Этапы формирования сознания

Найдено 1 определение:

Этапы формирования сознания

В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г. К.):

– до 1 года – бодрствующее сознание;

– от 1 года до 3 лет – предметное сознание;

– от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание;

– от 9 до 16 лет – коллективное сознание;

– от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее социальное сознание. Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение.

На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На данном этапе формирования сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.

На пятом этапе формирования подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20–22 годам.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Методологические аспекты формирования экологического сознания учащихся как психолого-педагогическая

Богословский Владимир Игоревич
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Скачать PDF

Этапы формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье

Техтелева Н. В.
В данной статье рассмотрены различные подходы к изучению структуры характера. Автором статьи было проведено исследование формирования представлений о свойствах характера дошкольника в семье. Основное внимание уделяется программе формирования адекватных представлений родителей о ребенке.
Скачать PDF

Этапы формирования толерантности курсантов в учебно-воспитательной системе вуза МВД России

Фомина Марина Федоровна
В статье раскрывается содержание этапов формирования толерантности курсантов, обеспечивающих постепенную и систематичную реализацию авторской технологии. Цель данного исследования выявление совокупности теоретических положений и разработка технологии формирования толерантности курсантов в военном вузе.
Скачать PDF

Механизмы формирования экопрофессионального сознания личности в процессе обучения в вузе

Чердымова Е.И.
В XX столетии представления об экологическом сознании кардинально меняются. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего, с позиций утилитарно-экономического подхода, а также с позиций экологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственного психологического анализа содержания и структуры экологического сознания.
Скачать PDF

Формирование образа тела в сознании студентов-психологов

Минияров Валерий Максимович, Иванов Дмитрий Викторович
Раскрываются особенности процесса формирования образа тела в сознании студентов-психологов. Проведен анализ существующих образовательных стандартов подготовки психологов по специализации «Психология» и «Педагогика и психология» с точки зрения формирования образа тела. Описана психолого-педагогическая модель формирования образа тела. Рассматриваются результаты формирования образа тела в сознании студентов-психологов.
Скачать PDF

Виртуализация сознания и мышления как основа формирования профессионального менталитета будущего спе

Ходусов Александр Николаевич, Шуклин Сергей Иванович
Анализируется влияние феномена виртуальности на формирование профессионального менталитета субъектов виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов с использованием виртуальных технологий. Менталитет рассматривается как структурообразующее свойство активности субъекта профессионального образования, преобразовывающее ее в ментальную деятельность.
Скачать PDF

Воспитательная функция семьи как фактор формирования правового сознания подростков

Воронова Анна Александровна
Скачать PDF

Вклад психологии взаимодействия с окружающей средой в формирование нового типа сознания для решения

Смолова Л. В.
Скачать PDF

Формирование управленческого состава организации: основные этапы процесса отбора, обучения и практич

Мякушкин Дмитрий Евгеньевич
Рассматриваются вопросы отбора, обучения и развития кандидатов на руководящие должности, проходящих подготовку в группе резерва руководителей на современных промышленных предприятиях. Представлена последовательность действий в процессе обучения и развития персонала при формировании резерва среднего звена руководящего состава организации, изложены основные принципы, методы, рекомендации и этапы процесса подготовки, освещены некоторые организационные и социально-психологические аспекты работы специалистов служб управления персоналом с кандидатами группы резерва.
Скачать PDF

Коррекция образов сознания личности как метод формирования адаптивного поведения в кризисных и стрес

Качалов Леонид Кимович
В статье рассматриваются процессы адаптации и дезаптации личности, попавшей в кризисную ситуацию, и возможности коррекции нарушений социальной адаптации в стрессовых ситуациях.
Скачать PDF

Внешние и внутренние факторы формирования морально-нравственного сознания индивида

Прокофьева Наталья Владимировна
Статья посвящена внешним и внутренним условиям формирования морально-нравственного сознания индивида. В ней рассматриваются проблемы включенности социума в нравственное воспитание личности. Обозначены моральные проблемы современного общества. Описана формальная и содержательная сторона морали. Изложены некоторые мысли о формировании полноценного морально-нравственного сознания личности.
Скачать PDF

Целеполагание как механизм формирования профессионального сознания будущего учителя

Гуслякова Нина Ивановна, Жеребкина Валентина Федоровна
Обсуждаются основные подходы к исследованию проблемы целеполагания в психологии. Утверждается, что на этапе профессиональной подготовки учителя целеполагание следует рассматривать как один из психологических механизмов, обеспечивающих становление профессионального сознания. Освещаются отличительные признаки и степень выраженности целеполагания на различных этапах профессиональной подготовки в вузе. Приводятся и анализируются эмпирические данные.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!