Гендерные стереотипы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гендерные стереотипы
психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Гендерные стереотипы
Общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют так называемые  гендерные ожидания.
    

Источник: Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ. 2001

Гендерные стереотипы
cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: "...по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины" (Платон, "Республика").
В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе "О рождении животных" утверждал: "Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой". Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское - восприемлющее; первое - инициативно, второе - рецептивно, первое - деятельное, второе - страдательное, первое - динамическое, второе - статическое.
Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
В анализе гендерных стереотипов важную роль играет выделение бинарных оппозиций, традиционно приписываемых мужчине - женщине: логичность - интуитивность; абстрактность - конкретность; сознательность - бессознательность; власть - подчинение; порядок - хаос; независимость, индивидуальность - близость, коллективность; импульсивность, активность - статичность, пассивность; непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм.

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.21 кб

Гендерные стереотипы в Германии

Надолинская Лина Николаевна
Гендерная тематика становится как никогда актуальной для исследователей, ибо в ходе ХХ века резко изменилась социальная и культурная среда, в рамках которой складываются формы и стереотипы человеческих взаимоотношений, трансформир
Читать PDF
89.46 кб

Гендерные стереотипы в средней школе

Корнеева Жанна Алексеевна
Читать PDF
81.32 кб

Гендерные стереотипы в студенческой среде

Капустина Полина Юрьевна, Кузнецова Тамара Александровна, Сиваченко Оксана Юрьевна
Статья посвящена изучению распространённости в молодежной среде традиционных гендерных стереотипов, касающихся поведения партнеров в паре. Анализируются 100 анкет студентов НГМУ по случайной выборке.
Читать PDF
374.11 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре

Макарова Аграфена Иннокентьевна
Статья посвящена рассмотрению гендерных стереотипов в традиционной культуре через исторический анализ положения женщины в якутском обществе.
Читать PDF
111.93 кб

Гендерные стереотипы в традиционном обществе

Шаожева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу гендерных стереотипов в традиционном обществе, и раскрываются они именно через исторический анализ становления общества и определения факторов, исходных для рассмотрения мужчины и женщины в определенной оп
Читать PDF
192.41 кб

Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет

Шилова Т. А.
Читать PDF
178.98 кб

Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы

Котлова Т. Б., Смирнова А. В.
Читать PDF
293.88 кб

Гендерные стереотипы в социокультурной реальности

Синицына Людмила Николаевна
В данной статье рассматривается специфика гендерных проблем, отмечаются уникальные особенности женского восприятия мира в противоречии с активной мужской доминантой.
Читать PDF
14.17 мб

СЕКСИЗМ И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЕ

Поткина Александра Александровна
В данной статье приводится исследование проблемы сексизма и гендерных стереотипов, используемых как контент визуальной коммуникации в российской рекламе.
Читать PDF
378.51 кб

Гендерные стереотипы в традиционной культуре ненцев

Сэрпиво С.Е.
Статья посвящена процессам формирования, закрепления и трансляции гендерных стереотипов в традиционной культуре ненцев. Актуальность работы продиктована отсутствием подобных исследований культуры коренных народов Западной Сибири.
Читать PDF
749.69 кб

Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления

Уле Мирьяна
Исследования процесса взросления требуют междисциплинарного подхода. Такими изысканиями занимаются психология, социология, антропология, педагогика, социальная история, медицина.
Читать PDF
234.27 кб

Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе

Соколова Е. А.
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей функционирования гендерных стереотипов как особой группы стереотипов, бытующих в массовом сознании и понимаемых как упрощенное устойчивое представление о моделях поведения и чер
Читать PDF
410.33 кб

Исследование гендерных стереотипов: возрастной аспект

Карнаухова К.С.
В статье представлены результаты исследования, в котором проводился сравнительный анализ гендерных стереотипов юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости.
Читать PDF
218.47 кб

Стереотипизированная модель старения: гендерный аспект

Кац Юлия Владимировна
Рассматриваются проблемы старения в гендерной перспективе женская старость оказывается дискриминирована сразу по двум основаниям гендерному и возрастному.
Читать PDF
179.02 кб

Влияние гендерных стереотипов на рекламную коммуникацию

Полянская Ирина Львовна, Ерошина Наталья Олеговна
В статье отражены особенности построения рекламной коммуникации, основанной на такой внушительной группе стереотипов, как гендерные.

Похожие термины:

  • Прямой гендерный стереотип

    соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола.
  • Гендерные стереотипы в СМИ

    Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отриц
  • Реверсивный гендерный стереотип

    несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.