характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).
Эмоциональная устойчивость
Эмоциональная устойчивость
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Эмоциональная устойчивость
Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Эмоциональная устойчивость
свойство человека, проявляющееся в его функциональной устойчивости к эмоциогенным условиям.
В настоящее время существует весьма широкий спектр представлений о механизмах и формах проявления Э. у. Можно указать на несколько позиций в понимании сущности Э. у.:
Эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность, т. е. нереагирование человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Способность подавлять эмоциональные реакции, выражающаяся в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), которые и обеспечивают стабильность эффективности деятельности, т. е. «сила воли», проявленная в напряженной эмоциогенной обстановке, мешающей сосредоточиться на выполняемой деятельности.
Интегративная характеристика человека, который действует в напряженной эмоциональной ситуации, объединяющая различные психологические механизмы устойчивости личности к влиянию разных эмоциогенных факторов. «Общей» Э. у. не существует, но можно говорить об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (другими словами: по отношению к различным эмоциогенным факторам человек продемонстрирует разную Э. у.).
Следует отличать Э. у. от «устойчивости эмоций» (см. Эмоциональная лабильность-ригидность).
Литература
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
В настоящее время существует весьма широкий спектр представлений о механизмах и формах проявления Э. у. Можно указать на несколько позиций в понимании сущности Э. у.:
Эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность, т. е. нереагирование человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Способность подавлять эмоциональные реакции, выражающаяся в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), которые и обеспечивают стабильность эффективности деятельности, т. е. «сила воли», проявленная в напряженной эмоциогенной обстановке, мешающей сосредоточиться на выполняемой деятельности.
Интегративная характеристика человека, который действует в напряженной эмоциональной ситуации, объединяющая различные психологические механизмы устойчивости личности к влиянию разных эмоциогенных факторов. «Общей» Э. у. не существует, но можно говорить об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (другими словами: по отношению к различным эмоциогенным факторам человек продемонстрирует разную Э. у.).
Следует отличать Э. у. от «устойчивости эмоций» (см. Эмоциональная лабильность-ригидность).
Литература
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Э. у. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Э. у. уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря Э. у. как качеству личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка ее побудительных регуляторных и исполнительских функций позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности. В числе показателей Э. у. – правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и др. Предпосылки Э. у. кроются в содержании эмоций, чувств, переживаний, динамике психики, в зависимости от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач. В совместной деятельности Э. у. поддерживается сплоченностью группы, коллектива, взаимным доверием и взаимоуверенностью, навыками успешных взаимодействий.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Э. у. характеризует момент наступления эмоциональной напряженности (см. Эмоциональные состояния). Чем меньше Э. у., тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная напряженность. Э. у.— это личностное качество, связанное с социально обусловленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мотивы к преодолению последствий психогенных воздействий, стремлением противостоять напряженности. Э. у. зависит от силы нервных процессов. Слабость тормозного и возбудительного процессов обычно совпадает с низкими показателями Э. у. Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выраженность, избыточность эмоциональных реакций способствует развитию напряженности, которая, как уже отмечалось, свидетельствует обычно о недостаточно высокой Э. у. Последняя характеризуется некоторой динамичностью: она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональным состоянием, недостаточной подготовленностью к деятельности, неуверенностью в ее успехе; с другой стороны, хорошая профессиональная и специальная психологическая тренировка, адаптация к вероятным эмоциогенным факторам, чувство уверенности в своих силах предопределяют повышение Э. у. Кроме того, можно выделить Э. у. при выполнении какой-либо определенной профессиональной деятельности в связи с хорошей к ней подготовкой, адаптацией. Напр., говорят об Э. у. летчика, оператора, водителя и т. п. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, оператор, который с высоким самообладанием держится за пультом управления, может не проявить высокой Э. у. в некоторых жизненных ситуациях, и наоборот. Однако все эти свойства находятся, как правило, в прямой зависимости от общего уровня Э. у., характеризующей личность в ее наиболее общих чертах.