Фактор нейропсихологический

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Фактор нейропсихологический
структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой приводит к появлению нейропсихологического синдрома. Одно из основных понятий теории системной динамической локализации высших психических функций. Согласно представлениям А. Р. Лурия все образования мозга подразделяются на две категории: те, поражения которых ведет к появлению только неврологической симптоматики и те, при поражении которых возникают нейропсихологические симптомы, объединяющиеся в нейропсихологические синдромы. Вторая категория мозговых структур составляет морфологическую основу Ф. н., к этому типу мозговых образований относятся корковые и подкорковые структуры мозга: вторичные и третичные поля коры больших полушарий, неспецифические образования различных уровней, базальные ядра, мозолистое тело и др. Синдромообразующие структуры мозга характеризуются своими способами работы или своими особенностями функционирования (modus operandy). Физиостические механизмы работы этих структур ответственны за определенные аспекты (параметры, звенья) психических функций (операциональные, динамические). Нарушения в работе Ф. н. ведет к нарушению соответствующего параметра психических процессов. Согласно классификации синдромообразующих структур, выделяются следующие Ф. н.: модально-специфические, модально-неспецифические, Ф. н. межполушарного взаимодействия, полушарий Ф. н., связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий и др. Существует несколько уровней анализа Ф. н.: психологический, морфологический, физиологический, генетический и др.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
340.92 кб

Социокультурные факторы формирования нейропсихологического синдрома

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович, Минаков Сергей Александрович
Несмотря на то, что роль социальных (возраст, образование, принадлежность к некоторой группе) и культурных (этнических) факторов всегда подчеркивалась основателями российской нейропсихологии, эмпирических исследований соотношения
Читать PDF
213.48 кб

Нейропсихологический фактор: наследие А. Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии

Корсакова Наталия Константиновна
На основании анализа работ А.Р. Лурия, относящихся к различным периодам становления и развития нейропсихологии, выделяются основные направления дальнейшей разработки проблемы нейропсихологического фактора.
Читать PDF
1.23 мб

Методический приём для усвоения понятия«Нейропсихологический фактор» студентами вуза

Морозова Ирина Леонидовна
В статье представлено теоретическое описание методического приёма, используемого автором в процессе преподавания дисциплины «Основы нейропсихологии» с целью лучшего усвоения студентами фундаментального для нейропсихологии понятия
Читать PDF
336.75 кб

Факторный анализ в нейропсихологической оценке когнитивных функций при дизорфографии

Бизюк Александр Павлович, Кац Екатерина Эдуардовна, Колосова Татьяна Александровна, Сорокин Виктор Михайлович
Число детей, имеющих проблемы с овладением письменной речью и правилами родного языка в российских образовательных школах по данным различных авторов исчисляется десятками процентов.
Читать PDF
107.15 кб

Антисоциальное поведение: нейропсихологические корреляты и роль нейробиологических факторов

Полунина Анна Геннадьевна, Брюн Евгений Алексеевич
Современные исследования свидетельствуют о корреляции антисоциальных тенденций в поведении детей и взрослых с нейропсихологическими нарушениями четырёх типов: 1) относительно низкий общий интеллект; 2) дефицит вербального интеллек
Читать PDF
7.34 мб

К вопросу о факторном анализе по А. Р. Лурия при нейропсихологическом исследовании и нейропсихологич

Жестикова Марина Григорьевна, Миненков Владимир Андреевич, Киселев Николай Юрьевич, Зорькин Игорь Игоревич
В нейропсихологическом исследовании использование факторного анализа позволяет определить функцию различных отделов головного мозга и сформировать реабилитационную программу при нарушении зон, отвечающих за тот или иной высший кор
Читать PDF
744.31 кб

Нейропсихологический статус пациентов со стабильной ишемической болезнью сердца и факторы на него вл

Трубникова О.А., Каган Е.С., Куприянова Т.В., Малева О.В., Аргунова Ю.А., Кухарева И.Н.
Цель. Оценить состояние нейропсихологического статуса пациентов со стабильной ишемической болезнью сердца (ИБС) и определить факторы на него влияющие. Материал и методы. Обследовано 272 мужчины в возрасте 45-69 лет.
Читать PDF
655.44 кб

Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающий фактор пр

Курышкина Алена Александровна
Читать PDF
524.92 кб

Отзыв на статью Н.К. Корсаковой «Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития

Рыжов А.Л.
Читать PDF
1.71 мб

Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудно

Джос Юлия Сергеевна, Депутат И. С., Рысина Н. Н.
В работе представлены результаты комплексного исследования школьных трудностей у детей. Выявлены особенности личности, внутрисемейных отношений и положение ребенка в коллективе сверстников.
Читать PDF
490.33 кб

Взаимосвязь структурно-уровневых характеристик интеллекта и нейропсихологических факторов у дошкольн

Мамайчук Ирина Ивановна, Шумская Надежда Александровна
В данном исследовании проведен сравнительный структурно-уровневый и нейропсихологический анализ развития интеллекта и гностических функций у здоровых дошкольников и у детей с задержкой психического развития церебрально-органическо
Читать PDF
399.93 кб

Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подр

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О.
Цель исследования: выявление нейропсихологических особенностей у подростков с интернет-зависимым поведением. Обследовано 133 учащихся школ г. Москвы, средний возраст 15,5 года.