ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ это что такое ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ: определение — Психология.НЭС
Функция Оно ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ

ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ

Найдено 2 определения термина ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ

сложные, прижизненно формирующиеся системные процессы психические, социальные по происхождению - особый вид функций психических, полностью отсутствующий у животных. Сюда относятся внимание произвольное, память произвольная, мышление логическое и пр. Одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурией и другими отечественными психологами.

Функции психические высшие как системы весьма пластичны, их компоненты взаимозаменяемы. Разработка теории функций психических высших позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших функций психических за счет перестройки систем функциональных - их физиологической основы. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки систем функциональных (перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена системы функциональной новым, и пр.).

Формирование функций психических высших характерно тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний, интрапсихологический процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические называется интериоризацией. Другая важная черта, характеризующая их развитие, - их постепенное свертывание, автоматизация. На первых этапах формирования они являют собой развернутую форму деятельности предметной, опирающейся на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность свертывается, обретает характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется психологическая структура функций психических высших.

Психофизиологическая основа функций психических высших - сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (-> синтез афферентный; эффектор). Часть звеньев функциональной системы жестко закреплена за определенными мозговыми структурами, остальные - высоко пластичны и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки системы функциональной в целом. Итак, каждая из функций психических высших связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга головного как целого, а является результатом системной деятельности мозга, где различные мозговые структуры участвуют дифференцированно (-> функция психическая высшая: локализация).

Основные тезисы учения о функциях психических высших следующие.

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта со средой; если на животных среда действует и их изменяет, то человек начал действовать на природу и видоизменять ее.

2. Человеку удается воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщенно - благодаря развитию материального производства.

3. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности - функции психические высшие. Овладение природой и собственным поведением - параллельно идущие процессы, глубоко взаимосвязанные.

4. Как человек овладевает природой с помощью орудий, так и поведением - с помощью психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как процесса психического. Знак выступает как дополнительный стимул, связанный с содержанием основного символа, знаком коего он выступает. Так он опосредует функцию психологическую, выступая как средство запоминания и воспроизведения - как психологическое орудие.

5. В процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения родилась возможность приказывать себе. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным); затем эти отношения превратились в отношения с самим собой - в интрапсихические. Это превращение называется интериоризацией. Оно наблюдается и в онтогенезе.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Высшая психическая функция

теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть "натуральными", детерминированными преимущественно генетическим фактором, и "культурными", надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными "психологическими орудиями", знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры вносят более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Источник: Словарь по истории психологии

Найдено рефератов по теме ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Гемосферологическая классификация высших психических функций человека

Зюзерова Н.С., Лучинин А.В.
Скачать PDF

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Скачать PDF

Субъективные компоненты психического состояния у больных с функциональной и органической церебрально

Хоменко Юлия Геннадьевна
Изучались субъективные компоненты психического состояния у больных с церебральной патологией в процессе лечения. Показано, что характер и динамика субъективных компонентов психического состояния в процессе лечения зависят от эмоционального состояния и личностных особенностей больных и отражают процесс адаптивных перестроек психического состояния.The subjective components of the psychic state of patients with cerebral pathology in the course of treatment are studied in the paper. The author reveals that the character and dynamics of the subjective components of the psychic state in the course of treatment depend on patients' personalities and emotional states and reflect the current adaptational reorganisation of the psychic state.
Скачать PDF

Динамика познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональной асимметрии

Сергеева Мария Васильевна
Рассматривается проблема функциональной специализации полушарий головного мозга в начальной школе и ее влияние на успешность обучения. Знание о динамике познавательной сферы в зависимости от функциональной асимметрии позволяет выбирать наиболее эффективные методы обучения, преодолевать недостатки в развитии познавательных психических процессов и увеличивать продуктивность учебной деятельности.
Скачать PDF

Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела

Ковязина Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
Проанализированы публикации, посвященные вкладу мозолистого тела (МТ) в организацию высших психических функций (ВПФ) и в межполушарное взаимодействие. Большинство авторов приходят к выводу, что при нейропсихологическом обследовании лиц с патологией МТ можно выявить проблемы в различных ВПФ. Изложены результаты нейропсихологического обследования 29 лиц с различными вариантами патологии МТ.
Скачать PDF

Психическая ригидность в контексте функциональных асимметрий головного мозга и стиля мыслительной де

Лапина Светлана Сергеевна
Исследуется связь вариантов латеральных профилей с показателями психической ригидности, взаимосвязь стиля мыслительной деятельности в контексте функциональных асимметрий головного мозга с психической ригидностью.
Скачать PDF

Развитие высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста

Катасонова Анна Васильевна, Кравцова Наталья Александровна, Потребич Юлия Геннадьевна
Исследовано состояние высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста. По результатам нейропсихологического обследования выявлены особенности развития ВПФ.
Скачать PDF

Динамика речевых функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития

Фотекова Татьяна Анатольевна
Представлены результаты сопоставительного исследования речевых функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлениях этих состояний выявлены различия в нейропсихологических синдромах.
Скачать PDF

Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация

Сопов В.Ф.
В статье обсуждается понятие психического состояния и его использования в психологической подготовке спортсменов. Дана классификация психических состояний в спорте. Приводится модель возникновения психических состояний спортсмена. Обоснована методика формирования состояний, отвечающих текущим задачам спортивной деятельности и предотвращения нежелательных изменений в психике.
Скачать PDF

Функциональные системы психической самоорганизации при эпилепсии

Волов В.В.
В статье предлагается анализ психических явлений, связанных с адаптационными механизмами при эпилепсии. Предполагается, что изменения в эмоциональной сфере являются основой функциональных систем психической самоорганизации. Их действие отражается на функциональном состоянии ЦНС.
Скачать PDF

Функциональные системы психической самоорганизации при эпилепсии

Волов В.В.
В статье предлагается анализ нового класса психических явлений, обнаруженных при эпилепсии. Функциональные системы психической самоорганизации проявляют себя в предельных режимах работы головного мозга и в кризисных психических состояниях. Их действие связано с адаптационными психическими реакциями неспецифического характера, отражающимися на активности ЦНС.
Скачать PDF

Похожие термины: