Физиологическая психология

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Физиологическая психология
раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высших уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов функций психических высших - физиологических процессов, кои сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать "своих" законов. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Физиологическая психология
Словообразование. Происходит от греч. physis - природа, psyche - душа и logos - учение.
Категория. Раздел психологии.
Специфика. Посвящена изучению физиологических механизмов высших психических функций.
Виды. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.
Синоним. Психобиология.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Физиологическая психология
направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором объяснение природы мыслей и действий сводится к простейшим физиологическим процессам. Синонимы: Биологическая психология, Биопсихология, Психобиология, Психофизиология, Нейропсихология.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором окончательное объяснение действий и мыслей сводится к физиологическим принципам. Для обозначения этой отрасли используется ряд более или менее точных синонимов, включая такие, как биологическая психология, биопсихология, психобиология и психофизиология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
сложившееся во второй половине ХIХ в. направление в экспериментальной психологии, основателем которого явился известный немецкий психолог В. Вундт. П.ф., в отличие от неэкспериментальной, философски ориентированной, описательной психологии XVIII в., стремилась опираться на эксперимент и естественные науки, в частности на физиологию, при изучении психологических явлений и объяснять их. В П.ф. психологические процессы описывались и объяснялись в основном на базе физиологических или нервных процессов. Многие темы, проблемы и методы исследования в П.ф. были заимствованы из физиологии, а цели исследования формулировались как поиск корреляций между психологическими и физиологическими процессами и явлениями. Конечное объяснение психологических процессов в П.ф. давалось на физиологической основе. В современной науке имеется много других, альтернативных названий этой области знаний: биологическая психология, биопсихология, психобиология, психофизиология, естественно-научная психология. См. психология естественно-научная, психология объективная, психология экспериментальная, редукционизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям "Ф. п." Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.
В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах Л. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)
Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином "Ф. п.", совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин "физиологический" нередко использовался в значении "экспериментальный". В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей "Ф. п." используются термины "биологическая психология", "биопсихология", "психобиология", "психофизиология".

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
259.93 кб

Физиологическая реализация психологической системы головного мозга

Цеховой Владимир Александрович
Системный подход к решению тех или иных задач отличает творческую личность. Человек это творческая личность с одной стороны и физиологический индивид с другой.
Читать PDF
179.82 кб

Психологические мотивы и физиологические последствия курения студентов вуза

Фархутдинова Эльвира Тагировна
Изучены психологические и физиологические характеристики тринадцати студентов в возрасте от 19 до 23 лет, имеющих стаж курения более одного года.
Читать PDF
64.10 кб

Психолого-физиологические закономерности визуального восприятия пространства

Ланщикова Галина Александровна
В статье описаны свойства и закономерности визуального восприятия пространства человеком, выявлена роль работы мозга, вносящего существенные коррективы в физические изображения на сетчатке глаза при формировании субъективных зрите
Читать PDF
257.02 кб

Физиологическая и психологическая перестройка в организме беременной женщины

С. В. Трифаненкова
Читать PDF
113.44 кб

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСПЕШНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Овсеенко С.С.
Читать PDF
186.05 кб

Эколого-валеологическое воспитание дошкольников в психолого- физиологическом ракурсе

Быстрай Елена Борисовна, Тюмасева Зоя Ивановна, Артеменко Борис Александрович, Калашников Никита Валерьевич
В статье представлены основные цели и задачи эколого-валеологического воспитания дошкольников.
Читать PDF
696.11 кб

Физиологическое сопровождение психологической и социальной адаптации у первоклассников

Горбунова Виктория Владимировна, Анисимова Дарья Игоревна, Булычева Марина Анатольевна, Сивкова Оксана Васильевна
В связи со значительными перестройками системы образования накопилось много вопросов, связанных с опасением родителей и педагогов за физическое и психическое благополучие детей.
Читать PDF
557.33 кб

Психологические и физиологические аспекты стрессового состояния студентов высшей школы

Курясев Игорь Анатольевич
Рассмотрены психологические и психофизиологические аспекты стрессового состояния студентов.
Читать PDF
312.92 кб

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллекту
Читать PDF
3.61 мб

Лабильность нервной системы подростков и ее психологические и физиологические корреляты

Хватова М. В., Ноздрачев А. Д.
В работе представлено исследование лабильности нервной системы у подростков разных условий обучения.
Читать PDF
384.00 кб

Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды

Казин Эдуард Михайлович, Касаткина Наталья Эмильевна, Семенкова Татьяна Николаевна
В статье речь идет об образовательной адаптивно-развивающей среде, в которой протекает процесс развития обучающегося, дано понятие среды, принципы ее развития, ключевые подходы к ее формированию.
Читать PDF
290.26 кб

Роль психологических и физиологических условий материнства в развитии послеродовой депрессии

Якупова В.А.
Введение. В статье рассматриваются психологические и физиологические условия реализации материнства у женщин, входящих в группу риска развития послеродовой депрессии.
Читать PDF
904.18 кб

Психолого-физиологические основания совершенствования процесса обучения академическому рисунку

Тонконог Сергей Степанович
УДК 741.021.4:378 Данная статья посвящена проблеме повышения качества обучения студентов 1 —2 курсов художественно-графических факультетов академическому рисунку.
Читать PDF
362.79 кб

Отражение социально-психологической дезадаптации младшего школьника в физиологических показателях

Тарасова Софья Юрьевна
Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе.
Читать PDF
508.87 кб

Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов

Шац Игорь Константинович
В статье изложены основные механизмы адаптационного синдрома. При сильном или длительном стрессе происходит истощение ресурсов организма, что в итоге вызывает многочисленные заболевания.

Похожие термины: