ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Найдено 2 определения термина ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

одно из направлений деятельности по научной организации труда, использующее музыку как существенный эмоциональный стимул трудовой деятельности с учетом особенностей производства. С помощью музыкальных программ можно стимулировать процесс вхождения в работу или адаптации к изменившимся условиям труда, поддерживать оптимальный уровень выполнения работы, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в периоды отдыха. Несмотря на различия каждого койкретного производства, существуют некоторые общие правила применения Ф. м. Считается нецелесообразным прослушивание Ф. м. на протяжении всего рабочего дня. Более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10—15 мин; интервалы между сеансами должны быть не менее 1,5 — 2 ч. Таким образом, в течение рабочего дня проводятся 5 — 6 сеансов, содержание которых не должно дублироваться. Противопоказанием к введению музыкальных передач во время работы служат те виды труда, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. Применение Ф. м. в этих случаях целесообразно только в течение специально введенных пауз для отдыха. Понятие Ф. м. не следует смешивать с музыкотерапией как средством использования музыки для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Функциональная музыка

применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин Ф. м. связан с предложенным В. М. Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний. У душевнобольных она повышает психический тонус, уменьшает раздражительность и агрессивность. Специально подобранная музыка положительно действует как седативное средство на маниакальных больных. Музыка дает результаты как "обезболивающее" средство в акушерстве, стоматологии, при хирургических операциях. С одной стороны, она отвлекает больного от фиксирования на своих переживаниях и тем снижает болевые ощущения. С другой стороны, музыка снимает мышечное напряжение, способствует релаксации готовящихся к операции больных. Достижение полной релаксации важно для успешного введения пациента в гипнотическое состояние, проведения аутогенной тренировки. Успешно применяется музыка при лечении заикания, благотворно действует на сердечно-сосудистых больных, отвлекая их от тревожных и мрачных мыслей. Хорошо подобранный ритм музыки снижает непроизвольные движения у больных хореей, особенно у детей. После перенесенного инсульта (при левостороннем кровоизлиянии) положительных результатов добиваются музыкотерапевты при лечении моторной афазии и восстановлении речи с помощью пения. В целом ее эффективность значительно возрастает в комплексе с медикаментозными, физиотерапевтическими и другими медицинскими методами лечения. Благотворно воздействует музыка и в период реабилитации больных. Отмечается влияние музыки не только на пациента, но и на врача. В каждом из этих случаев воздействие музыки основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и непроизвольном подчинении заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека протекает ритмично. Объединение трудовых действий с помощью музыки можно встретить у многих народов. В отличие от шума, музыкальный звук — это строго упорядоченные колебания какого-либо источника звука. Низкочастотный шум маскирует музыкальные звуки вплоть до полного их подавления. Особенно вреден разночастотный, нестационарный и интенсивный высокочастотный шум — визг, скрежет, свист. Он приводит к расстройству нервной регуляции желудочно-кишечного тракта, газообмена и эндокринной системы, провоцирует язвенную болезнь и гипертонию. Плохо действует на организм человека длительный и интенсивный ультразвук, диапазон которого располагается выше 15—20 кГц. Причем кратковременный инфразвук слабой и средней силы — шум морского прибоя, ветра, водопада, быстрого ручья в каменистом ложе — действует благотворно, успокаивая нервную систему. Неблагоприятно действует на психику человека инфразвук — звуки ниже 20 Гц. Инфразвуки большой силы ощущаются ухом как давление, которое может перейти в ощущение боли. Они вызывают тревогу, безотчетный страх, головную боль и тошноту. Поскольку инфразвуки слабо затухают в окружающей среде, они могут распространяться на большие расстояния. Однако полная тишина также неблагоприятна для нормального самочувствия — она вызывает сонливость, галлюцинации. Для нормальной работоспособности и возбудимости органов чувств необходим определенный звуковой или шумовой фон силой в 30—40 дб. Ф. м. должна восприниматься как звучащий фон на периферии сознания, быть приятной, приносить удовольствие и вызывать состояние легкого возбуждения. Слишком громкая, назойливо ритмичная или скучная и однообразная музыка быстро надоедает и вызывает раздражение. Не всякое музыкальное произведение может оказывать психотерапевтическое воздействие (например, тяжелый рок). Следует учитывать восприимчивость (невосприимчивость) клиентов к музыке вообще и к отдельным ее жанрам и произведениям, в частности.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Сравнительный анализ функциональной организации коры мозга у музыкантов и художников при выполнении

Дикая Людмила Александровна, Денисова Ирина Анатольевна
В работе представлены результаты исследования особенностей корковых взаимодействий у высококреативных испытуемых при разных видах невербальной творческой деятельности. Выявлены различия в характере когерентных связей у испытуемых в процессе решения творческой задачи для разных частотных диапазонов.
Скачать PDF

Музыкальные сенсорные притоки: поиск путей расширения функциональных резервов системы регуляции серд

Кириллова И.А., Говша Ю.А.
Скачать PDF

Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок

Жижина Мария Викторовна
В статье излагаются результаты структурно-функционального анализа процесса продвижения проекта (исполнителя, группы) на отечественный музыкальный рынок. Продвижение предложено рассматривать как социально психологический феномен, представляющий собой, во-первых, проектную деятельность продюсера и команды проекта по «раскрутке» и популяризации исполнителя, по изменению восприятия и отношения к нему, мероприятия по изменению социально-экономического поведения потребителей, и, во-вторых, как результат или эффект использования различных средств и стратегий продвижения, выражающийся в повышении первоначальной социальной ценности и значимости музыкального проекта в массовом сознании потребителей, без значительного улучшения исходного качества музыкальной продукции. В работе подробно проанализирован процесс формирования концепции и политики по продвижению и популяризации музыкального проекта, особое внимание уделено рассмотрению каналов, средств и стратегий продвижения, обосновываются критерии дифференциации средств продвижения исполнителя на музыкальный рынок
Скачать PDF

О ПРИМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ 'ЭКСТР

М.В. Леви
Скачать PDF

Функциональная организация коры мозга у музыкантов профессионалов и любителей во время музыкальной и

Скиртач Ирина Анатольевна, Дикая Людмила Александровна
В статье показана роль музыки для развития творческого потенциала личности. Обоснована необходимость изучения функциональной организации коры мозга у музыкантов в процессе импровизации как творческой деятельности. Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие музыканты в возрасте от 18 до 39 лет в количестве 47 человек профессионалы (22 чел.) и любители (25 чел.). Им предлагалось прослушать музыкальные гармонии, мысленно воспроизвести каждую из них, а затем создать импровизацию на их основе. Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры мозга во время выполнения музыкальной деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ. В результате проведенного сравнительного анализа выявлены особенности функциональной организации коры мозга для разных частотных диапазонов у музыкантов с различным уровнем профессионализма во время импровизации. Сделан вывод о сильном взаимодействии отделов мозга в процесс музыкальной импровизации у профессионалов и о взаимодействии преимущественно правополушарных отделов мозга у любителей.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Музыка как средство эмоционально-психологического развития женщин

Григорьева Е.Н.
В статье дан краткий обзор научных исследований, посвященных психологическим проблемам материнства и возможностям психологической поддержки женщин в период беременности и после родов. Представлены музыкальные программы для прослушивания и непосредственного звукового воспроизведения, что содействует развитию навыков глубокого дыхания, активизирует психофизиологические процессы и поддерживает кислородный баланс в организме женщины.
Скачать PDF

Воздействие музыки на эффективность деятельности операторов персональных компьютеров

Джантемирова Т.Г., Лызь А.Е.
Скачать PDF

Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального н

Сугробова Г. А.
Психофизиологические аспекты музыкотерапии давно подвергались пристальному изучению психологами и физиологами. Интересна возможность использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия утомления, а также для повышения работоспособности школьника. Этому способствуют и кинезиологические упражнения, синхронизирующие работу левого логического и правого образного полушарий, что позволяет активизировать ВПФ, гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Скачать PDF

«Индивидуальный стиль деятельности» будущего учителя музыки и его становление в условиях психолого-п

Калугина Наталья Андреевна
Психолого-педагогическая подготовка будущего учителя музыки, по мнению автора, должна быть направлена не только на профессиональную подготовку как педагога, но и на формирование личностных умений и навыков, которые позволяют личности студента уже сейчас использовать полученные знания на основе развития личностной рефлексии для самопознания, направленные на формирование индивидуального стиля деятельности.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы формирования исполнительской техники музыкантов

Корлякова С.Г.
Скачать PDF

Музыкальная коррекция состояния беременных женщин и психологическая подготовка к родам

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния музыки на психологическое состояние беременных женщин. Выявленные значимые различия динамики состояния беременных в экспериментальной и контрольной группах подтверждают преимущество экспериментальной группы в улучшении самочувствия и настроения. В результате исследования выяснилось, что эффективность музыкальной коррекции зависит от соответствия музыки состоянию беременных женщин и их личностным свойствам. Особенности музыкального восприятия беременных женщин могут служить музыкально-диагностическим средством. Музыкальная коррекция состояния беременных сказывается на успешности протекания родов. В статье раскрывается зависимость музыкальных предпочтений беременных от их психологического состояния и личностных свойств, что нашло отражение в музыкальных рекомендациях.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!