Гендерная социализация в образовании

Найдено 1 определение:

Гендерная социализация в образовании

Институт образования наряду с остальными агентами социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим - имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Этот процесс не является явной или намеренной целью, и тем не менее, образовательные учреждения преподносят влиятельные уроки гендерных отношений. Скрытый учебный план, или скрытая повестка дня (калька с английского термина hidden curriculum или hidden agenda) - это, во-первых, организация самого учреждения, включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы в процессе социализации, но поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая женское и нетипичное.

I. Особенности социального устройства образовательного учреждения. Образовательные учреждения отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин: как правило, преподаватели, секретари и обслуживающий персонал - женщины, а директор школы или ректор университета - мужчина. Педагогический состав учреждений начального и среднего образования на 90% состоит из женщин, а с повышением статуса образовательного учреждения от детского сада к университету число женщин-педагогов уменьшается. Хотя для современной России в целом характерна феминизация высшего образования и науки, все же среди преподавателей вузов мужчины сегодня представляют две трети кадрового состава, а менее оплачиваемый состав научных лабораторий почти наполовину состоит из женщин. При этом базовый средний оклад преподавателей-мужчин на 35% выше, чем средний оклад преподавателей-женщин (Горшкова, Беляева; Шереги, Харчева, Сериков).

Те учебные заведения, руководителями которых являются женщины, предоставляют чрезвычайно важный источник идентификации. Российскими исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, компьютерные знания, а для девочек - домоводство, литературу и историю, этику и психологию семейной жизни, половое воспитание (Воронина). Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола. Кроме того, в школах и училищах на уроках труда закрепляются стереотипы женской и мужской домашней работы. Соответственные роли усваиваются будущими учителями не только в их семьях, но и в педагогических вузах.

II. Содержание предметов. Стереотипное изображение мужчин как нормы, активных и успешных, а женщин как невидимок (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или маргинальных, пассивных и зависимых - продолжает воспроизводиться в учебных материалах и специализированных источниках, применяемых в обучении на уровне среднего специального и высшего образования (Барчунова). Последствия такой неадекватной репрезентации женщин в учебных материалах следующие. Во-первых, учащиеся могут незаметно для самих себя прийти к выводу, что именно мужчины являются стандартом и именно они играют наиболее значимую роль в обществе и культуре. Во-вторых, тем самым ограничиваются знания учащихся о том, какой вклад внесли женщины в культуру, а также о тех сферах нашей жизни, которые по традиции считаются женскими. В-третьих, на индивидуальном уровне стереотипы, содержащиеся в образовательных программах, в большей степени поощряют на достижения мужчин, тогда как женщины выучивают модели поведения, в меньшей степени соотносящиеся с лидерством и управлением.

III. Коммуникационные процессы. Стиль преподавания, формы отношений в учебной аудитории влияют на гендерную социализацию учащихся, часто недооценивают женщин, их способ учиться и выражать знания. В 1982 г. в США Р. Холл и Б. Сэндлер провели первое исследование вербальных и невербальных коммуникационных практик в образовании (Hall, Sandler). Это исследование стало классическим образцом подобных проектов, которые проводились в школах и колледжах, на образовательных сессиях для взрослых и в университетах. Скрытый учебный план, таким образом, отождествляется с метакоммуникацией как языком, посредством которого осуществляется социальный контроль (Stubbs). Прежде всего, это выражается в том, что педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек - к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду; с мальчиками проводится больше индивидуальных занятий, им посвящается больше времени, чем девочкам (Wood). Кроме того, господствующие формы преподавания опираются на маскулинные способы общения. Например, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки поощряют пресловутую "мужественность". От этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать и решать проблему.

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Гендерная социализация девочек-подростков со сколиозом

Poltorakova E.B., Aleksandrova N.L., Mikhailovsky M.V., Sadovaya T.N.
Objective. To detect specific features of gender identity and factors determining this specificity in female adolescents with scoliosis. Material and Methods.
Читать PDF

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности.
Читать PDF

Принципы социализации учащихся в системе профессионального образования

Баширова С. В.
Читать PDF

Концептуальные подходы к социализации личности в региональной системе образования

Корнилова Алла Георгиевна
Читать PDF

Новые фундаментальные исследования социализации и образования человека в современном поликультурном

Хакимов Эдуард Рафаилович
Дан обзор последних фундаментальных исследований в области социализации и образования человека в современном поликультурном мире.
Читать PDF

Новые фундаментальные исследования социализации и образования человека в современном поликультурном

Хакимов Эдуард Рафаилович
Дан обзор последних фундаментальных исследований в области социализации и образования человека в современном поликультурном мире.
Читать PDF

Гражданское образование как фактор социализации личности

Медведева Марина Евгеньевна
В статье рассмотрено гражданское образование в системе непрерывного обучения и воспитания, направленное на формирование гражданской компетентности, демократической культуры.
Читать PDF

Результативность управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании

Майер Алексей Александрович
Представлены технология и результаты управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании; раскрыты особенности экспериментальной работы по внедрению модели управления социализацие
Читать PDF

Результативность управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании

Майер Алексей Александрович
Представлены технология и результаты управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании; раскрыты особенности экспериментальной работы по внедрению модели управления социализацие
Читать PDF

Финансовое образование в течение всей жизни как институт позитивной социализации

Кочмола К.В.
Читать PDF

Финансовое образование в течение всей жизни как институт позитивной социализации

Кочмола К.В.
Читать PDF

Непрерывное художественное образование в контексте идеи развития и социализации личности обучающегос

Кокурина И.П.
Непрерывное художественное образование рассматривается автором в статье как целостная образовательная система.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!