Экспериментальные исследования памяти это что такое Экспериментальные исследования памяти: определение — Психология.НЭС
Экспериментальные исследования Экспериментальные методы

Экспериментальные исследования памяти

Найдено 1 определение:

Экспериментальные исследования памяти

memory experiments) В одной из ранних работ У. Бернхем описал эксперим. методы измерения памяти в отношении вербального или визуального материала, к-рые включали метод воспроизведения, введенный Германом Эббингаузом, и метод узнавания, используемый ранее Эрнстом Вебером в своих психофизических экспериментах по последовательному сравнению длины линий и тяжестей. В более совр. исслед. сохранения и вспоминания также измерялось время, затрачиваемое на сравнение элемента, фигуры или предложения при последовательном восстановлении материала в памяти, а тж использовались такие меры, как частичный отчет, пробное воспроизведение, темпы заучивания и показатели сбережения (время на доучивание). Исследователи изучали влияние на сохранение, вспоминание и забывание разнообразных эксперим. переменных, включ.: типы заучиваемого или запоминаемого материала (слова, предложения, рассказы, неподвижные и движущиеся изображения, абстрактные и конкретные формы); сенсорные модальности предъявляемых стимулов (напр., зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные); скорость и способы предъявления материала (от медленной до быстрой и одновременное предъявление в сравнении с последовательным, порционное или частичное в сравнении с целостным, многомерное и комплексное в сравнении с одномерным предъявлением). Э. и. п. включают изучение эффектов промежуточной или предшествующей деятельности, повседневных дел, искусственных лабораторных ситуаций, аномалий ("абсолютная" память) и патологических потерь вследствие хирургических операций, амнезии или др. мозговых изменений (вызванных, напр., наркотиками, алкоголем, старением), а также изучение случаев "уникальной" сенсорной памяти (иконической или акустической), первичной или оперативной памяти и долговременной памяти. Теорет. гипотезы, выдвигавшиеся для объяснения процессов памяти, послужили толчком к исслед. влияний разнообразных дополнительных переменных на память: концентрации в сравнении с распределением повторений или упражнений; смыслового значения или организационных факторов вербального материала; стратегий обработки информ. при восприятии запоминаемых событий (глубина обработки); сроков, на к-рые запоминается материал; и влияний группы или соц. факторов на память. Э. и. п. проводятся с использованием таких простых инструментов как карточки, карандаши, бумага и секундомеры; более сложных приборов, таких как тахистоскопы, позволяющие регулировать скорость предъявления материала, оборудованные устройствами для регистрации времени реакции нажатия пальцем или времени вербальной реакции; и совр. миникомпьютеров и микрокомпьютеров с программируемым автоматическим предъявлением вербальных или визуальных материалов, с соответствующими устройствами, регистрирующими голосовые реакции или реакции нажатия пальцем, а также оценивающими наряду со временем реакции правильность воспроизведения. См. также Забывание, Методология (научных) исследований, Память Н. С. Андерсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Экспериментальные исследования памяти — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Концепции памяти: история развития и современные исследования

Савельев Александр Евгеньевич
В статье анализируется развитие представлений о памяти и ее моделей с Античности до настоящего времени.
Скачать PDF

фМРТ-ИССЛЕДОВАНИЕ УДЕРЖАНИЯ В РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ

Розовская Рената Исааковна, Печенкова Екатерина Васильевна, Мершина Елена Александровна, Мачинская Регина Ильинична
В статье представлены результаты фМРТ-исследования мозговой организации рабочей памяти в период удержания зрительных стимулов различной эмоциональной окраски. Исследование было посвящено ответу на вопрос о том, как реализуется влияние эмоциональной окраски информации на процессы рабочей памяти: модулируют ли эмоции активность единой функциональной системы рабочей памяти или в зависимости от эмоциональной окраски запоминаемой информации актуализируются полностью или частично различные функциональные системы мозга. В эксперименте принял участие 21 испытуемый. В качестве материала использовались фотоизображения различной эмоциональной валентности (отрицательно окрашенные, положительно окрашенные и нейтральные) из международных баз данных IAPS и GAPED. Испытуемые запоминали оригинальное изображение, а по окончании периода удержания его в рабочей памяти (около 10 сек) выполняли задачу поиска изменений. Регистрировались ошибки, время реакции и BOLD-сигнал (фМРТ). Были обнаружены значимые различия как в эффективности выполнения когнитивной задачи, так и в мозговой организации периода удержания информации в рабочей памяти для негативно окрашенных стимулов по сравнению с нейтральными. Негативная окраска зрительной информации снижает эффективность ее удержания в рабочей памяти по сравнению с нейтральной. Данные фМРТ свидетельствуют о различной топографии активированных корковых и глубинных структур мозга при удержании в рабочей памяти изображений разной эмоциональной валентности, что позволяет предположить формирование разных функциональных систем мозга. Сопоставление результатов фМРТ-исследования и данных об успешности выполнения задачи позволяет предположить, что отрицательная эмоциональная окраска информации при ее сочетании с высоким уровнем эмоционального возбуждения препятствует формированию оптимальных для данного вида когнитивной деятельности функциональных систем мозга.
Скачать PDF

Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхо

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г.
Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: иссл

Дюмон Н.Н.
Скачать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом. Показано, что самую низкую пороговую реакцию слуховой анализатор имеет для сигналов с большими меллиновскими частотами. Доказано, что устойчивыми параметрами стимулов являются количество волн колебаний в импульсе и энергия сигнала.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет

Андерсон Мария Николаевна
Проблема распознавания эмоций в последнее время заслуживает все больше внимания со стороны ученых-психологов. В статье представлены материалы эмпирического изучения способности к распознаванию эмоций детьми в возрасте от шести до одиннадцати лет. Автору удалось показать неравномерный характер этой способности, а также критический характер восьмилетнего возраста в развитии способности к распознаванию эмоций гнева, страха, удивления, презрения и отвращения. Кроме того, рассмотрена проблема влияния фактора пола и возраста на успешность распознавания эмоций.
Скачать PDF

Возможности экспериментально-генетического метода проектного типа в интеграции исследований человека

Шибаева Л.В.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование внутренней картины здоровья в юношеском возрасте

Васильева О.С.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование состояния психологического климата в группах слабослышащих младших шк

Скворцова Марина Владимировна
Представлены результаты исследования особенностей психологического климата в группах слабослышащих младших школьников и способов его оптимизации. Анализируются изменения в структуре неформальных межличностных отношений слабослышащих детей до и после проведения обучающего эксперимента.
Скачать PDF

Экспериментальные исследования элементов и констант дидактики

Берднова Екатерина Владимировна
В статье приведены результаты экспериментальных исследований элементов и констант дидактики, описанных ранее в работе автора «Элементарная дидактика». К ним отнесены скорость осознания информации и усвоения новых знаний, базовая константа, представляющая собой отношение количества базовых знаний к количеству тех, что предполагается освоить в процессе обучения; количество характеристик, формирующих образ, и возрастной порог обучения. Установлен квантовый характер запоминания на уровне оперативной памяти (на уровне сознания) и среднестатистический разброс объёмов формирования долговременной памяти (на уровне подсознания) у современной молодёжи.
Скачать PDF

Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов

Киселева Надежда Анатольевна
В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление новой науки на основе марксистской идеологии и создание объективной методологии в противовес идеалистической психологии.
Скачать PDF

Похожие термины: