ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Найдено 2 определения термина ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Один из важнейших механизмов лечебного действия в психотерапии, составная часть корригирующего эмоционального переживания.

Э. п. для пациента - это принятие его психотерапевтом (группой), признание его личностной, человеческой ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или здоров. Пациент принимается психотерапевтом (группой) таким, каков он есть на самом деле, признается как самостоятельная личность со своими мыслями, опытом и переживаниями, хотя, оставаясь самим собой, он может отличаться от других. Э. п., не отрицая конфронтации и критики, имеет для пациента огромное значение, так как возникающая благодаря ей атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и понимания создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов, преодоления тревоги и страха. Э. п. играет чрезвычайно важную роль в процессе переработки содержания обратной связи, в становлении адекватного самопонимания, что предполагает прежде всего усвоение пациентом новой информации о себе, часто не соответствующей собственным представлениям. Эмоционально неблагоприятное отношение к себе, неприятие себя препятствуют адекватной переработке содержания обратной связи, обостряют действие защитных механизмов. Э.п., означающая для пациента принятие его психотерапевтом (группой), приводит к тому, что он начинает принимать себя (механизм, описанный Роджерсом (Rogers С. R.) в индивидуальной психотерапии, когда безусловное принятие пациента врачом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя), у него повышается степень самоуважения. В такой ситуации сопоставление неадекватных позиций, отношений, установок с реальной действительностью снижает возможность дополнительной травматизации, так как пациент уверен в искреннем, теплом отношении со стороны психотерапевта (группы).

Иногда Э. п. рассматривают как неспецифический фактор психотерапии, наличие которого лишь создает условия, необходимую атмосферу для собственно психотерапевтического процесса. Однако такое представление не учитывает, что Э. п. оказывает непосредственное корригирующее воздействие на одну из важнейших сторон личности - на представление о себе и самооценку, преобразование которых в позитивном направлении является одной из важнейших задач личностно-ориентированной психотерапии.

При анализе групповой психотерапии имеются попытки вычленить внутри Э. п. более конкретные ее составляющие. В качестве таковых указываются групповая сплоченность, или "групповое сцепление", и надежда, или "внушение надежды". "Групповое сцепление" рассматривается как фактор, аналогичный отношениям "врач - пациент" в индивидуальной психотерапии; его можно описать как привлекательность группы для ее членов, чувство принадлежности, доверие, принятие группой, чувство "Мы", как результат всех сил, побуждающих члена группы оставаться в ней, или силы притяжения, действующей со стороны группы на ее члена. Вторая составляющая - надежда - выступает как осознание возможности достижения цели и изменений. Пациенты видят положительные преобразования, происходящие с другими, что позволяет им преодолеть собственную неуверенность и поверить в то, что группа может им помочь.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Эмоциональная поддержка

принятие клиента психотерапевтом (группой), признание его ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или здоров, даже если отличается от других. Э. п. — важнейший механизм лечебного действия в психотерапии, создающий необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов клиента, преодоления им тревоги и страха, принятия себя, повышения самоуважения.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации

Уварина Н.В.
В статье представлены общие характеристики экстремальных ситуаций, возрастные особенности детей, переживших психотравму. При описании видов психологической поддержки особое внимание уделяется аспектам эмоциональной поддержки в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации.
Скачать PDF

Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к обучению в шк

Крайникова Т.А.
Скачать PDF

Адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля че

Унакафов А.М.
Предлагается адаптивный метод программно-аппаратной поддержки процессов тренировки эмоционального самоконтроля человека, который может быть использован как для поддержки тренировки стрессоустойчивости у здорового человека, так и для профилактики и лечения психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Классификация и анализ методов программно-аппаратной поддержки процедур тренинга эмоционального само

Чернухин Юрий Викторович, Унакафов Антон Михайлович
На основе построенной классификации существующих методов программно-аппаратной поддержки процессов тренинга эмоционального самоконтроля человека проведен их анализ. Вводятся понятия неадаптивных, адаптивных, интеллектуальных, пассивных и активных методов поддержки тренинга, рассматриваются основные тенденции в развитии этих направлений. Обсуждаются вопросы разработки и синтеза интеллектуальных методов поддержки тренинга эмоционального самоконтроля.
Скачать PDF

Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первокласснико

Крайникова Татьяна Александровна
Адаптация ребенка в школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы первоклассник освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Поэтому в первые месяцы обучения в школе большинство детей характеризуется психоэмоциональной неустойчивостью, дезадаптивным поведением. Следовательно, первоклассникам необходима психологическая поддержка не только со стороны учителей, работающих с ними, но и со стороны родных и близких для ребенка людей. Необходим новый подход к решению проблемы адаптации первоклассников, который бы интегрировал усилия педагогов, родителей первоклассников на оказание психологической поддержки эмоционального развития детей, так как именно эмоциональная сфера во многом определяет жизнь ребенка, его общение с окружающими, успешность первоклассника в социуме. Данная статья знакомит нас с такой концепцией психологической поддержки эмоционального развития первоклассников всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Она предполагает специально разработанную блочно-модульную программу психологической поддержки эмоционального развития первоклассников в школе, которая позволяет повысить психологическую культуру родителей, психологическую компетентность педагогов, психологическую грамотность учащихся. Вместе с тем, программа помогает формировать у всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (педагога-психолога, учителей, учащихся, их родителей) потребность и готовность оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, а также позволяет интегрировать и скоординировать их действия, оптимизировать взаимоотношения между ними на создание психологического комфорта для младших школьников.
Скачать PDF

Основные направления психологической поддержки социальных работников с синдромом «Эмоционального сго

Фроликова О.А.
В рамках статьи рассматриваются причины, особенности проявления синдрома «эмоционального сгорания» у социальных работников. Важное место в статье занимают вопросы психологической поддержки социальных работников с «синдромом эмоционального сгорания».
Скачать PDF

Модель психологической поддержки эмоционального благополучия в процессе обучения

Гордова Еленавалерьяновна
Рассмотрены коррекционные аспекты музыкальной деятельности. На их основе представлена модель организации совместной музыкально-игровой деятельности первоклассников как средства поддержки эмоционального благополучия и коррекции эмоциональной сферы.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Структура педагогической поддержки совладающего поведения подростков в школах Литвы

Останина Надежда Владимировна
В статье представлены результаты работы по апробации модели психолого-педагогической поддержки как ресурса образовательной среды. Реализация ее направлена на развитие конструктивных способов преодоления подростками трудностей школьной жизни (совладающего поведения). Раскрываются цели и задачи развивающей, формирующей и воспитывающей стратегий психолого-педагогической поддержки, обеспечивающих формирование конструктивного копинг-поведения подростков в трудных школьных ситуациях. Рассмотрена структура деятельности психологической службы школы как ключевой фигуры реализации модели психолого-педагогической поддержки школьников в образовательном учреждении.
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

Тип отношения родителей к детям как условие поддержки приватности подростка

Хозяинова Т. К., Ктениду М. Д.
Рассматривается связь типа отношения родителей (отца и матери) к детям с поддержкой ими приватности подростка (мальчика и девочки). Выявляются виды влияния характера родительского отношения на параметры приватности подростка.
Скачать PDF

Коммуникативная компетентность врача-стоматолога и психологическая поддержка больного

Кипиани А.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!