Эмоции, теории это что такое Эмоции, теории: определение — Психология.НЭС
Эмоции, онтогенез эмоций ЭМОЦИИ, ФОРМЫ ПО АСТВАЦАТУРОВУ

ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ

Найдено 3 определения термина ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ

Как можно было предположить, исходя из пространного обсуждения термина эмоция, область эмоций далека от того, чтобы получить удовлетворительное теоретическое объяснение. Однако существует ряд законных кандидатов на такую теорию (обозначены ниже). Они все претендуют на комплексность и (за одним исключением) включают и физиологические и когнитивные компоненты, хотя акцентирование на каком-то из компонентов значительно различается от теории к теории. (А) теория Джемса–Ланге. К.П Ланге – датский физиолог, который предложил теорию эмоций, так похожую на теорию Уильяма Джемса, что название было дано в честь их обоих, хотя теория, по существу, является той, которую предложил Джемс в 1890 г. Вот что говорил Джемс: "..моя теория заключается в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта и что наше ощущение этих же изменений, по мере того как они возникают, является эмоцией". Позиция Ланге была сходной, хотя он опустил ступень восприятия и пришел к выводу, что вазомоторные (телесные) изменения являются эмоцией. Эта теория была подвергнута довольно активной критике. Самые сильные возражения последовали со стороны У. Кэннона (см. ниже), который подверг сомнению центральную роль обратной связи, поступающей от периферийных органов. (Б) теория Кэннона–Барда. Эта теория своим появлением, прежде всего, обязана работе американского физиолога Вальтера Б. Кэннона и часто упоминается как таламическая теория эмоции. В самых простых понятиях, она доказывает, что интеграция эмоционального выражения контролируется таламусом, посылающим релевантные модели возбуждения в кору головного мозга, а также утверждает, что гипоталамус контролирует поведение. Это положение было выдвинуто как часть критики Кэнноном ранней теории Джемса–Ланге, в которой утверждалось, что эмоциональное выражение контролируется сенсорной обратной связью. Эта теория также была подвергнута довольно сильной критике в виде следующих теорий, разработанных позже. (В) Теория активации (или возбуждения). Не столько теория, сколько обобщение относительно эмоций. В ней предполагается, что эмоции не являются уникальными состояниями, но просто располагаются на крайнем полюсе измерения нейрофизиологического возбуждения или активации, противоположный полюс которого представлен комой и глубоким сном. Это обобщение встречается в виде составной части в нескольких других теоретических концепциях эмоций, особенно в когнитивно-оценочной теории. (Г) Бихевиористская теория. Как можно было ожидать, эта точка зрения рассматривает все эмоции как безусловные (то есть данные от рождения, специфически видовые), так и условные (то есть усвоенные, приобретенные) реакции. И физиологические, и когнитивные элементы признаются незначительными, основное внимание уделяется объективно измеримым проявлениям того, что бихевиористы любили называть "эмоциональным поведением". См. обсуждение термина эмоциональность. (Д) Когнитивно-оценочная теория. Здесь эмоции рассматриваются как субъективные состояния, которые являются результатом действия первоначально возникающего стимула, набора сопутствующих физиологических изменений и когнитивных оценок или интерпретаций ситуации как полезной или вредной, хорошей или плохой для индивида. Основным понятием здесь является сама когнитивная оценка; утверждение, что одно физиологическое состояние возбуждения может выдавать несколько, даже прямо противоположных эмоций, в зависимости от того, как индивид интерпретирует ситуацию. См. теория эмоции Макклина, теория эмоций Пейпеза.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Эмоции, теории

различные теории, объясняющие происхождение и функции эмоций. 1. теория Анохина (1949, 1968) – связывает фрустрацию потребности с негативными эмоциями, а удовлетворение потребности – с положительными эмоциями. 2. теория Арнольда-Лазаруса (1960) – ставит эмоции в зависимость от того, каким образом индивид интерпретирует ситуацию, представляет ее себе. 3. теория Вундта (1880) – сводится к тому, что эмоции способны изменять направление течения представлений, а последние, в свою очередь, являются причиной последующих внутренних изменений. 4. теория Генри (1986) – подчеркивает роль вегететивных, нейроэндокринных факторов в развитии эмоций. Согласно П.Генри, существует две ортогональные (как бы расходящиеся под прямым углом) системы активации, определящие различия паттернов гнева, страха и депрессии. Различия нейроэндокринных изменений при некоторых эмоциональных состояниях представляется следующим образом. а) Паттерн гнева образуют: подъем АД, учащение пульса, повышенный выброс в кровь норадреналина, тестостерона, ренина и в меньшей степени - адреналина. б) Паттерн страха представляют: умеренный подъем АД, умеренное учащение пульса, повышенный выброс в кровь адреналина, в меньшей степени - норадреналина. в) Паттерн депрессии: повышенный выброс в кровь эндорфинов, АКТГ, кортикостерона, снижение содержания в крови тестостерона, замедление пульса. г) Паттерн безмятежности или эйфории характеризует снижение экскреции адреналина и норадреналина, а д) паттерн приподнятого настроения отличают снижение экскреции АКТГ, кортизола и эндорфинов, повышение экскреции тестостерона (у мужчин), эстрогена и прогестерона (у женщин). 5. теория Дарвина (1872) – согласно Ч.Дарвину, эмоции и их проявления либо полезны, будучи выработанными в ходе эволюции, либо вредны или бесполезны, если представляют собой рудименты ранее целесообразных реакций организма. Например, потение рук у обезьяны в ситуации опасности облегчает схватывание веток дерева, у человека в состоянии страха - это рудимент указанной реакции. Ч.Дарвин первым обратил внимание на сходство проявлений эмоций у антропоидов и слепорожденных детей, а также пытался показать, что в развитии эмоций не существует непроходимой пропасти между свойственного человеку и животным. 6. теория Джемса-Ланге (1884-1885) – утверждает, что эмоции суть результат осознания человеком рефлекторно возникающих в какой-либо значимой ситуации телесных изменений. 7. теория дифференцированных эмоций Изарда (2000) – предполагает существование 10-ти основных, «фундаментальных эмоций», все остальные эмоции есть результат их комбинирования в разнообразные конфигурации. 8. теория Линдсли и Хебба (1951-1955) – подчеркивает роль восходящих структур ретикулярной формации в активации эмоциональных реакций. 9. теория Роджерса (1949, 1951) – связывает эмоции с Я-концепцией. Эмоции поставлены в этой теории в зависимость от того, каким образом те или иные стимулы влияют на самооценку индивида. 10. психоаналитические теории эмоций – представляют эмоции как субъективное выражение общего состояния психики и организма, сопровождающиеся выразительным поведением, позой и физиологическими изменениями. Имеет тенденцияю рассматривать эмоции как аффекты, то есть считать, что они являются квантами энергии, которые «прикрепляются» к идеям, представлениям. Наличие эмоций указывает на нарушение психического равновесия и на то, что они препятствуют адаптации. «С точки зрения психологии неврозов, указывает З.Фрейд (1937), - аффективное действие – в противоположность теоретическому идеалу рационального действия – часто представляется жалким остатком исходных психических состояний и отклонений от нормы...И все же нам известна решающая роль эмоциональности в организации и помощи в функционировании». При сохранении упомянутого равновесия эмоции не возникают. В целом существует тенденция представлять эмоции как некий побочный продукт, рудимент исходных психических состояний и отклонений от нормы. Кроме того, психоанализу свойственно интерпретировать эмоции как проявление сложных, например, гнева – как проявления ненависти, или предплагать, что сложные эмоции могут присутствовать в начале жизни (например, зависть приписывается новорожденному младенцу); 11. теория Симонова (1966, 1986) подчеркивает связь эмоций с дефицитом информации о ситуации, точнее, того, каким образом она представляется индивиду. Эмоции как бы восполняют этот дефицит и тем самым способствуют удовлетворению потребностей. Например, человек не осознает того, что назревает некая угрожающая ситуация, но он уже чувствет, что его что-то тревожит. 12. теория Фестингера (1962) – усматривает причину негативных эмоций в несовпадении ожидаемого и достигутого, то есть в когнитивном диссонансе (см.). Избыточные ожидания, действительно, способны породить разочарование. В свою очередь, позитивные эмоции возникают в ситуации совпадения достигнутого и ожидаемого – когнитивного консонанса (см.). 13. Центральная теория (Cannon, Bard, 1927-1928) гласит: эмоции возникают в связи с активацией зрительного бугра, миндалевидного тела и других центральных ядер мозга. Несколько позже, на основе этой теории появилось представление об эмоциональном мозге Пейпеца, который (мозг) включает гиппокамп и центральные подкорковые ядра. Это обстоятельство подтверждается экспериментами со вживленными электродами. Так, показано, что электростимуляция центра миндалевидного ядра активирует чувство страха, электростимуляция базолатерального ядра вызывает гнев. 14. двухфакторная теория Шахтера (1966, 1971) – основной акцент в ней делается на том, как именно индивид интерпретирует состояние собственного физиологического напряжения. Шахтер указывает, что люди часто или чаще всего делают это, принимая во внимание какую-то наиболее вероятную внешнюю причину, отчего эмоции нередко делаются «ложными», то есть не связанными с потребностями человека. Например, если возбужденному человеку попадается на глаза разгневанный индивид, то он и у себя почувствует эмоцию гнева, а если встретится чем-то встревоженный человек, он посчитает, что и он сам находится в состоянии тревоги. 15. Бихевиористская теория – рассматривает все эмоции как безусловные (врожденные), так и условные (приобретенные) реакции на некие стимулы. Основное внимание придается в теории измеряемым аспектам эмоций, того, что последователи бихевиоризма предпочитают называть эмоциональным поведением.16. Теория индивидуального развития эмоций – весьма схематически различают 4 этапа такого развития: а) преобладание инстинктных эмоциональных реакций, свойственно новорожденным; б) проявления органического характера эмоций (удовлетворение-неудовлетворение, приятное-неприятное), преобладают в возрасте до 2-3 лет; в) развитие эпикритических эмоций, дифференцирование эмоциональных реакций (наблюдается в возрасте от 3-4 до 10-12 лет); г) формирование высших эмоций, чувств (продолжается с 10-12 до 18-20 лет и позднее).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Теории эмоций

Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов. Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение явилось отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П.В.Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н – С). Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим". В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: "Мы боимся, потому что мы дрожим", то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное. Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации – только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве "эмоционального процесса", постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений – ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также "промежуточной переменной", связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт. Биндра выдвигает собственную концепцию "центрального мотивационного состояния" – комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие "центрального мотивационного состояния" создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.  

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме ЭМОЦИИ, ТЕОРИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Философский анализ становления современной теории эмоций

Куликов С. Б.
В статье отстаивается тезис о том, что становление современной теории эмоций раскрывает особенный вариант самосознания, в рамках которого научный поиск соответствует средству прояснения вопроса, является ли человек разумным животным или же он деятельное существо, независимое от природных начал.
Скачать PDF

Концепт «Эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений

В статье анализируется содержание субконцептов понятийного и прототипического компонентов концепта «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании процессуального субъектно-объектного, биологического, процессуально поведенческого и физиологического субконцептов концепта «эмоция».
Скачать PDF

Проблема эмоционального стресса и агрессивности: теории возникновения и методики их изучения

Нотова С.В., Петросиенко Е.С.
В статье раскрывается актуальность изучения эмоционального стресса и агрессивности в условиях стремительного роста преступности, особенно среди подростков, рассматриваются различные теории формирования агрессивности и методики ее изучения с целью использования в дальнейших исследованиях.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике

Робертс Ричард Д., Мэттьюс Джералд, Зайднер Моше, Люсин Дмитрий Владимирович
Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решить проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объективных тестов. Развиваются теоретические представления об ЭИ, проводится их сопоставление с существующими моделями способностей и личности. Обсуждается значение ЭИ для прикладных отраслей психологии. Существующие эмпирические данные не позволяют говорить об ЭИ как о единой способности. Дальнейшая разработка подходов к измерению ЭИ может привести к достоверному выделению способностей, отличных от уже существующих психологических конструктов, которые могут играть важную роль в практической психологии.
Скачать PDF

Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика

Лэнгле Альфрид Антон
В статье дается краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения. Рассматривается эмоциональность, понимаемая как специфическое восприятие значимого для жизни. Эмоциональность играет существенную роль в экзистенциальном анализе антропологии и практики. Она является краеугольным камнем экзистенции и занимает свое место среди трех других экзистенциальных измерений в теории ЭА. В статье дается феноменологическое описание четырех шагов процесса возникновения эмоций. Демонстрируется, как в ходе данного процесса стимулируется витальность, благодаря чему эмоции становятся значимыми для человека. Это основа экзистенциально-аналитической теории эмоций. Также объясняется важное для практики ЭА разделение чувств на чувствование (fühlen) и интуитивное чувствование (чутье) (spüren). Первое связано с жизнью человека и необходимо для обнаружения ценностей, второе с аутентичностью и этикой. Рассматривается различие между аффектом и эмоцией. В экзистенции они выполняют разные функции. В последних трех параграфах рассказывается о формах эмоциональной дисфункции, о некоторых исследованиях в этой области и об основных элементах терапии эмоциональности и аффективности.
Скачать PDF

Мотивационная функция эмоций в «Теории связей»

Пырьев Евгений Александрович
В статье отстаивается позиция, что эмоция появляется как отражение состояния связи человека с предметом. В зависимости от своей модальности эмоция направляет поведение человека на предмет с целью укрепления, совершенствования, разрыва, ухода, изменения, преобразования, установления специфики этой связи. Мотивационная функция эмоций реализуется в непреднамеренных действиях, которые разворачиваются как вспомогательные средства в направленном воздействии на состояние связи в системе «человек предмет».
Скачать PDF

Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви

Бреслав Гершон Моисеевич
В современной психологии эмоций представляется актуальным не только сбор и анализ конкретных эмпирических данных, но и попытки их теоретического осмыcления, которы- ми изобиловала психология ХХ в. Хотя ни одна из теорий не объясняет всего обилия накопленных фактов, это не означает, что их создание оказалось бесполезным для понима- ния богатства эмоциональной жизни человека. Одна из попыток интеграции этих теорий была представлена в композиционной теории эмоций (Бреслав, 1976, 1977а, 1984). В дан- ной работе эта теория впервые используется для объяснения моральных эмоций стыда и вины, а также для понимания механизма становления и неустойчивости партнерской любви. Предложена схема основных элементов композиции стыда и вины, которая позво- ляет более ясно увидеть сходство и различие этих эмоций. В частности, к сходным элемен- там относятся наличие проступка в их предметном содержании и понимание его негатив- ной оценки другими людьми. Однако если в случае стыда главным агентом стимуляции оказывается очевидец проступка, то в случае вины – жертва. Если в первом случае фоку- сом оценки является личность агента проступка, то во втором – сам проступок и его последствия для жертвы проступка. Если переживания стыда направляют человека, преж- де всего, на защиту своего Я, то вина – на возмещение ущерба жертве. Проведенный ком- позиционный анализ позволяет лучше понять условия позитивного и негативного разви- тия чувства любви. Так, рассматривается встраивание этого чувства в наличную систему отношений, потребностей и привычек личности влюбленного. На определенном этапе оно может занимать центральное, доминирующее положение в иерархии отношений личности. Однако процесс этот чреват многочисленными нестыковками и конфликтами, которые могут препятствовать достижению любовью ведущего положения в иерархии отношений личности. Неудача в этом процессе приводит к постепенному ослаблению этого чувства и трансформации валентности предмета любви. В свою очередь, сохранение этого чувства требует ежедневных усилий со стороны любящих.
Скачать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия. Методы: формально-юридический, социологический, метод иерархического обобщенного линейного моделирования. Результаты: в криминологии при изучении процесса принятия решений у правонарушителя обычно применяется подход рационального выбора. Однако этот подход не учитывает комплексного взаимодействия ситуационных, когнитивных, эмоциональных и личностных факторов, которые оказывают влияние на процесс принятия решения о совершении правонарушения. С этой целью в данной статье исследуется процесс принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска агрессии, и обращается особое внимание на аспекты обработки социальной информации и показатели эмоционального состояния. В статье рассматриваются данные о 236 недавно приговоренных к тюремному заключению преступниках, включая их персональные данные и сообщения о случаях насилия и избегания насилия ( n = 466). Научная новизна: в статье впервые обосновано, что ряд аспектов ситуационной обработки социальной информации и ряд показателей эмоционального состояния (такие как интерпретация намерений, постановка цели и выработка реакции) являются значимыми прогностическими факторами повышения агрессии, а следовательно, повышения вероятности совершения правонарушения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с выявлением и устранением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказанием воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.Objective: to study the decision-making process in high-risk-for-violence situations.Methods: formal-legal, sociological, method of hierarchical generalized linear modeling.Results: criminological research has favored the rational choice perspective in studying offender decision making. However, this theoretical approach does not take into account the complex interplay of situational, cognitive, emotional, and person factors that likely influence criminal decision making. To that end, the current study examines decision making in high-risk-for-violence situations focusing on social information processing and emotional state variables. The current study utilizes a sample of 236 newly incarcerated jailed inmates who provide personal level data and situational reports of violent and avoided violence situations (n = 466).Scientific novelty: the findings for the first time show that several situational, social information processing, and emotion variables, such as intent interpretation, goal, and response generation, are significant predictors of the escalation of violence, hence increasing the probability of committing a crime.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and law-enforcement activities when considering the issues of identifying and eliminating the reasons and conditions of crime committing, as well as with influencing the individuals in order to prevent crimes or anti-social behavior.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследования. В работе впервые описана динамика развития эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия» с разным стажем работы. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что: 1) консультанты имеют специфические особенности эмоциональных состояний в зависимости от стажа работы; 2) отрицательные эмоциональные состояния наиболее выражены в процессе работы с «постоянными» абонентами.
Скачать PDF

Эмоциональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Пряхина Марина Васильевна, Шихова Анна Павловна
В статье рассматривается различное содержание понятия синдрома «эмоционального выгорания» в зависимости от направлений научных исследований, даётся анализ эмпирического исследования процесса формирования и развития эмоционального выгорания у сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел.
Скачать PDF