Физиологическая психология (нередукционистский подход) это что такое Физиологическая психология (нередукционистский подход): определение — Психология.НЭС
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Физиологическая психология

Найдено 8 определений термина Физиологическая психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Физиологическая психология (нередукционистский подход)

physiological psychology (nonreductionism)) Любое серьезное рассмотрение нередукционистского подхода к Ф. п. требует предварительного и по возможности исчерпывающего определения опорного термина "редукционизм". Степень редукционизма варьирует от простейшего (в физике) до самого сложного (в социологии). Редукционист убежден в том, что все многообразие форм природы характеризуется непрерывностью и образуется в рез-те различных комбинаций одних и тех же базисных элементов. Редукционисты приходят к выводу о предельной сводимости природы Вселенной к этим фиксированным и неделимым строительным блокам, имеющим атомистический характер. Согласно редукционистам, это единственный путь к пониманию всех аспектов природы. Одно время редукционист мог уверенно опираться на представление о том, что социологические, психол., биолог. и физ. явления когда-нибудь можно будет объяснить на основе фиксированных и неизменно существующих строительных блоков физики. В настоящее время, однако, сторонник абсолютного редукционизма наталкивается на лишающее его уверенности открытие совр. физики, а именно что элементарные частицы сами обладают трудноуловимыми (и труднообъяснимыми) свойствами и потому вряд ли подходят в качестве надежного фундамента для строительства прочного теорет. здания. Редукционизм в биологии. В качестве своей специфической области исслед. биология выделила живые организмы, растения и животных. Подразделы биологии изучают живое на уровне клеток (цитология), тканей (гистология), анатомии или морфологии, физиол. и эмбриологии. Клетки, ткани, органы и организмы обладают свойствами, выходящими за круг свойств, обнаруживаемых у молекул. К таким свойствам относятся орг-ция, координация, контроль (управление), адапт., рост или размножение и восстановление (заживление). Хотя в живых системах отсутствуют немолекулярные явления, в них нет и таких явлений, к-рые были бы только молекулярными. Живая клетка обнаруживает такие характерные свойства, как единство, структура, порядок и интеграция, к-рые отсутствуют у ее молекулярных компонент. Организм тж демонстрирует свойства, к-рые невозможно вывести из составляющих его органов. Слово "организм" указывает на орг-цию - отличительный признак живого существа, растения или животного. Живой организм действует как целое, или как система, а не как собрание независимо и неорганизованно функционирующих органов, тканей, клеток или молекул. Противоположной понятию редукционизма яв-ся концепция целостности и уровней интеграции. Согласно концепции холизма, каждая клетка, ткань, орган или организм есть нечто большее, чем сумма своих частей. Обратное утверждение по существу гласило бы, что при описании клетки только на основе образующих ее молекул нек-рые ее аспекты оказались бы упущенными. Знание отдельных частей не дало бы понимания целого, за исключением выяснения роли этих частей как выражения целого организма. Понятие уровней интеграции может помочь прояснить нередукционистский подход к естественным событиям. В соответствии с этим понятием изображенная на рис. 7 иерархия наук от физики до социологии отражает уровни интеграции. Т. о., на каждом уровне, начиная с физики, вместо редукционистской непрерывности имеет место разрывность. На каждом высшем уровне возникают новые качества, к-рые не обнаруживались на низших уровнях. Из этого следует, что события, имеющие место на каждом из этих уровней, следует изучать на своем собственном уровне, а не пытаться втискивать их в более низкоорганизованную форму. Сведение явлений, наблюдаемых на высшем уровне, к более низкому уровню означало бы потерю свойств и структуры данных такого исходного исслед. Роль гипотетического конструкта. В нек-рых науках, таких как физика и биология, ряд явлений может анализироваться до уровня, на к-ром зрение и осязание перестают быть полезными, и исследователь вынужден прибегнуть к субмикроскопическим понятиям, - нежелательная ситуация, к к-рой, безусловно, не стоит стремиться. Связь между тем, что воспринимается, и тем, что представляется в объяснительных терминах, иногда становится чрезвычайно слабой. Как можно избежать тех осложнений, к-рые несет с собой редукционизм? Обычно делается ставка на иной образ действий. На этот раз при исслед. психол. явлений на вооружение принимается полевой подход интербихевиорального типа. В качестве первого необходимого шага здесь требуются более широкие представления, к-рые охватывали бы организм и стимульный объект. При таком изменении ориентации происходит смещение фокуса с редукционистской центрации на организме. Теперь в центре интереса оказывается не то, что можно было бы вообразить, продвигаясь внутрь организма, а то, что происходит между организмом и стимульным объектом. Их взаимодействию уделяется главное, хотя и не исключительное внимание, т. к. существуют дополнительные наблюдаемые переменные. Такое взаимодействие требует света и воздуха, к-рые выполняют вспомогательную (посредствующую) роль для зрительной и слуховой коммуникации соответственно. Ни одно событие не происходит в вакууме, и поэтому необходимо учитывать факторы сеттинга (setting factors), или окружающие условия, в к-рых происходит конкретное событие. Все эти аспекты полного события должны рассматриваться в системе или в их совокупности. Едва ли можно переоценить придание стимульному объекту равного с организмом значения, - т. зр., безусловно, способствующая деидеализации организма. Ученые начали признавать нек-рые явления, согласующиеся с устойчивыми закономерностями или с "идеальным порядком природы", в качестве самоочевидных, не требующих дальнейших объяснений. В этом случае нет необходимости выходить за пределы наблюдаемых сцен или задавать дополнительные вопросы. Такие явления принимаются за исходную точку или базис для объяснения др. событий. Гравитация предоставляет нам подходящий пример. Обратимся к гравитационному взаимодействию между Землей и Луной. Какой прок астроному от вопроса "Почему существует гравитация?" Что гравитация существует - установленный факт; проблема заключается в том, чтобы определить, как, на что, когда и где она действует. Непринятие такого предельного понятия можно было бы проиллюстрировать примером исследователя, к-рый настаивает на отрыве Луны от Земли, пытаясь найти "причину" гравитации. Совр. астрономы более осмотрительны, чем этот их гипотетический коллега, и едва ли согласятся присоединиться к такому глупому предприятию. Они признают гравитацию как факт, не требующий дальнейшего объяснения, и продолжают работать, исходя из убеждения в существовании гравитации. Понятие "нижнего предела" (rock-bottom) применимо и к психол. исслед. Для сторонников нередукционистского подхода к Ф. п. нижним пределом яв-ся организм. Им нет нужды вскрывать его для обнаружения воображаемой внутренней "причины" поведения, как нет нужды у астронома забираться в глубь Земли или Луны в поисках "причины" гравитации. Нередукционисты принимают организм за одну из переменных и за отправную точку исслед., устанавливающего связи унитарного, интегрированного организма со стимулом и всеми др. компонентами целостного поля. Короче говоря, различие между редукционистами и нередукционистами в Ф. п. состоит в том, что они принимают за нижний предел. Для первых нижний предел лежит где-то внутри головы организма, тогда как для последних таким пределом яв-ся сам организм. Организм как локус переменных. Может показаться, что принятие нередукционистами организма за нижний предел анализа подразумевает полное пренебрежение биолог. аспектами живого соучастника психол. события. Однако это не так. Напротив, нередукционист рассматривает организм как важное множество переменных, к-рые могут влиять на психол. событие. Пример с двумя сценариями, в к-рых мальчик читает книгу, поможет нам прояснить этот вопрос в общих чертах. В обоих событиях - А и Б - мальчик и книга взаимодействуют в определенных конкретных условиях. К этим условиям относятся уровень освещенности, шума, температуры и т. д. Однако до события Б мальчик получил травму головного мозга. Важный момент заключается в том, что событие А не идентично событию Б. Сотрясение мозга как значимая переменная изменило мальчика. Т. о., мальчик в событии Б - это уже не тот же самый мальчик, к-рый участвовал в событии А. Следовательно, эти два события не яв-ся соизмеримыми. Чтение, происходившее гладко и без помех в событии А, оказалось затрудненным в событии Б вследствие действия переменной, локализуемой в биолог. основе мальчика. Для нередукциониста такое объяснение соответствует нижнему пределу и вполне удовлетворяет его, однако редукциониста оно только воодушевляет на поиски где-то внутри мозга ответа на вопрос "почему" изменилось чтение травмированного мальчика. Этот подход может лишь привести нас назад - к "всего лишь возможным" объяснениям, к-рые сами требуют верификации, прежде чем ими можно будет пользоваться. Различие между редукционистским и нередукционистским взглядом на НС можно резюмировать в виде характеристики НС как необходимого, но не достаточного условия для нормального вербального поведения. Наше рассмотрение НС как необходимого, но не достаточного условия психол. событий подготавливает почву для перспективного исслед. проблемы организма как локуса переменных. В частности, это требует инвентаризации анатомо-физиологических аспектов организма, вовлекаемых в различные психол. события. Напр., при говорении во взаимодействиях участвуют такие части организма, как ротовая полость вместе с губами, зубами и голосовыми связками, а тж трахея, легкие и диафрагма. Но даже здесь не бывает абсолютов, так как люди, лишившиеся связок или языка, нередко оказывались способными к говорению. Тем не менее самое детальное анатомо-физиологическое описание неспособно объяснить, почему один чел. говорит на французском, др. - на английском, а третий - на русском языке. Тж очевидно, что родись Бетховен глухим, он никогда бы не стал великим композитором. Однако то, что он впоследствии оглох, не помешало ему сочинить большую часть своих произведений после этой трагедии. Здесь напрашивается предположение о господстве духа над плотью. Безусловно, ноги и руки имеют решающее значение для игры в футбол или бейсбол, однако нек-рые инвалиды с ампутированными нижними конечностями могут плавать. И все-таки любое отклонение от оптимальной целостности организма может сказываться негативным образом. Слепота может препятствовать зрительным интеракциям, но то же самое происходит и при отсутствии освещения. Если мы считаем первое условие более неизменным, то что мы скажем о пожизненном заключении зрячего чел., содержащегося в темнице, куда не проникает даже луч света? Эти два условия оказываются эквивалентными, и, поскольку оба они могут иметь разрушительные последствия, ни одно из них нельзя поставить выше др., ибо оба они могут навсегда исключить зрительные интеракции. Исходя из представления об организме как нижнем пределе, нередукционист считает, что желательно сохранять организм максимально интактным. Выводы. Поскольку редукционизм имеет дело с приписываемыми НС свойствами, мы должны брать на заметку аргументацию по типу порочного круга, положенную в основу гипотетического конструкта, и отвергать теории, яв-ся только возможными. При альтернативном подходе организм может рассматриваться как локус переменных, к-рые могут как содействовать, так и препятствовать психол. событиям. Как таковые, эти переменные учитываются в качестве составной части полного психол. события. Нередукционистский подход позволяет избежать проблематичной трактовки НС как имеющей а) причинный характер (т. е. как производящей психол. события) и б) две функции (биолог. и психол.) - трактовки, порождаемые редукционистским подходом. См. также Детерминизм/индетерминизм, Функциональная психология, Вопрос об отношении души и тела Н. Пронко
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов функций психических высших - физиологических процессов, кои сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать "своих" законов. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям "Ф. п." Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах Л. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином "Ф. п.", совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин "физиологический" нередко использовался в значении "экспериментальный". В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей "Ф. п." используются термины "биологическая психология", "биопсихология", "психобиология", "психофизиология".

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Физиологическая психология

Словообразование. Происходит от греч. physis - природа, psyche - душа и logos - учение.

Категория. Раздел психологии.

Специфика. Посвящена изучению физиологических механизмов высших психических функций.

Виды. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Синоним. Психобиология.

Источник: Психологический словарь

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором окончательное объяснение действий и мыслей сводится к физиологическим принципам. Для обозначения этой отрасли используется ряд более или менее точных синонимов, включая такие, как биологическая психология, биопсихология, психобиология и психофизиология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Физиологическая психология

раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Источник: Словарь по истории психологии

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высших уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Физиологическая психология

направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором объяснение природы мыслей и действий сводится к простейшим физиологическим процессам. Синонимы: Биологическая психология, Биопсихология, Психобиология, Психофизиология, Нейропсихология.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Физиологическая психология — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллектуальных умений.The article points out the necessity of forming intelligent skills with taking into consideration physiological and psychological aspects of cognition. It argues for the interconnection and interdependence of cognition, intellectual gifts and skills.
Скачать PDF

Отражение социально-психологической дезадаптации младшего школьника в физиологических показателях

Тарасова Софья Юрьевна
Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого проведено пять последовательных измерений показателей тревожности и сопутствующих им психофизиологических показателей у 140 учеников 2-4 класса.
Скачать PDF

Психолого-физиологические закономерности визуального восприятия пространства

Ланщикова Галина Александровна
В статье описаны свойства и закономерности визуального восприятия пространства человеком, выявлена роль работы мозга, вносящего существенные коррективы в физические изображения на сетчатке глаза при формировании субъективных зрительных впечатлений.
Скачать PDF

Метод оценки физиологического и психологического состояния руководителей и участников лыжных туристс

Куликова Галина Ивановна, Логвинов Виктор Сергеевич, Шеманаев Владимир Кириллович
В статье представлен комплексный экспресс метод оценки физиологического и психологического состояния руководителей и участников спортивных лыжных туристских походов, проходящих в условиях среднегорья и высокогорья. Метод позволяет оценивать физиологическое состояние спортсменов по показателям, характеризующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, также оценивать психологическое состояние по показателям тестов на способность к волевому усилию, на чувство времени и объём кратковременной вербальной памяти. Использование метода позволяет проводить мониторинг процесса адаптации спортсменов-туристов к экстремальным условиям их деятельности.
Скачать PDF

Лабильность нервной системы подростков и ее психологические и физиологические корреляты

Хватова М. В., Ноздрачев А. Д.
В работе представлено исследование лабильности нервной системы у подростков разных условий обучения. Показано, что динамика критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) в ответ на предъявление умственной нагрузки зависит как от средовых факторов (условия обучения), так и определяется индивидуально-типологическими характеристиками. Выявлено, что тип динамики КЧСМ в ответ на умственную нагрузку является объективным показателем, который может быть использован для оценки психофизиологического состояния человека и его адаптации, в частности, к учебной деятельности. Наиболее высокими адаптивными возможностями обладают подростки со стабильным показателем КЧСМ в результате выполнения умственной нагрузки. Снижение КЧСМ характерно для эмоционально неустойчивых учащихся с выраженным напряжением механизмов адаптации.
Скачать PDF

Физиологическое сопровождение психологической и социальной адаптации у первоклассников

Горбунова Виктория Владимировна, Анисимова Дарья Игоревна, Булычева Марина Анатольевна, Сивкова Оксана Васильевна
В связи со значительными перестройками системы образования накопилось много вопросов, связанных с опасением родителей и педагогов за физическое и психическое благополучие детей. Исследование разных уровней адаптационного процесса в период адаптации к школьному обучению в разных типах школ позволяет ответить на часть этих вопросов. Используя адекватные методики анализа вариабельности сердечного ритма, психометрического и социометрического анкетирования, разработанные специально для младших школьников, мы обнаружили, что большинство детей не испытывают значительных трудностей во время адаптации к школьной жизни, их адаптационные резервы достаточны и не подвергаются перенапряжению. Однако у части детей, составляющей около 10 %, психофизиологическое состояние свидетельствует о значительных энергетических и психических тратах, что позволило нам выделить их в группу риска и разработать рекомендации для предотвращения негативных последствий перенапряжения процессов адаптации.
Скачать PDF

Психологические и физиологические аспекты стрессового состояния студентов высшей школы

Курясев Игорь Анатольевич
Рассмотрены психологические и психофизиологические аспекты стрессового состояния студентов. На выборке ( n = 145) студентов экологического факультета Российского университета дружбы народов проведено исследование по выявлению стресс-факторов окружающей среды и их влияния на тревожность студентов. Выявлено, что личностная и ситуативная тревожность растет с 1 по 2 курс, на 3 курсе она снижается и вновь растет на выпускном (4) курсе. Анализ анкетных данных студентов экологического факультета РУДН показал, что самым распространенным способом борьбы со стрессом является прослушивание музыки, активность в виртуальном мире (различные социальные сети Интернета), замыкание в себе.
Скачать PDF

Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинск

Лапкин М.М., Яковлева Н.В., Прошляков В.Д.
Статья посвящена изучению роли индивидуальных психологических и физиологических особенностей студентов медицинского вуза в формировании неодинаковых уровней успешности обучения по критерию успеваемости. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-06-00353а).
Скачать PDF

Психолого-педагогический и психо физиологический подходы к постановке проблемы исполнительской успеш

Галкина Е.В.
В статье феномен исполнительской успешности рассматривается как системное и динамичное личностное образование, связанное со способностью достигать оптимального функционирования («пика формы») произвольно и формируемое на трёх уровнях социально-коммуникативном, личностно-психологическом и рефлексивно-педагогическом.The article examines the phenomenon of performance success as a systemic and dynamic personal formation associated with the ability to achieve the optimal functioning (shape peak) intentionally which is developed on three levels: social-communicative, personal-psychological and reflexive-pedagogical
Скачать PDF

Диагностика психологических свойств по почерку (криминалистический, физиологический и психологически

Петрова Светлана Игоревна
Рассмотрены криминалистические, физиологические и психологические аспекты развития и современного состояния диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку. Отмечены исторические предпосылки возникновения данной области знаний. Проанализированы современные достижения судебного почерковедения в области диагностики психологических свойств личности по почерку. Рассмотрены положения теории построения движений, имеющие отношение к предмету статьи, а также положения общей теории личности и индивидуальности, общепсихологический теории деятельности, проективной психологии и психодиагностики, связанные с диагностикой психологических свойств исполнителя рукописи.
Скачать PDF

Физиологическая реализация психологической системы головного мозга

Цеховой Владимир Александрович
Системный подход к решению тех или иных задач отличает творческую личность. Человек это творческая личность с одной стороны и физиологический индивид с другой. Существует связь между нейронными системами и способностью человека справляться с помощью системного подхода с поставленными целями, используя внутренние информационные системы.
Скачать PDF

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА В ОРГАНИЗМЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

С. В. Трифаненкова
Скачать PDF

Похожие термины: