ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение:

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

в научном познании) – категории, характеризующие две основополагающие формы научно-познавательной деятельности, а также генетические уровни научного знания, возникающие на основе этой деятельности. В основе типологии Э. и Т. в науке лежит, прежде всего, выделение Э. и Т. исследования как двух основных векторов научно-познавательной деятельности. Э. исследование направлено на объект науки, каким он дается благодаря наблюдению и эксперименту. Т. же исследование предполагает деятельность по развитию понятийного аппарата науки, работу с концептуальными схемами и моделями. Э. исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие Т. исследований, ставит перед ними новые задачи. С др. стороны, Т. исследование, развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективные объяснения и предвидения фактов, направляет Э. исследование. Т. не имеет практической ценности до тех пор, пока оно не подтверждено практикой. Доминирование Т. над Э. в отечественной конфликтологии является одним из основных факторов, тормозящих сегодня развитие науки.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпиричес

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к проблеме совладания со стрессом и его эмпирические исследования в связи с риском развития соматических заболеваний, а также качеством жизни и медицинским прогнозом у лиц с диагностированными соматическими расстройствами.
Скачать PDF

Теоретические и эмпирические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей самореализации б

Иващенко Александр Васильевич, Мелешко Анна Валерьевна
В статье рассмотрены сущностные признаки, критерии и уровни, субъективная психосемантика самореализации бизнесменов в экономической деятельности, факторы, обеспечивающие ее эффективность.
Скачать PDF

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических

Клецина Ирина Сергеевна
В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.
Скачать PDF

Научно-теоретические основы построения эмпирической модели формирования психологической культуры под

Родина И. П.
В статье актуализируется проблема формирования психологической культуры подростков в условиях школы-интерната; центральным в предлагаемой концепции выступает научно-теоретическое обоснование эмпирической модели психологической культуры; рассматривается содержание, средства и механизмы формирования психологической культуры подростков в учреждениях интернатного типа; формулируются некоторые рекомендации и правила для практических психологов и педагогов.
Скачать PDF

Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения

Втюрина Татьяна Анатольевна
В статье обосновывается введение категории «ментальная репрезентация», рассматриваются подходы к ее определению, соотношение с понятиями «образ мира», «ментальный опыт». Представлены результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.
Скачать PDF

Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование

Хрусталева Татьяна Михайловна
Проанализированы современные представления об одаренности. Раскрыто понятие педагогической одаренности. Представлены результаты эмпирического исследования педагогической одаренности школьников. Выявлена структура одаренности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Раскрыты основные направления ее развития: стабилизация, обогащение, возрастная изменчивость. Показана сензитивность подросткового возраста к развитию педагогической одаренности.
Скачать PDF

Суверенность личного пространства как предмет теоретического и эмпирического психологического исслед

Мартиросян Карине Вардановна
В статье представлен философский и психологический абрис понятия «суверенность психологического пространства», обосновывается актуальность психологического исследования этого предмета и соответствующей ему феноменологии, определяется методический аппарат исследования и описываются предварительные эмпирические результаты. Исследование, абрис которого представлен в этой статье, определяется проблемами обретения, сохранении и реабилитации эго-идентичности молодыми людьми, принадлежащими к этническим диаспорам, при их поступлении в российские вузы. В этом тексте кратко представлена теоретическая платформа и пилотажное исследование, которое было проведено на двух группах респондентов: армянах, жителях Еревана и русских, жителях Волгограда. Обсуждаются возможные интерпретации полученных данных и направления дальнейшего исследования. Приводятся результаты статистического анализа.
Скачать PDF

Интуиция: от противоречивости теоретических объяснений к методологии доказательного эмпирического ис

Григорьев Павел Евгеньевич
В статье рассматриваются два подхода к проблеме интуиции: 1) интуиция как механизм познания, обобщающий накопленный опыт, источник которого можно отследить и логически объяснить; 2) интуиция как «прямое чувствознание» вне известных способов восприятия и коммуникации и необъяснимое с точки зрения рациональных представлений. ставится проблема онтологического статуса интуиции в рамках междисциплинарного подхода. Предлагается рабочее понимание интуиции как механизма получения и переработки нелокальной (принципиально удаленной от реципиента) информации. Обсуждаются трудности воспроизводимости результатов в исследованиях интуиции. Воспроизводимость в исследованиях интуиции должна быть основана на интраиндивидуальном подходе (для каждого отдельного испытуемого) с последующим построением конструкта интуиции и типологизацией испытуемых по шкалам данного конструкта. Интраиндивидуальный подход может быть реализован в рамках лонгитюдных исследований посредством оценивания динамики проявлений интуиции в деятельности параллельно с регистрацией показателей субъективной и объективной сторон психической жизни: соответственно, самооценки психических состояний и регистрации психофизиологических показателей, психических и физиологических состояний, устойчивых черт испытуемых и внешних факторов социальнопсихологических, экологических, метеорологических и т.п.
Скачать PDF

Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований

Журавлев А.Л., Позняков В.П.
Излагается система представлений о предмете, методологических принципах, содержании и структуре экономической психологии. Анализируются взаимосвязь экономических и психологических явлений и междисциплинарность экономической психологии в целом, направления исследований в современной экономической психологии и сферы ее приложения.
Скачать PDF

Блеск и нищета теоретической психологии (о проблеме эмпирической достоверности научного факта)

Наследов Андрей Дмитриевич
Автор акцентирует внимание на том, что актуальная методологическая проблема отечественной психологии вовсе не в способах эмпирической аргументации теоретических построений, и даже не в соотношении эмпирического факта и теории. Прежде чем приступать к обсуждению подобных проблем, следует установить критерии достоверности эмпирических фактов. Но поскольку фактом в психологии является результат эмпирического и статистического обобщения, то вполне уместен вопрос о корректности такого обобщения. И главная проблема, с точки зрения автора, заключается в том, что в силу сложившихся традиций отечественная психология нечувствительна к некорректным способам эмпирического обобщения. В результате становится бессмысленной любая теоретическая дискуссия, так как эмпирические факты перестают быть аргументами.
Скачать PDF

Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию

Уточкин Игорь Сергеевич
В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5(уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов принципа избыточности в задаче на зрительное обнаружение; во втором различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.
Скачать PDF

Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изуч

Щукина Мария Алексеевна
Статья посвящена саморазвитию как особой форме развития личности и личности как субъекту развития. Обсуждается становление психологии саморазвития как самостоятельной, динамично развивающейся области исследований современной психологии. Показан эвристический потенциал субъектного подхода к разработке проблем саморазвития личности. Саморазвитие личности определяется как качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности как субъекта развития. Признается, что саморазвитие, сохраняя родовые признаки развития, отличается осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни. Представлено эмпирическое исследование субъектного опыта развития (саморазвития) (N = 327), где продемонстрирована правомерность выделения модусов общей субъектности и субъектности развития, а также обнаружена их связанность посредством эмоциональных индикаторов субъектного опыта. Выявлено, что эмоциональное подкрепление опыта субъектности в развитии является значимым фактором воспроизводства такого опыта и превращения его в стратегию жизни. Показаны взаимосвязи субъектности развития с общей субъектностью личности, определяющей меру самоуправления в социальной среде, и субъектностью жизни, проявляющейся в выборе стратегии жизнетворчества. Саморазвитие представлено как частный случай стратегии жизнетворчества, которая реализуется через управление событиями жизни. Посредством управления личностью событиями как элементами жизненного пути становится возможным управление качественными изменениями самой личности – саморазвитие. Выделены четыре типа шкал субъектности-объектности изменений, характеризующих роль и место субъектной стратегии развития в представлениях развивающейся личности. Установлены статистически значимые различия между респондентами, использовавшими различные типы шкал.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!