Фасилитация (фацилитация) это что такое Фасилитация (фацилитация): определение — Психология.НЭС
ФАСЕТКА Фасон де парле

Фасилитация

Найдено 3 определения термина Фасилитация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Фасилитация (фацилитация)

лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация.

Ср. ситуацию покосом, в котором принимает участие Левин: боясь, что крестьяне, следящие за его работой, подумают, что он неумелый косарь и обгонят его, Левин работает более старательно и успешно (Л. Толстой, Анна Каренина). Ср. апопатическое поведение, социальное поведение.

Оцените определение:

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Фасилитация

(от англ. tu facilitate – «способствовать», «облегчать», «помогать») - это возрастающая продуктивность деятельности людей в зависимости от присутствия других людей.

Источник: Педагогическая психология

фасилитация

процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку и планирование, конструктивный подход. Она требует определенные навыки и тип поведения, набор средств и методов, необходимых для работы. Цель фасилитатора - поддерживать групппу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

Источник: Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП.

Найдено рефератов по теме Фасилитация — 0

Найдено научных статей по теме — 8

Социальная фасилитация как средство активизации генерирования критических идей студентами

Шоцкая Г.А.
В статье рассматривается возможность активизации процесса генерирования критических идей студентами в ходе преподавания иностранного языка посредством использования такого психологического феномена, как социальная фасилитация. Приводится научная дефиниция данного явления и описывается его воздействие на критическое мышление человека. Раскрывается возможность практического использования социальной фасилитации в рамках образовательного процесса. Указываются конкретные методические приемы, предполагающие задействование в учебном процессе людей, не входящих в определенную учебную группу и выполняющих роль механизма, запускающего фасилитирующие процессы, вызванные социальным присутствием
Скачать PDF

Фасилитация межнационального взаимодействия (на основе психосоциального диссонанса)

Васина Вероника Викторовна, Халитов Рашид Гусманович
Авторы отмечают, что при несоответствии представлений субъектов взаимодействия (социальных групп разных национальностей и конфессий) и существовании психической напряженности между субъектами возникает психосоциальный диссонанс. Объект исследования субъекты межконфессионального и межнационального взаимодействия. Предмет исследования конфликт субъектов межконфессионального и межнационального взаимодействия и фасилитация взаимодействия. Теоретические основания исследования: положения вероятностной философии В.В. Налимова, положения синергетики о самоорганизующихся системах и авторские разработки четырехуровневое представление иерархии Бытия; психосоциальный диссонанс. Представлены результаты численной оценки рисков возникновения конфликтов на основе математической модели психосоциального диссонанса. Показана возможность профилактики конфликтов на основе расширенного понимания фасилитации, применимой для социальных групп.
Скачать PDF

Фасилитация решения творческих задач: юмор

Коровкин Сергей Юрьевич
Одним из способов исследования скрытых механизмов мыслительного процесса при решении творческих задач является косвенная оценка факторов, затрудняющих или облегчающих решение. Одним из наиболее устойчивых фасилитирующих факторов решения творческих задач и креативности является юмор. Исследования указывают на существование связи между продуктивностью решения творческих (инсайтных) задач и юмором. Процессы, лежащие в основе понимания и продукции юмора, по многим признакам сходны с процессами решения творческих задач. В перечень сходств входят не только аффективные, но и когнитивные процессы, что, на наш взгляд, связано с общей природой юмора и инсайта. В данной работе описаны и проанализированы подходы к изучению влияния когнитивных и аффективных процессов на решение творческих задач. На основе обширного обзора и теоретического анализа в работе сопоставляются общие и различные механизмы понимания юмора и инсайтного решения. На описательном, феноменологическом уровне инсайт и юмор соответственно связаны с мгновенностью понимания задачи и шутки. Оба явления необходимо сопровождаются переживанием положительных эмоций. Формальная структура вербальной шутки имеет значительное сходство со структурой вербальной инсайтной задачи наличием двух противоречивых сценариев. Содержательно юмор и решение творческих задач связаны с преодолением и нарушением запретов. Таким образом, вопрос о фасилитации решения творческих задач с помощью юмора может быть исследован с различных позиций: с позиции эмоционального возбуждения, с позиции когнитивной настройки решения или с позиций ослабления ограничений.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая фасилитация процесса самоопределения в отечественной и зарубежной практике

Кузнецов Д.В.
В статье рассмотрены возможности психолого-педагогической фасилитации процесса самоопределения старшеклассников в образовании в текущей социокультурной ситуации. В работе указаны обоснования возможности поддержки становления самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте: автор опирается на положения о «зоне ближайшего развития» и законе формирования высших психических функций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. В работе рассматривается зарубежный опыт программ фасилитации и поддержки процесса формирования идентичности основанные на теоретических подходах Э. Эриксона, Дж. Марсиа исследования Р. Джоссельсона (R. Josselson), А. Ватермана (A. Waterman), К. Макстром-Адамса (C. Markstrom-Adams), П. Раскин (P.M. Raskin), Л. Ферер-Вредер (L. Ferrer-Wreder) и др. Представлены формулировки целей программ фа-силитации при работе со старшеклассниками.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая фасилитация как необходимое условие успешного самоопределения старшеклассни

Кузнецов Д.В.
Цель работы выявить возможности психолого-педагогической фасилитации старшеклассников для формирования их ценностносмысловой сферы и решения проблемы самоопределения личности. Методы. В работе использовались анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных источников о методологии, теории и практике психолого-педагогической фасилитации. В исследовательском эксперименте была задействована методика ценностных ориентаций М. Рокича. В качестве средств фасилитации применялись эссе, беседы, консультирование, недирективные тренинги и дискуссии. Результаты. Доказывается необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса становления личности в юношеском возрасте, которое должно основываться на гуманистическом подходе и идее фасилитации, выдвинутой К. Роджерсом в противовес авторитарным, директивным методам воздействия. Данные предпринятого автором эксперимента, в ходе которого осуществлялась психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся старших классов, показывают положительное влияние фасилитации на формирование ценностной структуры личности школьников, укрепление их активной позиции по отношению к окружающему миру и к своему будущему. Научная новизна работы заключается в уточнении понятия психологопедагогической фасилитации применительно к проблеме самоопределения старшеклассников. Высказано предположение о непосредственной связи между компетентной психолого-педагогической поддержкой и стабилизацией психических процессов, верность чего подтверждается статистически значимыми результатами исследования динамики ценностной иерархии учеников старшей школы. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы для разработки специальных программ в общеобразовательных учреждениях и в дополнительном образовании.
Скачать PDF

Кинематограф как инструмент фасилитации субъектогенеза

Казаков Карен Алексеевич
Изложены теоретические и методологические основы применения кинематографа в рамках курса по развитию субъектности личности «Жизненная навигация». Обоснована эффективность наглядной модели посредством кино и фасилитирующее воздействие кинематографа на субъектогенез личности. Указан понятийный аппарат, используемый при отборе фильмов, используемых в ходе тренинга. Описаны результаты исследований воздействия кино в группах, прошедших курс «Жизненная навигация», и в группах, этот курс не посещавших.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Самопринятие как психологическая основа фасилитационной готовности современного руководителя

Павлова Светлана Сергеевна
В статье рассматривается понятие фасилитационной готовности руководителя как акмеологический феномен. Описывается психологическая структура данной готовности, включающая такие компоненты, как эмоциональный, мотивационный, перцептивный, когнитивный, волевой, имажинативный, ценностно-смысловой. Проводится анализ проблемы самопринятия как психологической основы готовности к фасилитации. Раскрываются различные подходы к пониманию феномена самопринятия в рамках гуманистической психологии, эго-психологии, гештальт-психологии, психосинтеза, феноменологической и экзистенциальной традиций, логотерапии. Обсуждаются российские исследования процесса самопринятия в сфере самосознания личности и системе ее отношений. Освещаются методологические посылки культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию вопросов самопринятия. Анализируются концепции личностного измерения проблемы самопринятия как области самоотношения и самосознания. Раскрываются особенности и возможности акмеологического подхода к изучению процесса самопринятия личности в деле достижения полноценной самореализации. В статье показывается, что феномен и процесс самопринятия выступают исходной предпосылкой обеспечения психологической целостности, устойчивости личности человека, его гармоничного развития, а также выработки продуктивного способа жизнедеятельности и отношений.
Скачать PDF