ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ: определение — Психология.НЭС
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА ПО ФУКС

Функциональная психология

Найдено 5 определений термина Функциональная психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Функциональная психология

functional psychology) Знаковым событием в оформлении Ф. п. явилась публикация труда Уильяма Джемса "Принципы психологии" (The Principles of Psychology). Данное Джемсом определение психологии как науки о функциях сознания (включ. подсознательные процессы) быстро превратилось в основной подход к академической и профессиональной психологии. Европейская школа интроспекции, к-рая определяла психологию как науку о содержании сознания, сужая тем самым предмет этой области знания, уступила место американской школе Ф. п. Функциональный подход дополнил интроспекцию описаниями поведения, опросниками, умственными тестами и физиолог. экспериментами; он тж включил в сферу интересов психол. науки изучение детей, сравнительное изучение поведения животных, изучение душевнобольных и умственно отсталых людей и полевые исслед. в местах проживания племен, не имеющих письменности. Ф. п. расширила границы психол. науки, включив в нее большую часть основных проблем и методов исслед., используемых в совр. психологии. Дж. Харт
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

психологическое направление, появившееся в США конца XIX в., характерное преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. Исследует процессы сознания с позиций их функции в приспособлении организма к среде. Возникло под влиянием эволюционного учения в биологии, разработанного Ч. Дарвином и Г. Спенсером, ив связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от поэлементного анализа сознания в психологии структурной к изучению роли сознания при решении жизненно важных задач. Программным документом направления стала статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), где акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде.

В психологии функциональной имелось несколько течений. В европейских странах среди ее приверженцев были Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), К. Штрумпф и представители школы Вюрцбургской (Германия). В США сложился другой вариант психологии функциональной, восходящий к У. Джемсу и представленный двумя школами - Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс).

Психология понималась как наука о функциях ("деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась, охватывая не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), его мотивы, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и прочие проблемы, сближавшие психологию с практикой.

Сторонники этого направления внесли существенный вклад в психологию экспериментальную. Но слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило влияние. В 20-х гг. XX в. американская психология функциональная была оттеснена бихевиоризмом.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. functional psychology) - направление в психологии США конца XIX - нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям. Син. функционализм (в психологии). Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность. Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде (см. Инструментализм). Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.

В противоположность структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению (см. Инструментализм). Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение - с др. Ф. п. подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, однако не преодолевает интроспективного понимания сознания. Практическая направленность Ф. способствовала развитию прикладных областей психологии - педагогической, мед., инженерной. Оказавшись не способной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п. к нач. 1920-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были Э. Клапаред (Швейцария) и Н. Н. Лан-ге (Россия). (А. Н. Ждан.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Функциональная психология

Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Психологическое направление, появившееся в США конца ХIХ в.

Специфика. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах. К началу 20-х гг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге.

Источник: Психологический словарь

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

См. функционализм (1,2).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме Функциональная психология — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структурно-функциональный подход к исследованию культурно-психологической компетентности личности

Жижина Мария Викторовна
Структурно-функциональный подход предлагается в качестве основы для построения модели культурно-психологической компетентности личности. Культурно-психологическая компетентность рассматривается как интегральное социально-психологи-ческое свойство, обеспечивающее эффективное взаимодействие личности с культурной средой. В статье подчеркивается значение формирования культурно-психологической компетентности в плане реализации жизненных перспектив человека, его гражданского и профессионального становления.
Скачать PDF

Функциональные асимметрии человека и психолого-педагогические особенности усвоения математической ин

Попов Николай Иванович, Токтарова Вера Ивановна
Фундаментальные различия между левои правополушарной стратегиями переработки информации имеют непосредственное отношение к формированию различных психолого-педагогических особенностей студентов при изучении математики.
Скачать PDF

Функциональная модель Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи в сельском социуме

Аргунова Т.П.
Показано, что создание Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМСП) способствовало организации социально-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в социум. Выявлены и обоснованы формы услуг детям-инвалидам: социально-педагогические, психолого-педагогические, развивающие. Установлено социальное партнерство межведомственных структур в решении проблем детей-инвалидов
Скачать PDF

Некоторые особенности сущностно-функционального подхода к «Психологии элит»

Карабущенко Н.Б.
Рассматриваются некоторые особенности сушностно-функционального подхода «психологии элит». Раскрыты критерии и составляющие элитности, а также функции, которые выполняет элита в обществе.
Скачать PDF

Структурно-функциональные характеристики психологических механизмов переживания травматического собы

Полетаева Анна Вадимовна
Исследование посвящено психологическим проблемам переживания жизненных событий, имеющих травматический характер. Рассматривается феномен переживания травматического события, дано описание этого феномена сквозь призму его структурных и функциональных характеристик. Показана роль актуального смыслового состояния в переживании травматического события, на основании чего дана новая интерпретация смысловой составляющей механизмов переживания. Илл.4. Библиогр. 13 назв.
Скачать PDF

Индивидуальные ресурсы оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе психологической

Барабанщикова Валентина Владимировна
В статье представлена попытка повышения эффективности обучения психологической саморегуляции (ПСР) с помощью проведения комплексного эмпирического исследования доминирующей сенсорной модальности образной сферы профессиональных спортсменов и студентов, выступающей как индивидуальная особенность и рассматриваемой как фактор оптимизации функционального состояния в процессе ПСР.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом'' индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест FPI) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Личность и субъект: эвристическая ценность и функциональная значимость понятий для психологии

Кубарев Вячеслав Сергеевич
В данной статье анализируются понятия личность и субъект в двух аспектах: а) эмпирической валидности; б) инструментальной значимости. Рассматриваются два подхода, сложившихся в отечественной психологии личности и осуществляется их сравнительный анализ с точки зрения двух предложенных аспектов. Показываются границы и область применения обоих подходов. На основе анализа подходов предлагается различение понятий субъект и личность, обозначается сфера их применения. Утверждается, что реальности, стоящие за понятиями субъект и личность, отражают принципиальную двойственность природы человека.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом» индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест САН) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Индивидуально-психологические особенности личности девиантного подростка с разной функциональной аси

Гут Ю. Н., Кабардов М. К.
Представлены результаты исследования взаимосвязи показателей функциональной асимметрии с личностными особенностями у девиантных подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии и учащихся школы. На основе анализа и обобщения результатов исследования, полученных в ходе работы, делается заключение о взаимосвязи между вариантами функциональной асимметрии, особенностями поведения подростков и восприятия времени у девиантных подростков.
Скачать PDF

Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции

Конопкин Олег Александрович
Выделяются и анализируются две основные «составляющие» регуляторных процессов, которые детерминируют их совершенство и определяют соответствующие аспекты анализа их сформированности и особенностей осуществления. Первый «структурно(функциональный» предполагает анализ внутренних механизмов саморегуляции, которые обеспечивают реализацию принципов управления и регулирования в произвольной активности человека. Второй «содержательно(психологический» связан с анализом психических средств, которыми субъект реализует функциональную структуру регуляции. Содержательный аспект анализа значительно расширяет и углубляет когнитивно-прагматический «образ» процессов регуляции, показывает роль эмоционально(мотивационных и личностно(смысловых феноменов, демонстрирует функциональное единство психики в процессах осознанной саморегуляции. «Живой» регуляторный психический процесс существует лишь как исходное единство структурной («формальной») и содержательной сторон, каждая из которых в отрыве от другой не является самодостаточной детерминантой его эффективности.
Скачать PDF

О ПРИМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ 'ЭКСТР

М.В. Леви
Скачать PDF

Похожие термины: