ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА
одно из направлений деятельности по научной организации труда, использующее музыку как существенный эмоциональный стимул трудовой деятельности с учетом особенностей производства. С помощью музыкальных программ можно стимулировать процесс вхождения в работу или адаптации к изменившимся условиям труда, поддерживать оптимальный уровень выполнения работы, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в периоды отдыха. Несмотря на различия каждого койкретного производства, существуют некоторые общие правила применения Ф. м. Считается нецелесообразным прослушивание Ф. м. на протяжении всего рабочего дня. Более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10—15 мин; интервалы между сеансами должны быть не менее 1,5 — 2 ч. Таким образом, в течение рабочего дня проводятся 5 — 6 сеансов, содержание которых не должно дублироваться. Противопоказанием к введению музыкальных передач во время работы служат те виды труда, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. Применение Ф. м. в этих случаях целесообразно только в течение специально введенных пауз для отдыха. Понятие Ф. м. не следует смешивать с музыкотерапией как средством использования музыки для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Функциональная музыка
применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин Ф. м. связан с предложенным В. М. Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний. У душевнобольных она повышает психический тонус, уменьшает раздражительность и агрессивность. Специально подобранная музыка положительно действует как седативное средство на маниакальных больных. Музыка дает результаты как "обезболивающее" средство в акушерстве, стоматологии, при хирургических операциях. С одной стороны, она отвлекает больного от фиксирования на своих переживаниях и тем снижает болевые ощущения. С другой стороны, музыка снимает мышечное напряжение, способствует релаксации готовящихся к операции больных. Достижение полной релаксации важно для успешного введения пациента в гипнотическое состояние, проведения аутогенной тренировки. Успешно применяется музыка при лечении заикания, благотворно действует на сердечно-сосудистых больных, отвлекая их от тревожных и мрачных мыслей. Хорошо подобранный ритм музыки снижает непроизвольные движения у больных хореей, особенно у детей. После перенесенного инсульта (при левостороннем кровоизлиянии) положительных результатов добиваются музыкотерапевты при лечении моторной афазии и восстановлении речи с помощью пения. В целом ее эффективность значительно возрастает в комплексе с медикаментозными, физиотерапевтическими и другими медицинскими методами лечения. Благотворно воздействует музыка и в период реабилитации больных. Отмечается влияние музыки не только на пациента, но и на врача. В каждом из этих случаев воздействие музыки основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и непроизвольном подчинении заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека протекает ритмично. Объединение трудовых действий с помощью музыки можно встретить у многих народов. В отличие от шума, музыкальный звук — это строго упорядоченные колебания какого-либо источника звука. Низкочастотный шум маскирует музыкальные звуки вплоть до полного их подавления. Особенно вреден разночастотный, нестационарный и интенсивный высокочастотный шум — визг, скрежет, свист. Он приводит к расстройству нервной регуляции желудочно-кишечного тракта, газообмена и эндокринной системы, провоцирует язвенную болезнь и гипертонию. Плохо действует на организм человека длительный и интенсивный ультразвук, диапазон которого располагается выше 15—20 кГц. Причем кратковременный инфразвук слабой и средней силы — шум морского прибоя, ветра, водопада, быстрого ручья в каменистом ложе — действует благотворно, успокаивая нервную систему. Неблагоприятно действует на психику человека инфразвук — звуки ниже 20 Гц. Инфразвуки большой силы ощущаются ухом как давление, которое может перейти в ощущение боли. Они вызывают тревогу, безотчетный страх, головную боль и тошноту. Поскольку инфразвуки слабо затухают в окружающей среде, они могут распространяться на большие расстояния. Однако полная тишина также неблагоприятна для нормального самочувствия — она вызывает сонливость, галлюцинации. Для нормальной работоспособности и возбудимости органов чувств необходим определенный звуковой или шумовой фон силой в 30—40 дб. Ф. м. должна восприниматься как звучащий фон на периферии сознания, быть приятной, приносить удовольствие и вызывать состояние легкого возбуждения. Слишком громкая, назойливо ритмичная или скучная и однообразная музыка быстро надоедает и вызывает раздражение. Не всякое музыкальное произведение может оказывать психотерапевтическое воздействие (например, тяжелый рок). Следует учитывать восприимчивость (невосприимчивость) клиентов к музыке вообще и к отдельным ее жанрам и произведениям, в частности.

Источник: Клиническая психология. Словарь