделены группы методов сбора диагностической информации о мотивации. Доказано, что оценка мотивации педагогической деятельности может быть осуществлена только с помощью экономных и объективных, прямых и не прямых диагностических методик, которые демонстрируют значительную конструктивную валидность. При выборе практического диагностического инструментария предлагается опираться на принципы личностного подхода, системности и концептуальности. Личностно-деятельностный подход основывается на изучении личности в процессе учебно-познавательной деятельности. Принцип системности предполагает исследование компонентов профессионально-педагогической мотивации как целостной системы. Принцип концептуальности требует комплексности, единства и логической непротиворечивости подходов и оценок результатов диагностики.
Скачать PDF

Концепция инструментального опосредования деятельности в прикладных когнитивных исследованиях

Червинская Ксения Ральфовна
В статье описаны концептуальные рамки прикладных когнитивных исследований, проводимых для решения задач в различных сферах деятельности человека, в том числе и для построения когнитивных технических систем. Сформулирован основной принцип антропоцентрической парадигмы инженерно-психологических исследований инструментальное опосредование деятельности, предполагающий исследование познавательных процессов человека, деятельность которых опосредована взаимодействием с инструментами. Показана реализация этого принципа при построении концепции извлечения экспертных знаний как процесса взаимодействия когитолога и эксперта с целью моделирования экспертных рассуждений для проектирования когнитивных компьютерных систем.
Скачать PDF

Организационно-методический инструментарий исследования проблемы организации культурно-досуговой дея

Поляничко Н.А., Колтан С.В.
В статье описаны методы и организация исследования проблемы культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.
Скачать PDF

Разработка инструментария исследования группового и микрогруппового конфликта в производственных гру

Сидоренков Андрей Владимирович, Шипитько Олеся Юрьевна, Ульянова Наталья Юрьевна, Сарычев Сергей Васильевич
В статье рассмотрены существующие методы и методики, прежде всего опросного типа, для изучения конфликтов в малых производственных группах. Приведены данные о методиках изучения конфликта и особенности их применения. Представлена концептуальная платформа, содержащая понимание природы конфликта и модель его проявления в малой группе, которая легла в основу создания опросника. Описан разработанный опросник типов группового и микрогруппового конфликта. Он состоит из двух частей для изучений уровней группового и микрогруппового конфликта и имеет две субшкалы для измерения двух типов конфликта (деятельностно-ориентированного и субъектно-ориентированного) на каждом из этих уровней. Опросник содержит восемь айтемов, по четыре в каждой субшкале. Оценка по айтемам осуществляется членами группы по семибалльной шкале типа шкалы Лайкерта. На выборке 18 малых производственных групп (N = 200 работников), представляющих собой первичные структурные подразделения в организациях, было проведено исследование. Была сделана экспертиза с привлечением трех специалистов-психологов и 25 работников из производственных групп, отобранных случайным образом. Проведена процедура оценки содержательной, очевидной и дискриминантной валидности, надежности-согласованности субшкал опросника, а также эмпирического распределения. Доказана правомерность выделения в представленном опроснике двух субшкал. Показано, что он обладает валидностью и надежностью по всем проанализированным показателям. Опросник может применяться как для решения научно-исследовательских, так и практических задач. В статье сделаны основные выводы, освещены возможности использования опросника типов группового и микрогруппового конфликта.
Скачать PDF

Диагностический инструментарий исследования когнитивных стилей

Феофилатова Ксения Дмитриевна
Предметом изучения когнитивной психологии являются когнитивные или познавательные процессы. Изучение когнитивного стиля, который характеризует индивидуальные особенности переработки информации, особенности интеллектуальной деятельности является в настоящее время актуальным. Несмотря на то, что выделено большое количество когнитивных стилей, они недостаточно изучены. В специальной литературе практически не описаны методики, которые бы позволили их изучить. Исследование такого когнитивного стиля как «импульсивность-рефлексивность», дает возможность определить особенности в скорости и типе реагирования, способ переработки информации. Люди с преобладанием импульсивного стиля тратят меньше времени на решение задач, но допускают большое количество ошибок, при этом рефлексным людям требуется больше временных затрат, но ошибок наблюдается меньше. Знание когнитивного стиля своих особенностей, позволяет более продуктивно и эффективно планировать и выполнять деятельность, изменив ситуацию, условия, инструмент выполнения, предвидя результат и трудности. Соответственно необходимо знать свой когнитивный стиль, поэтому мы предлагаем подборку методик, позволяющих его определить.
Скачать PDF

Направления и средства расширения аналитического инструментария в исследованиях межконфессиональных

Кирой Валерий Николаевич, Нехай Вячеслав Нурбиевич, Ильинова Надежда Александровна, Хачецуков Заур Махмудович
В статье анализируются возможности интеграции методов социологии, психологии, психофизиологии и нейрофизиологии в исследовании этносоциальных процессов. Более глубокое понимание природы социальных процессов и разработка способов и технологий управления ими в настоящее время привели к тому, что малая социальная группа и/или отдельная личность становятся значительным актором социальных процессов. Это требует более всестороннего осмысления и учета особенностей функционирования всех уровней этого актора, с одной стороны, для понимания природы социального поведения человека, с другой, для получения более объективной информации о состоянии социальных процессов и их динамики.
Скачать PDF

Инструментальные методы исследования реакций головного мозга человека на слабые одиночные звуковые и

Артемов Станислав Игоревич
В настоящей статье представлен обзор методов исследования реакций головного мозга человека на слабые одиночные звуковые и визуальные стимулы. Проведен сравнительный анализ методов исследований реакций головного мозга человека на основе позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), измерений проводимости кожного покрова и электроэнцефалографии. Определены специфика задачи исследования реакций головного мозга человека на слабые одиночные звуковые и визуальные стимулы и требования к используемым методам. Приведено обоснование применения структурно-лингвистического анализа сигнала ЭЭГ для детектирования реакций мозга человека на слабые одиночные звуковые и визуальные стимулы.
Скачать PDF

КОНЦЕПТ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Кимберг А.Н., Макаровская Ю.Э.
Скачать PDF

Роль инструментально-динамического аспекта инициативности в формировании профессиональных качеств со

Сафина Р. Б., Карамова Э. И., Муратшина Я. Б.
В статье рассматривается проблема формирования регуляторно-динамического аспекта инициативности как системного свойства личности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными динамического, регуляторного и эмоционального компонентов инициативности, выявлены особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы. Анализ индивидуальных особенностей инициативности сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности позволил вскрыть специфику проявления, взаимодействия и внутренней структуры изучаемого свойства личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16