Экспериментальные методы

Найдено 6 определений термина Экспериментальные методы

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Экспериментальные методы

experimental methods) Э. м. входят в категорию научных методов, используемых в психол. исслед. Подлинные эксперименты предполагают тщательное наблюдение воздействия одной или более входных переменных (независимые переменные) на одну или более выходных переменных (зависимые переменные) в тщательно контролируемых условиях у испытуемых, случайно распределенных в различающиеся по характеру оказываемого воздействия группы. Эксперимент может усложняться путем введения дополнительных независимых или зависимых переменных. Напр., время суток может использоваться в качестве второй независимой переменной с тремя уровнями (утро, день, вечер), с тем чтобы испытуемых можно было случайно распределить в любое из 12 различных условий (0 мг утром, 10 мг вечером и т. д.) Очевидно, что сложные планы будут требовать большего числа испытуемых в сравнении с более простыми планами, поскольку количество испытуемых в каждом из условий (напр., 10 мг в послеполуденное время) должно оказаться достаточным для обобщения последующих результатов по каждому из событий. Несмотря на существование др. научных методов, подлинный эксперимент яв-ся единственным методом, к-рый позволяет исследователям приходить к выводам о существовании причинно-следственных связей. В случае простого эксперимента с одной независимой переменной (доза лекарственного препарата) с двумя уровнями, если испытуемые в обеих, эксперим. и контрольной, группах подвергаются одним и тем же воздействиям (за исключением независимой переменной), и если испытуемые случайно распределены в отношении условий оказываемого воздействия, тогда любые различия в оценках их уровня активности должны быть результатом влияния независимой переменной. Пристрастность экспериментатора может порождать неуловимые различия между группами, примешивающиеся к рез-там эксперимента, что снижает достоверность их интерпретации как функции независимой переменной. Любые различия в условиях могут примешиваться к рез-там эксперимента. Если различные исследователи используют различные стимулы, то последние могут повлиять на конечные рез-ты в большей степени, нежели сама независимая переменная. Испытуемые могут проявлять большее сотрудничество с привлекательным исследователем и меньшее с непривлекательным, или различные исследователи могут по-разному оценивать одни и те же реакции. Подобным же образом, на результаты может влиять место сбора данных. Предполагаемые целевые характеристики условий исслед. - служащие подсказками испытуемым в отношении "правильных" реакций на стимулы - могут также приводить к искажению рез-тов. Напр., поведение др. испытуемых, реагирующих на стимулы, может влиять на испытуемых, к-рые тестируются в той же самой группе, или непроизвольные одобрительные улыбки исследователя могут подкреплять испытуемых, к-рые реагируют желаемым образом. Один из способов устранения эффектов ожиданий экспериментатора и испытуемого заключается в использовании стратегий "слепого" исслед., при к-ром или только испытуемые ("слепое" исслед.), или испытуемые и экспериментаторы ("двойное слепое" исслед.) не знают, в какое из эксперим. условий был помещен каждый испытуемый. Иногда исследователь не может манипулировать независимыми переменными. Напр., в исслед., где в роли независимых переменных выступают пол, раса, принадлежность к политической партии, частота употребления марихуаны или образовательный уровень, отсутствует возможность случайно распределять испытуемых по уровням независимых переменных. Такие переменные иногда называют неманипулируемыми (nonmanipulated) переменными. Изучение таких переменных не может производиться в подлинном эксперименте, однако они часто изучаются в квазиэкспериментах. Интерпретация рез-тов в исслед. с неманипулируемыми переменными сопряжена с определенными сложностями, поскольку с ними обычно смешиваются различные дополнительные переменные. Один из способов, облегчающих интерпретацию неманипулируемых независимых переменных, состоит в уравнивании испытуемых по релевантным смешивающимся переменным. Напр., каждого имеющего аттестат о среднем школьном образовании можно объединить в пару с имеющим диплом об окончании колледжа, к-рый сопоставим с ним по возрасту, полу, соц. классу, уровню интеллекта и личностным характеристикам. Чем более полным яв-ся такое совпадение, тем легче исследователю сравнивать эффекты независимой переменной. Альтернативный способ может заключаться в поддержании неизменными таких переменных (напр., проводить исслед. только с представителями мужского пола среднего класса с примерно сходными интеллектуальными и личностными характеристиками), с тем чтобы эти смешивающиеся переменные не могли повлиять на результаты. Однако, это будет ограничивать возможности исследователя в последующем обобщении рез-тов. Третья альтернатива связана с использованием более сложного плана с полом, возрастом и т. д. в качестве дополнительных переменных. Иногда исследовательские стратегии предполагают повторное тестирование тех же самых испытуемых: в лонгитюдном исследовании челов. развития одна и та же группа испытуемых может последовательно тестироваться в возрасте 2, 5, 10 и 20 лет, или в исслед. научения испытуемые могут тестироваться после каждого предъявления стимула. Это приводит к возникновению др. сложностей, к-рые связаны с эффектом порядка (order effect): если тестирование первого уровня независимой переменной всегда предшествует тестированию второго ее уровня, последующие различия могут отражать не только эффект самой независимой переменной, но также эффекты научения, утомления или естественного развития. Так, если испытуемых просят оценить физ. привлекательность десяти людей с использованием в качестве стимульного материала слайдов, предъявляемых всем испытуемым в одном и том же порядке, оценка испытуемыми третьего слайда может отражать не только эффект данного стимула, но и эффект порядка его предъявления. Если, напр., второй слайд изображает чел. с высокой физ. привлекательностью, третий слайд может недооцениваться вследствие эффекта контраста. Если бы этот третий слайд находился на др. порядковой позиции, его оценка могла бы быть совершенно иной. Очевидно, решение этой проблемы предполагает манипулирование порядком, с тем чтобы различные испытуемые получали стимулы, группируемые в случайные последовательности. Такая процедура называется уравновешиванием (counterbalancing technique). Когда изучается более чем одна независимая переменная, интерпретация результатов может усложняться. Дисперсионный анализ - это именно тот статистический метод, к-рый наиболее часто используется в анализе эксперим. исслед. Ключевыми словами в этом анализе яв-ся главный эффект (main effect) и взаимодействие (interaction). Главный эффект обнаруживается, если в среднем оценки различных уровней независимой переменной значимо отличаются друг от друга. Если независимая переменная имеет только два уровня, значимый главный эффект указывает на то, что эти два уровня приводят к значимо различающимся оценкам зависимой переменной. Однако при наличии трех или более уровней, главный эффект указывает на существование значимых различий в оценках по меньшей мере одной пары уровней, не отрицая возможности существования значимых различий в оценках каждой пары уровней (то есть А1 и А2 различаются, А1 и А3 различаются, и А2 и А3 различаются, и т. д.). В последнем случае, для интерпретации главного эффекта и установления того, какие пары или подмножества уровней статистически значимо различаются (или не различаются), проводят соответствующий post hoc анализ. Если изучается более чем одна независимая переменная, эти независимые переменные могут взаимодействовать таким образом, что эффект одной или более переменных будет зависеть от уровня одной или более оставшихся переменных. Двумя основными типами независимых переменных являются межгрупповые (between-group) и интраиндивидные (within-subject) переменные. Межгрупповые переменные предполагают использование различных испытуемых для каждого уровня, что позволяет осуществлять последующие сравнения уровней на основе сравнений независимых групп испытуемых. Интраиндивидные переменные предполагают использование тех же самых (или сопоставимых) испытуемых для более чем одного уровня, что позволяет осуществлять последующие сравнения уровней на основе сравнений тех же самых (или сопоставимых) испытуемых. Испытуемые могут распределяться по эксперим. условиям различными способами. При однофакторном плане (one-way design) испытуемые могут либо случайно распределяться по различным уровням (межгрупповой план), либо тестироваться на каждом уровне (интраиндивидный план). При двухфакторном плане (two-way design) к.-л. одна или обе независимые переменные могут выступать в роли интраиндивидных или межгрупповых переменных. Наиболее простым двухфакторным планом яв-ся полностью рандомизированный факторный план с испытуемыми, случайно только одному уровню каждой переменной, и с условиями воздействия, включающими все возможные комбинации уровней. План по меньшей мере с одной межгрупповой и хотя бы с одной интраиндивидной переменной называется смешанным планом (mixed design). В этом случае испытуемый (или группа сопоставимых испытуемых) обычно называется "блоком" (термин, пришедший из области сельскохозяйственных работ), и предполагается, что при отсутствии влияния независимых переменных на выполнение наблюдения внутри каждого блока будут идентичными (в пределах ошибки измерения). Кэмпбелл и Стэнли описывают три плана подлинных экспериментов (true experimental designs): план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой; план Соломона для четырех групп и план с тестированием только после воздействия и контрольной группой. Каждый из этих трех экспериментов требует случайного распределения испытуемых по условиям и обладает достаточными средствами контроля, обеспечивая тем самым более надежную основу для последующих выводов о причинно-следственных отношениях в сравнении с др. планами. Набор независимых переменных может увеличиваться через использование факторных методов. Квазиэкспериментальные планы предполагают использование переменных, к-рыми не может манипулировать или к-рые не может контролировать исследователь, напр., пол или партийная принадлежность (без контрольных групп). Такие планы включают эксперим. планы с временными рядами (с проведением повторных замеров на одном испытуемом или группе испытуемых с одним или несколькими промежуточными условиями между замерами) план с неэквивалентной контрольной группой и предварительным и итоговым тестированием (подобный плану с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой, но без случайного распределения испытуемых в отношении условий); и план с множественными временными рядами (являющийся комбинацией двух предыдущих планов). Квазиэкспериментальные планы используются в тех случаях, когда реализации планов подлинных экспериментов препятствуют этические или практ. соображения, и представляют собой компромиссный вариант, допускающий возможность получения некоторых выводов о причинно-следственных отношениях. Корреляционные планы и планы ex post facto не позволяют делать выводов о причинно-следственных отношениях, но могут обладать эвристической ценностью (в смысле генерирования гипотез для дальнейших исследований). Планы ex post facto сравнивают уже существующие группы и могут использовать ретроспективные данные (данные, собираемые в настоящем, основанные на воспоминаниях о прошлом) и подбирать испытуемых на основе архивных или ретроспективных переменных. Ретроспективные данные вызывают серьезные проблемы с валидностью, поскольку люди имеют тенденцию согласовывать воспоминая со своими текущими взглядами. Такие планы обладают меньшей мощностью, чем планы подлинных экспериментов, но могут быть более этичными и легкими в реализации. Все Э. м. должны использоваться с большой тщательностью и осторожностью, с вниманием к этическим, практ. и статистическим соображениям. Научная теория строится на многократных, согласующихся результатах исслед.; единичное исслед. дает лишь частицу информ. для научной оценки. См. также Дисперсионный анализ, Исследование методом двойного ослепления, Контрольные группы, Методология (научных) исследований М. Эллин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

внешне может показаться схожим с методом интроспекции (-> интроспекция), но имеет существенные отличия:

1) для эксперимента берется не опытный в самонаблюдении специалист, а "наивный" наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше;

2) от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о воспринятом, - в тех терминах, коими он пользуется повседневно.

Задача экспериментатора - придумать экспериментальный прием, который заставит таинственный психический процесс раскрыться и обнажить свои механизмы. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ "внутреннего опыта", аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях - все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах.

Изменение отношения к интроспекции выражается и терминологически: методу интроспекции противоставляется использование данных самонаблюдения. Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто - значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания. К тому же предполагается обращение к фактам сознания как к явлениям или "сырому материалу"; регистрация фактов сознания - не метод исследования, но лишь один из способов получения исходных данных. Для вскрытия связей экспериментатору надлежит в каждом случае применить специальный методический прием; он должен полагаться на изощренность собственного ума, а не изощренность самонаблюдения-интроспекции испытуемого.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Экспериментальный метод

Experimental method). Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависимую) переменную.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности"

Экспериментальный метод

Experimental method) — процедура обнаружения причинных процессов посредством систематического манипулирования некоторыми аспектами ситуации.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология: глоссарий к книге

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

См. эксперимент и научный метод.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Экспериментальный метод

experimental design). Широкий термин, обозначающий выбор исследователем обстановки, испытуемых, способов измерения, а также многие другие аспекты, которые необходимо учитывать для проведения осмысленных и валидных экспериментов.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека

Шибаева Л.В.
Скачать PDF

Разработка методики количественной оценки показателей социальной креативности в экспериментальных ус

Фиников Семен Борисович, Разумникова Ольга Михайловна
Под социальной креативностью, аналогично подходам к определению образной или вербальной креативности, понимают способность к гибкой организации новых форм социального взаимодействия: успешной инновационной деятельности коллектива или социальной адаптации отдельного индивидуума. Для исследования социальной креативности в экспериментальных условиях разработана методика ее количественной оценки и создана база данных (с участием 340 человек), позволяющая определить показатели оригинальности, беглости и гибкости генерации идей при интерпретации различных социальных ситуаций. Сопоставление полученных в группе студентов (156 человек) показателей социальной креативности и компонентов социального интеллекта показало информативность разработанной методики. Корреляционный анализ данных выявил тесную взаимосвязь между всеми показателями креативности, а также между ними и всеми субкомпонентами социального интеллекта. Обнаружены половые различия в показателях социальной креативности: девушки обладают более высоким уровнем беглости и гибкости в интерпретации социальных стимулов, чем юноши.
Скачать PDF

Методика и результаты экспериментальных исследований по оценке психомоторных реакций курсантов

Примакина Е.И.
В статье обосновывается применение информационных мер Шеннона и Кульбака для количественной автоматизированной оценки моторных функций операторов-курсантов. Предложен математический аппарат формирования траектории сигнала, выступающего в качестве стимула на экране монитора. Сформирована психофизиологическая модель, учитывающая искажения стимулирующих сигналов при тестировании. По мнению автора, полученные результаты станут основой технических решений для совершенствования перспективных технических средств обучения и тестирования по совершенствованию профессионально значимых навыков курсантов-операторов.
Скачать PDF

Экспериментальная проверка метода обучения и математической модели процесса формирования навыка у пи

Барабанов Максим Валентинович, Коваленко Геннадий Владимирович, Михальчевский Юрий Юрьевич
Для преодоления недостатков индикации авиагоризонтов (АГ) типа «вид с воздушного судна (ВС)», при использовании которых пилоты нередко допускают ошибки при ведении пространственной ориентировки, авторами предложен метод обучения, в процессе которого, на первом этапе, используются только изображение ВС. На последующих этапах по изображению ВС и по показаниям АГ. Обучение состояло из пяти упражнений, целью которых было обеспечить наглядность и постепенность процесса обучения данному навыку с одновременным повышением надежности его реализации в полете. Кроме того, был построен вариант математической модели накопления информации в процессе предложенного метода обучения. Построение, структура и результаты апробации математической модели приведены в статье. Результаты эксперимента свидетельствуют об увеличении вероятности безошибочной работы студентов-пилотов, обучавшихся по предложенной методике (экспериментальная группа) до 0,892, в контрольной группе вероятность составляла 0,726. Таким образом, статистически достоверно была повышена надежность ведения пространственной ориентировки у обучавшихся студентов-пилотов по предложенной методике.
Скачать PDF

Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии

Корнилова Татьяна Васильевна
Опора на экспериментальную парадигму то общее, что объединяет научные школы в психологии. Экспериментируя, исследователь разрабатывает определенные экспериментальные модели, отражающие его понимание причинно-следственных отношений в изучаемой психологической реальности. В статье анализируются основы экспериментального метода и ошибки в его представлении с позитивистской платформы, «описательной» психологии и в его противопоставлении гуманитарной парадигме в психологии.
Скачать PDF

Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных о

Стрижова Елена Николаевна
Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости. У юношей увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.
Скачать PDF

Организация опытно-экспериментальной работы по применению методики формирования психической готовнос

Камалиева Г.А.
В свете меняющихся отношений в сфере физической культуры и спорта очень сложно противостоять трудностям и препятствиям, возникающим в процессе соревновательной деятельности спортсменов. Материал. В статье раскрыта сущность опытно-экспериментальной работы по применению методики, специально разработанной для данной ситуации. Акцент в работе сделан на экспериментальное обоснование методики преодоления трудностей и соревновательных препятствий, возникающих в спортивной деятельности волейболистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки, психодиагностика, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Разработана методика формирования психической готовности волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей. Опытно-экспериментальная работа по проверке методики проводилась в три этапа на базе федерации волейбола города Альметьевск. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе методика применялась исходя из потребностей, выявленных в ходе опроса. В контрольной обучение проходило по стандартной форме. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что применение экспериментальной методики приводит к существенному повышению быстроты принятия тактических решений, оптимизации психоэмоционального состояния в условиях неожиданного возникновения соревновательных препятствий и трудностей, к повышению эффективности соревновательной деятельности. Заключение. Разработанная нами методика формирования психической готовности спортсменов способствует повышению уровня развития специальных знаний, умений, эмоциональной устойчивости к трудностям и интеллектуальных способностей спортсменов, таких как способность к восприятию, концентрация внимания, оперирование мыслительным'' материалом, память, логическое мышление, быстрота принятия решений.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Методика «Цветоассоциации буквенных знаков» цабуз-т, разработанная на основе концепции самоорганизую

Ахметова Л.В.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: