ГИПЕРБОЛА

Найдено 1 определение
ГИПЕРБОЛА
троп, заведомое преувеличение каких-то свойств, качеств, признаков объекта (предмета, процесса, явления).
Г. - постоянная спутница рекламирования и PR-журналистики, имеющая особое значение для коммерческой товарной рекламы. Природу гиперболизации в речи и языке можно представить так. Множество Г. являются стереотипными, шаблонными, напр., "на столе кошмарный беспорядок", "сто лет не виделись", "тысяча извинений". Такие гиперболические выражения со стертым от частого употребления образным значением (притупилось в сознании людей, воспринимающих подобные высказывания) не могут усилить действия текста, быть средством выразительности речи, воздействия на аудиторию. В то же время в межличностном общении это - часто достаточно сильные строуксы, знаки внимания к собеседнику. В языке рекламы такая гиперболизация обеспечивает нужный подтекст. "Грандиозный проект", "новейшая разработка", "самый лучший товар" и др. подобные гиперболические штампы указывают на то, что потребителю есть зачем тратить время, знакомясь с рекламным обращением, создают фон для той конкретной информации, которая, в конечном счете, обычно решает дело, определяет решение о покупке.
Иногда Г. стремится показать что-то небольшое как ничтожно малое, усиливает признак незначительности: "достаточно микроскопической дозы", "наш салон находится в двух шагах от метро "Динамо"", "сию секунду". Такие уменьшительные Г. не следует путать с МЕЙОЗИСОМ (см.), являющимся логической и психологической противоположностью Г.
Отдельно существуют оригинальные Г., обладающие большой выразительностью и силой воздействия на аудиторию. Эти Г. обычно явно противоречат общественному опыту, часто - здравому смыслу. Напр., "посади оглоблю - вырастет тарантас" (А. Чехов).
Выделяют т. н. метафорические Г. (или гиперболические метафоры) - троп, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении с явным преувеличением качества или признака, напр., "наша компания - один из Гулливеров российской экономики", "в деревне Затыкино завелся свой олигарх - агроном и самогонщик И. Букин".
Существуют еще т. н. ориентальные или восточные Г. Люди Востока склонны к цветистым и многословным оборотам речи, содержащим множество преувеличений. Достаточно заглянуть, напр., в "Сказки тысячи и одной ночи". Россиян и западных наблюдателей сегодня неприятно поражают напыщенные восхваления лидеров постсоветских республик Средней Азии в местных СМИ. Ориентальные Г. свойственны и представителям Кавказа. Напр., на одном из форумов КПСС Э. Шеварнадзе заявлял, что "солнце для Грузии восходит с Запада" (имелась в виду Россия).
В "восточном стиле" восхваляли И. Сталина и Л. Брежнева. Прекрасные образцы восточных Г. содержатся в замечательном романе Л. Соловьева "Повесть о Хадже Насреддине": "Когда я, ничтожный муравей, был озарен лучами величия Эмира, соизволившего вспомнить мое недостойное имя …, то я как бы погрузился в сладостное море небывалого счастья". Дело здесь не только в многовековых традициях восхваления падишаха или хана, не только в требованиях восточного этикета с его преувеличенной формальной вежливостью (сходное явление - в Японии, Китае, Корее). На Востоке иной, чем на Западе способ мышления: основная нагрузка падает на правое полушарие мозга, ответственное за образную картину мира. Левое полушарие, отвечающее за словарное мышление, анализ, счет, системность и моделирование, играет вспомогательную роль. На Западе, включая Россию, наоборот. Кроме того, особое влияние на метафорическую гипербализацию речи в мусульманских странах оказывает то обстоятельство, что Коран запрещает живописные, скульптурные, контурно-графические изображения людей, животных, природного ландшафта (того, что создал Творец). Европейский рыцарь мог в Средние века поместить на своем гербе изображение Льва. Знатный воин-мусульманин этого сделать не мог. Вот и именовался "лев пустыни". Восточные Г. активно влияли на менталитет европейцев: французского короля Людовика XIV называли "королем-Солнцем", испанцы подписывали письма "целую ваши ноги", (с этим выражением сравнимо африканское - "целую вас жадно").
Метафорические Г. характерны для фольклора и художественной литературы. Так, в русских былинах, аналоге европейских легенд, говорится о Владимире Красном Солнышке, богатырей уподобляют "кряковистому дубу", девицу называют "Лебедь белая". А. Пушкин, описывая появление Петра I во время Полтавской битвы, заключает: "он весь как Божия гроза".
В коммерческой рекламе гиперболические определения нужны для преувеличения функциональных качеств и эстетических свойств товаров и услуг, напр., "Баунти - райское наслаждение". Г. требуются для провоцирования определенных действий целевой потребительской аудитории, ее "программирования" на покупку: "товар года", "самый верный выбор", "сенсация на рынке препаратов для похудания". Использует (обычно также шаблонные). Г. и политическая реклама, пропаганда - "судьбоносные решения", "единственный гарант Конституции", "империя зла" и др. Встречаются интересные гиперболические определения политических и общественных деятелей: "железная леди" (о М. Тэтчер), "железный Феликс" (о Ф. Дзержинском), "великий кормчий" (о И. Сталине, о Мау Дзе Дуне", а в XIX в. А. Пушкин - о Петре I), "главный интеллигент страны" (о Д. Лихачеве), "Геркулес" (кулуарная кличка главы российского "Центробанка" Геращенко) и т. п.
Излишняя гиперболизация рекламных посланий и PR-материалов, включая уничижительные Г. в адрес конкурентов, может встретить неприятие аудитории, вызвать реакцию отторжения. Очень осторожно нужно применять Г. при рекламировании товаров и услуг производственно-технического назначения, серьезных общественно-политических и финансовых проектов, в рекламе банковских и страховых услуг.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF

Структуры коллективного бессознательного в контексте универсальных гиперболических распределений

Данилевский Игорь Владимирович
В статье дается объяснение механизма функционирования так называемых гиперболических распределений в экономике, политике, культуре и других сферах, среди которых наиболее известны законы Ципфа, Парето, Лотки.
Читать PDF

Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения

Анатолий Григорьевич Вишневский
В статье анализируется трактовка демографического перехода сторонниками гипотезы гиперболического роста населения.
Читать PDF

«Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации на медиаобразовательных занятиях в студенческ

Федоров А. В.
Изучение медийного, виртуального мира требует от человека знаний и умений анализа медиатекстов различного уровня сложности.
Читать PDF

Преобразование Радона, связанное с изотропными прямыми на однополостном гиперболоиде

Тишков Дмитрий Владимирович
Читать PDF

Тайна гиперболы

Белый А. А.
Читать PDF

Аналитическое продолжение сферических функций для однополостного гиперболоида

Молчанов Владимир Федорович
For the hyperboloid of one sheet in R^3, we construct four complex hulls and continue analytically to them spherical functions of different series (continuous, holomorphic and antiholomorphic).
Читать PDF

Пресса и власть: фокус гиперболоида

Киричёк Пётр Николаевич
В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы взаимодействия журналистики и политики в условиях перехода российского общества из индустриального в постиндустриальный модус развития.
Читать PDF

Математическое моделирование начальных перемещений корня зуба в форме двуполостного гиперболоида

Босяков С.М., Мселати А.Ф., Круподеров А.В.
Предложена математическая модель начальных перемещений корня зуба в линейно-упругой периодонтальной оболочке. Корень зуба является абсолютно твердым телом, его внешняя поверхность аппроксимируется двуполостным гиперболоидом.
Читать PDF

Конечномерный анализ на однополостном гиперболоиде

Молчанов Владимир Федорович, Волотова Н. Б.
Тензорное произведение двух неприводимых конечномерных представлений группы G=SL(2,R) реализуется как представление группы G в функциях на однополостном гиперболоиде в трехмерном вещественном пространстве.
Читать PDF

Гармонический анализ на паре гиперболоидов

Артемов Анатолий Анатольевич
Строится гармонический анализ на паре двойственных гиперболоидов в Rn.
Читать PDF

Путешествие от дома в школу по маршруту Ферма или второе оптическое свойство гиперболы

Очков В.Ф., Соколов А.В., Федорович С.Д., Мекес Л.
В статье рассмотрено решение задач оптимизации применительно к проблемам отражения и преломления луча света.

Похожие термины:

  • Метод гиперболизации 

    парадоксальное усиление, увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Метод основан на «природе» операции воображения, с помощью которой подчеркиваются определенные свойства в п
  • Гиперболизация

    операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ.
  • Гиперболический

    греч. hyperballo – прохожу через что-либо) – чрезмерно преувеличенный, безмерно искаженный. Психиатрами в этом же значении часто используется и такие выражения, как утрированный, гротескный.