ФАЗА АНАЛЬНАЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АНАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ)
ANAL PHASE)
Стадия развития либидо, когда наибольшее удовольствие сфокусировано на функционировании анальной зоны. Это главным образом удовольствие от дефекации или задерживания каловых масс.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Анальная фаза
лат. anus - задний проход) – в психоанализн – термин, обозначающий вторую фазу психосексуального развития, во время которой либидо центрировано на ощущениях дефекации (в норме это возраст от 1 до 3 лет).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФАЗА АНАЛЬНАЯ
стадия анальная) - согласно З. Фрейду - фаза развития сексуального на втором и третьем году жизни, когда доминирует зона эрогенная, представленная анальной областью и обеспечивающая удовольствие при выделении или задержке фекалий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АНАЛЬНАЯ ФАЗА
лат. anus - задний проход). Психоаналитический термин для обозначения фазы развития полового влечения (либидо), когда основное эротическое значение принадлежит эмоциям, связанным с дефекацией. Соответствует возрасту 1-3 года и сменяет оральную фазу. Анальная зона (слизистая прямой кишки и ануса), по З. Фрейду, в дальнейшем утрачивает свое эрогенное значение, за исключением случаев формирования половых извращений (гомосексуализм).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Анальная фаза
(Phasis analis) (от греч. phasis - появление, изменчивое явление луны; лунные изменения) - см. Анальная стадия.
А. эротика (Analerotica) (от лат. anus - обруч, кольцо, задний проход и греч. ems - любовь). Половое извращение, при котором оргазм происходит посредством раздражения заднепроходного отверстия. По Фрейду, каждый человек в раннем детстве проходит через аналэротическую фазу в своем сексуальном развитии, задержка же в этой фазе или возврат к ней обусловливает абнормность характера и невротические расстройства.
Анальный половой акт. Половой акт, осуществляемый через задний проход. Используется при гомосексуальных контактах. При этом активный гомосексуал совершает фрикции пениса в прямую кишку пассивного гомосексуала. Используется и некоторыми гетеросексуальными парами.
А. стадия (Stadium anale) (от греч. stadion - мера длины, около 600 шагов и лат. anus - кольцо, задний проход). Термин, используемый психоаналитиками для обозначения определенного периода (фазы, стадии) формирования полового влечения (либидо), в котором основное значение имеют эмоции, связанные с дефекацией. Соответствует возрасту 2-4 лет. За ней следует т. н. оральная стадия. Син. Анальная фаза.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

АНАЛЬНАЯ ФАЗА
стадия инфантильного развития, на которой либидозное (сексуальное) влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе). На этой стадии развития, характерной для возраста от двух до четырех лет, ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается к процессам социализации.
   В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд показал важное значение анальной фазы развития в жизни человека. По его мнению, зона заднего прохода является местом присоединения сексуальности к другим функциям тела. Частые в детском возрасте заболевания кишечника дают наглядное представление о том, какие интенсивные раздражения ануса могут иметь место у ребенка. Катары кишечника в раннем возрасте способствуют невротизации ребенка и при более позднем невротическом заболевании могут оказывать влияние на соматическое выражение невроза.
   Дети часто прибегают к эрогенной раздражимости анальной зоны: они задерживают кал до тех пор, пока не наступает сильное мускульное сокращение; последующее удовлетворение физиологической потребности вызывает сильное раздражение слизистой оболочки ануса, и вместе с ощущением боли ребенок испытывает сладостное ощущение. Посредством психоанализа удается понять, какие сексуальные возбуждения могут иметь место у ребенка, какие превращения претерпевают они в нормальном случае, как часто значительная доля генитального раздражения остается на всю жизнь у анальной зоны, в какой степени разнообразные кишечные расстройства могут быть связаны с невротическим состоянием.
   С точки зрения З. Фрейда, анальная фаза инфантильного развития характеризуется не только проявлением ранней сексуальности ребенка. В этот период ребенок приобретает способность управлять процессами дефекации и мочеиспускания и открывает для себя возможность манипулирования как продуктами своей собственной деятельности, так и окружающими его людьми. Он начинает понимать, что может очищать свой кишечник не только тогда, когда его сажают на горшок, но и по своему собственному усмотрению, желанию. Первоначальная задержка фекалий с целью как бы мастурбационного раздражения зоны ануса впоследствии используется в качестве «оказания давления» на родителей, воспитателей. Так, ожидая прихода гостей, родители сажают ребенка на горшок, чтобы тем самым на время избежать нежелательной ситуации. Он капризничает, не хочет делать свои «маленькие» и «большие» дела, но зато в самый неподходящий для них момент, когда взрослые сидят, скажем, за праздничным столом, ребенок преподносит им свой «подарок», тем самым заявляя о своей самостоятельности и заставляя обратить на себя внимание. Он не только старается получить как можно больше удовольствия от акта освобождения кишечника, но и, вопреки воспитательным мерам окружающих его людей, стремится сохранить за собой право самоопределения в своем поведении и желании одарить своим подарком кого хочет и когда хочет.
   Ребенок воспринимает продукты своей дефекации действительно как «подарок». Для него кал представляет некую ценность, которую он готов или удерживать в себе, или преподносить в качестве «подарка» родителям, воспитателям. В противоположность взрослым у детей наблюдается положительная и окрашенная удовольствием установка по отношению к своему калу: ребенок может играть с собственными испражнениями, с удовольствием размазывать их по телу и даже пробовать на вкус. Только со временем под воздействием воспитания у ребенка возникает реактивное образование, в результате которого естественная склонность к рассмотрению кала как собственную часть тела и драгоценное достояние трансформируется в чувство отвращения к нему как к чему-то нечистому, неблаговидному.
   Анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия; его восприятия ценности продуктов дефекации, мочеиспускания и процессов социализации, под воздействием которых эти продукты вызывают брезгливость, чувство отвращения. В результате столкновения между собой противоположных установок у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с неспособностью осуществления контроля над дефекацией и мочеиспусканием (особенно во время сна), осуждением со стороны взрослых и возможным наказанием за «недостойное поведение». На этой почве у ребенка возникают внутрипсихические конфликты, разрешение которых может сопровождаться проявлением садомазохистских тенденций, агрессивных импульсов, вспышек гнева, неожиданной замкнутости, вызванной к жизни чувством стыда.
   В анальной фазе развития ребенка могут иметь место такие вну-трипсихические конфликты, обострение которых способно привести к последующим психическим расстройствам. В этот период инфантильного развития происходит становление отдельных черт характера, предопределяющих поведение не только ребенка, но и взрослого человека. В этот период осуществляется и формирование того типа невротического характера, который принято называть в психоанализе «анальным характером».
   Многие последователи З. Фрейда обращали внимание на особенности различных стадий психосексуального развития ребенка, включая оральную стадию. Так, немецкий психоаналитик К. Абрахам (1877–1925) опубликовал статью «Опыт воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств» (1924), в которой подразделил ранние стадии психосексуального развития (оральную и анальную) на две фазы. В частности, в рамках анальной или анально-садистской стадии он выделил стадии разрушения (выталкивания) и сдерживания, что явилось дальнейшей конкретизацией идей, ранее высказанных З. Фрейдом.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001