Фактор нейропсихологический это что такое Фактор нейропсихологический: определение — Психология.НЭС
ФАКТОР ЛИПОИДНЫЙ ФАКТОР ОПУХОЛЕВЫЙ НЕКРОТИЧЕСКИЙ

Фактор нейропсихологический

Найдено 1 определение:

Фактор нейропсихологический

структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой приводит к появлению нейропсихологического синдрома. Одно из основных понятий теории системной динамической локализации высших психических функций. Согласно представлениям А. Р. Лурия все образования мозга подразделяются на две категории: те, поражения которых ведет к появлению только неврологической симптоматики и те, при поражении которых возникают нейропсихологические симптомы, объединяющиеся в нейропсихологические синдромы. Вторая категория мозговых структур составляет морфологическую основу Ф. н., к этому типу мозговых образований относятся корковые и подкорковые структуры мозга: вторичные и третичные поля коры больших полушарий, неспецифические образования различных уровней, базальные ядра, мозолистое тело и др. Синдромообразующие структуры мозга характеризуются своими способами работы или своими особенностями функционирования (modus operandy). Физиостические механизмы работы этих структур ответственны за определенные аспекты (параметры, звенья) психических функций (операциональные, динамические). Нарушения в работе Ф. н. ведет к нарушению соответствующего параметра психических процессов. Согласно классификации синдромообразующих структур, выделяются следующие Ф. н.: модально-специфические, модально-неспецифические, Ф. н. межполушарного взаимодействия, полушарий Ф. н., связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий и др. Существует несколько уровней анализа Ф. н.: психологический, морфологический, физиологический, генетический и др.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Фактор нейропсихологический — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нейропсихологический фактор: наследие А. Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии

Корсакова Наталия Константиновна
На основании анализа работ А.Р. Лурия, относящихся к различным периодам становления и развития нейропсихологии, выделяются основные направления дальнейшей разработки проблемы нейропсихологического фактора. Предлагаются возможные аспекты дифференцированного изучения структурных составляющих пространственного фактора в соответствии с его функциональной многозначностью в системном строении высших психических функций.
Скачать PDF

Отзыв на статью Н.К. Корсаковой «Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития

Рыжов А.Л.
Скачать PDF

Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудно

Джос Юлия Сергеевна, Депутат И. С., Рысина Н. Н.
В работе представлены результаты комплексного исследования школьных трудностей у детей. Выявлены особенности личности, внутрисемейных отношений и положение ребенка в коллективе сверстников. Дана характеристика нейропсихологического статуса детей с трудностями обучения. Доказана роль семейных факторов в развитии школьной дезадаптации.
Скачать PDF

Социокультурные факторы формирования нейропсихологического синдрома

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович, Минаков Сергей Александрович
Несмотря на то, что роль социальных (возраст, образование, принадлежность к некоторой группе) и культурных (этнических) факторов всегда подчеркивалась основателями российской нейропсихологии, эмпирических исследований соотношения тяжести дефекта психических процессов и социокультурных особенностей пациентов очень мало. Данное исследование проведено на больных аддикциями в возрасте до 35 и после 36 лет, с образованием высшим и средним. Показано, что на тяжесть дефекта влияют не только характер употребляемого вещества, но и сформированность смысловых ориентаций и умений саморегуляции, напрямую связанных с образовательным статусом.
Скачать PDF

Взаимосвязь структурно-уровневых характеристик интеллекта и нейропсихологических факторов у дошкольн

Мамайчук Ирина Ивановна, Шумская Надежда Александровна
В данном исследовании проведен сравнительный структурно-уровневый и нейропсихологический анализ развития интеллекта и гностических функций у здоровых дошкольников и у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и разной степенью недоразвития речи. У здоровых дошкольников выявлены вариативные нейропсихологические показатели по функции праксиса, у детей с ЗПР низкие нейропсихологические показатели отражают дефицитарность функций внимания, памяти, зрительно-пространственной, слухомоторной и динамической организации движений. Показана зависимость недоразвития этих функций от общего уровня интеллектуального и речевого развития. Выявлены определяющие симптомокомплексы нейропсихологических нарушений у детей с ЗПР в зависимости от уровня речевого развития, что имеет важное значение в разработке дифференцированных методов психологической коррекции.
Скачать PDF

Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подр

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О.
Цель исследования: выявление нейропсихологических особенностей у подростков с интернет-зависимым поведением. Обследовано 133 учащихся школ г. Москвы, средний возраст 15,5 года. Использованные методы: «Шкала интернет-зависимости Чен», адаптированное нейропсихологическое исследование на основе диагностической программы «Лурия-90». Выявлено, что подростки с интернет-зависимым поведением имеют отличия по таким функциональным нарушениям, как пространственный праксис, слухомоторные координации, опосредованное запоминание, внимание, контроль и регуляция деятельности, а также отличаются повышенной утомляемостью и снижением концентрации внимания. Полученные данные свидетельствуют о функциональной несформированности префронтальных отделов мозга и слабости первого блока (дефицитарность подкорковых образований мозга) у подростков с итернет-зависимым поведением. Общий показатель нарушений контроля и регуляции деятельности, относящийся к префронтальным отделам коры головного мозга, прямо связан с общим показателем степени интернет-зависимости и с показателями симптомов толерантности. Подростки с интернет-зависимостью могут использовать Интернет как способ поддержания активности и концентрации внимания, так как постоянное появление новых стимулов внешне регулирует концентрацию внимания и в то же время это способствует еще большему истощению и утомлению. С другой стороны, недостаточная сформированность префронтальных отделов снижает возможности планирования, регуляции своей деятельности и времени, проводимого в сети. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, способствующий формированию интернет-зависимости. При психокоррекции интернет-зависимости у подростков необходимо учитывать несформированность префронтальных отделов головного мозга. Нейропсихологическими мишенями терапии являются нарушения функционирования первого и третьего блоков мозга, то есть активации и тонуса, а также регуляции и контроля деятельности.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность воспитателя детского сада как фактор конструирования здоровьесберегаю

Лайпанова Л.Х.-Д.
Скачать PDF

Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Белевич Наталия Александровна, Соловьева Татьяна Андреевна
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Виртуальность как фактор риска

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF