Гетерохрония (heterochrony) это что такое Гетерохрония (heterochrony): определение — Психология.НЭС
Гетерохронизм Гетерохронность

Гетерохрония

Найдено 1 определение:

Гетерохрония (heterochrony)

различия во времени и в скорости между двумя процессами, такими как нервные импульсы или развитие органов.

Оцените определение:

Источник: Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме Гетерохрония — 0

Найдено научных статей по теме — 6

Гетерохронность динамики различных видов отношений личности в процессе социально-психологического тр

Шкурко Татьяна Алексеевна
Статья посвящена изложению исследования динамики отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Статья содержит введение в проблему динамики отношений, основные понятия и процедуру проведенного исследования, а также обсуждение полученных результатов. Результаты исследования подтверждают гипотезу о гетерохронности изменений различных видов отношений в процессе тренинга. В статье проанализирована динамика различных отношений личности (к другому, к себе, к группе; осознаваемых и неосознаваемых отношений) и их основных параметров: знака, интенсивности, модальности, дифференцированности, взаимности, в результате чего выделены профили изменений формально-содержательных параметров отношений личности, а также типы гетерохронности изменений параметров различных видов отношений. Также в работе выявлены и описаны комплексы социально-психологических, личностных и потребностно-когнитивных характеристик человека, обуславливающие динамичность различных видов отношений.
Скачать PDF

Исследование креативности в структуре когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде

Остапенко Галина Сергеевна, Остапенко Роман Иванович
В данной работе структуру исследования когнитивного развития в гетерохронной подростковой среде составляет креативность мышления подростков. Дается теоретический анализ работ П.Торренса, Дж.Гилфорда, Ж.Пиаже, Д.Гоуэна, М.Термана и других ученых занимающихся проблемами развития креативности, интеллекта, одаренности и связях между ними. Основываясь на теоретических высказываниях и исследованиях известных ученых, проведен квази-эксперимент с целью изучения креативности как необходимого личностного конструкта, способствующего развитию познавательной активности подростков с разным уровнем образовательного ресурса. Апробирована программа, направленная на развитие креативности подростков в условиях центра дополнительного образования, состоящая из серии творческих заданий, которые предполагали развитие беглости, оригигальности, быстроты, множественности идей. В ходе экспериментального исследования использовался диагностический инстурментарий: опросник POI, прогрессивные матрицы Равена, методика диагностики дивергентного мышления (субтесты П.Торренса и Дж.Гилфорда), а также методы математической статистики (критерий T-Вилкоксона, коэффициент корреляции r-Спирмена, метод главных компонент). Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил установить, что созданные условия развития креативности в гетерохронной подростковой среде способствовали эффективности воспитательной работы,развитию подростковой креативности.
Скачать PDF

Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости

Волченков Владимир Степанович, Слепкова Валентина Ивановна
В статье представлены результаты эмпирического исследования развития личности в ранней взрослости; рассмотрены хронологические границы и основные задачи развития личности в этот период. Приведены теоретические аргументы и эмпирические доказательства выделения в зрелости человека двух аспектов: социальной и личностной зрелости; представлены критерии определения уровней социального и личностного развития человека. Применение психодиагностического инструментария «Метод мотивационной индукции» Ж.Нюттена и «Самоактуализационного теста» (Л. Я. Гозман и др.) на выборке респондентов в возрасте от 21 года до 25 лет, представленной студентами выпускных курсов учреждений высшего образования, позволило выявить, что социальное и личностное развитие в ранней взрослости подчиняется действию закона гетерохронности психического развития. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации дополнительной работы в учреждениях высшего образования, направленной на активизацию личностного развития студентов.
Скачать PDF

Индивидуально-типологические варианты возрастного развития как проявление гетерохронности динамики д

Ревенко Евгений Михайлович
Приводятся результаты экспериментального исследования динамики развития двигательных способностей и интеллекта учащихся (юношей) 6-, 8и 10-х классов. Результаты исследования свидетельствуют, что направленность связей динамики двигательных способностей и интеллекта изменяется в процессе взросления. У шестиклассников большая динамика интеллекта проявляется на фоне сравнительно низкой динамики общего физического развития. Напротив, у восьмии десятиклассников при высокой динамике интеллекта отмечается и более высокая динамика общего физического развития.
Скачать PDF

Динамика гетерохронности развития когнитивных стилей в подростковом возрасте

Остапенко Галина Сергеевна, Зобков Александр Валерьевич
В статье представлены экспериментальные исследования когнитивных стилей, которые характеризуются как структурные характеристики когнитивной сферы, как способность в получении и переработке информации, индивидуально-своеобразные, но биполярные измерения, при которых когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения: ригидность / гибкость, полизависимость / полинезависимость и др. Расширено представление о когнитивном стиле, как относительно устойчивой характеристике субъекта, которая может проявляться на разных уровнях интеллектуального развития подростка. Показано, что такой феномен, как гетерохронность от младшего к старшему периоду подросткового возраста имеет динамичность и изменчивость когнитивных стилей. Обозначена перспективность исследований гетерохронности развития когнитивных стилей.
Скачать PDF

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИК

Павлова Евгения Вячеславовна
Представлены результаты эмпирического изучения особенностей развития профессионально-психологических характеристик у будущих учителей информатики, математики и физики в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Отправной точкой для исследования послужили представления о профессионально-психологических характеристиках как внутренних условий развития компетенций при организации учебного процесса в высшей школе в контексте компетентностного подхода. Набор профессионально-психологических характеристик, рассматриваемый в компетентностном формате, согласуется, с одной стороны, с компетенциями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, и, с другой стороны, с требованиями в конкретном образовательном пространстве, где в перспективе предстоит трудиться выпускникам вуза. Показан гетерохронный характер их изменений, проявляющийся в несовпадающих темпах развития данных психологических характеристик относительно друг друга. Так, на различных этапах образовательного процесса может наблюдаться прогресс одних, относительная стабилизация других и даже регресс третьих. Исследование открывает перспективы для совершенствования образовательной практики в высшей школе, нацеленной на развитие профессиональных компетенций у будущих педагогов-предметников.
Скачать PDF