Эффекты социально-психологические это что такое Эффекты социально-психологические: определение — Психология.НЭС
ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Эффекты экспериментатора

Эффекты социально-психологические

Найдено 1 определение:

Эффекты социально-психологические

устойчивые, достаточно легко определяемые как экспериментально, так и в реальной повседневной жизни закономерности, отражающие особенности межличностных отношений в группе и раскрывающие психологическую специфику тех процессов, хоть порой и в упрощенном, схематическом виде, но содержательно характеризуют основные параметры контактного взаимодействия и общения. В социально-психологической науке традиционно, хотя далеко не всегда обоснованно, «разводят» эффекты и феномены. При этом каких-то более или менее содержательных критериев этой дифференциации практически не существует, если не считать попытки в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений выявить целый комплекс социально-психологических феноменов (референтность, мотивационное ядро межличностных выборов, коллективистская идентификация, коллективисткое самоопределение, атрибуция ответственности за успехи и неудачи и т. д.), характер, выраженность и направленность которых позволили бы диагностировать уровень социально-психологического развития общности, что, по сути дела, и отличало бы социально-психологические феномены межличностных отношений от комплекса социально-психологических эффектов, связанных, прежде всего, с теми особенностями протекания процесса взаимодействия и общения в контактных группах, которые определяются не столько уровнем развития последних, сколько спецификой протекания межличностного восприятия в сообществах любого типа. Наиболее известными в социально-психологической науке являются эффект бумеранга, эффект новизны, эффект ореола. Психологическая суть эффекта бумеранга заключается в том, что в целом ряде случаев усилия воздействующего, особенно если к нему по тем или иным причинам подорвано доверие, приводят к прямо противоположному желаемому результату. Так, например, индивид, в действиях которого оппоненты распознали мотив манипулирования, сам нередко становится объектом внешней манипуляции. Психологическая суть эффекта новизны заключается в том, что не вся информация о социальном объекте может рассматриваться как рядоположенная, равнозначная. Так, если речь идет о значимом партнере по общению, как наиболее важная запоминается первая информация, но при этом завершающая информационный ряд. Что касается информации о нейтральном социальном объекте, то именно самый первый, начальный информационный блок оказывается при оценке решающим. Эффект ореола отражает существующую закономерность межличностного восприятия, когда в условиях очевидного недостатка информации о партнере по взаимодействию и общению формируется общее либо негативное, либо позитивное впечатление. При этом вновь поступающая в дальнейшем уточняющая информация, как правило, рассматривается в качестве второстепенной по сравнению с той, которая была осмысленна изначально. По сути дела, речь в данном случае идет о стереотипизации, о формировании консервативных шаблонов восприятия и оценки типа качеств «окончательного вывода». Понятно, что в ряде ситуаций подобный упрощенный подход к оценке другого может оказаться не просто верным, но и ресурсно сберегающим способом выстраивания алгоритма взаимодействия, а в ряде случаев — ошибочным, деструктивным и потому разрушающим возможности налаживания продуктивной совместной деятельности. Конечно, перечень социально-психологических эффектов может быть существенно расширен, но вышеперечисленные эффекты межличностного восприятия не только наиболее проработаны в рамках социально-психологической науки, но и являются по своей содержательной сути, если так можно выразиться, наиболее масштабными.

Ярким проявлением эффекта бумеранга может служить ситуация, сложившаяся в СССР в 70-х — 80-х гг. прошлого века. Все усилия советской пропаганды, доверие к которой у значительной части населения было уже подорвано, доказать преимущества «развитого социализма» перед «загнивающим Западом» не только не достигали желаемой цели, но, напротив, порождали еще более критическое отношение к советской действительности. Более того, действие эффекта бумеранга обусловливало в данной ситуации совершенно некритичное восприятие альтернативной информации, транслируемой зарубежными радиостанциями. Эффект бумеранга также достаточно часто присутствует в детско-родительских отношениях, особенно в подростковый период. Убедившись к этому моменту, что реальное поведение родителей (как и других значимых взрослых, например, учителей) далеко не всегда соответствует декларируемым ими нормам и принципам, многие подростки, особенно сталкиваясь с запрещающим воздействием с их стороны, проявляют поведенческую активность, прямо противоположную предписываемой. Особенно это характерно для авторитарных и традиционалистских семей, в которых дети, достигнув определенного возраста, нередко начинают реализовывать ранее жестко подавляемые потребности в автономии и проявлении инициативы в крайне деструктивных и опасных формах, таких как беспорядочная половая жизнь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество и т. п.

Эффект новизны, который в социально-психологической литературе также обозначается как эффект первичности и новизны, неоднократно был зафиксирован в экспериментальных исследованиях. Так, в ходе одного из экспериментов «четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала»1. Аналогичный результат был получен в одном из экспериментов С. Аша. Одной группе испытуемых предлагалось прочитать фразу: «Джон — человек интеллектуальный, трудолюбивый, импульсивный, привередливый, упрямый и завистливый», другой же: «Джон — человек завистливый, упрямый, привередливый, импульсивный, трудолюбивый и интеллектуальный». После этого всем испытуемым предлагалось высказать свое общее впечатление о незнакомом им Джоне. В результате, «...те ..., кто читал прилагательные в порядке от «интеллектуальный» до «завистливый», оценивали Джона более позитивно, чем те, кому досталось описание с обратным порядком»1. Как отмечает Г. М. Андреева, «такой эффект получил название “эффекта первичности” и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует “эффект новизны”, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой»2.

Заметим, что эффект первичности и новизны, связанный с межличностным восприятием, не следует путать с эффектами первичности и вторичности, выявленными в ряде исследований коммуникативного процесса и социального влияния. В этом случае эффект первичности предполагает, что «при прочих равных условиях воздействие информации, представленной раньше, обычно сильнее». В эксперименте Н. Миллера и Д. Кэмпбелла группе студентов предлагалось прочитать отчет о реальном судебном процессе. При этом экспериментаторы «...поместили показания свидетелей и аргументы прокурора в один том, а показания свидетелей защиты и доводы адвоката — в другой. Студенты читали оба тома. Неделей позже они высказывали свое мнение, причем большинство отдавало предпочтение той стороне, с материалами которой удалось ознакомиться в первую очередь. Используя отчет о реальном уголовном процессе, Гэри Уэллс с коллегами обнаружил аналогичный эффект первичности, варьируя время вводного слова защитника. Его заявления были более эффективны, если делались до показаний свидетелей обвинения»3.

Однако, в другой версии эксперимента Н. Миллера и Д. Кэмпбелла был зафиксирован прямо противоположный результат. В новой модификации эксперимента, «Миллер и Кэмпбелл предложили другой группе студентов прочитать по одному из томов отчета. Неделей позже исследователи давали каждому возможность прочесть оставшийся том и просили испытуемых сразу же сформулировать свое мнение». Теперь большинство испытуемых склонялось к точке зрения, вытекавшей из последней полученной информации. Это позволило сделать вывод о том, что в определенных ситуациях действует эффект вторичности, выражающийся в том, что «последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние». По мнению Д. Майерса эффект вторичности имеет место при наличии двух условий: «1) когда два сообщения разделяет достаточно длительное время; и 2) когда аудитория принимает решение вскоре после второго сообщения». При этом, как считает Д. Майерс, «если оба сообщения следуют одно за другим, а потом проходит какое-то время, обычно имеет место эффект первичности»4.

Что касается эффекта ореола, то как показал целый ряд экспериментальных исследований, он «...наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. ... В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из “любимых”, а другая — из “нелюбимых” детей. Хотя “любимые” (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а “нелюбимые” выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки “любимым”, а отрицательные — “нелюбимым”. ... В другом эксперименте был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренние, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные. Таким образом, эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль своеобразного фильтра при “прочтении” партнера по общению»1.

Надо сказать, что эффект ореола представляет особую практическую значимость для социальных психологов, работающих с малыми группами, поскольку именно он существенно усиливает действие проективной идентификации при распределении базовых ролей на первой стадии группового развития.

Практический социальный психолог, работая со вверенной его профессиональному попечению группой или организацией, должен учитывать универсальный характер вышеописанных эффектов межличностного восприятия и взаимодействия и контролировать не только их конкретные проявления в рамках внутригрупповой активности, но и сам факт возникновения этих стереотипов и их стабилизации в индивидуальном сознании членов сообщества, особенно если, по его мнению, это оказывает влияние на характер и интенсивность общегрупповой активности.

Оцените определение:

Источник: Азбука социального психолога-практика

Найдено рефератов по теме Эффекты социально-психологические — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологический профиль эффективного руководителя в условиях социально-экономической нестабильности

Черницкая Екатерина Евгеньевна
Основная проблема, рассматриваемая в статье, отличие успешных руководителей, способных эффективно действовать в условиях социально-экономической нестабильности, от неуспешных. Основная цель исследования создание индивидуально-личностного портрета эффективного руководителя, который отвечает современным требованиям рынка. В статье отражаются основные результаты эмпирического исследования.
Скачать PDF

Критерии эффективности применения психологического тренинга в процессе подготовки социальных педагог

Порхун Лариса Витальевна
Статья посвящена анализу критериев эффективности новых технологий в системе повышения квалификации социальных педагогов в виде психологического тренинга как средства активизации стремления к самопознанию и саморазвитию данных специалистов.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы эффективности деятельности руководителя

Бурмистрова Ольга Николаевна
Дан анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности руководителя. Приводятся результаты исследования, построенного на основе гипотезы о совокупном влиянии на руководителя внешних и внутренних факторов.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как фактор эффективности управленческой и педагогической де

Ахмеджанова Д. Р.
В статье рассматриваются понятия управленческой деятельности и педагогической деятельности, их психологические особенности. Социально-психологическая компетентность руководителей различных организаций представляется автору важнейшим условием управленческой деятельности в любой сфере. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся для достижения заданных результатов обучения. В статье анализируются методы и стили управления, дается обзор психологических подходов к проблеме их совершенствования. Задача психолога, работающего в сфере управления и образования, состоит в проведении прикладных исследований в организациях и в пропаганде социально-психологических знаний среди руководителей и преподавателей.
Скачать PDF

Взаимосвязь социально-психологической и предметно-деятельностной эффективности и сплоченности произв

Ульянова Наталья Юрьевна
В статье раскрыты многомерные модели групповой сплоченности и эффективности. Приведены результаты исследования особенностей взаимосвязи видов эффективности и сплоченности, выполненного на выборке производственных групп.
Скачать PDF

Психологические компоненты нравственной сферы подростков с выраженным эффектом социальной желательно

Молоканова Мария Сергеевна
В работе рассматривается нравственное становление личности в подростковом возрасте, влияние социальной ситуации развития на формирование нравственного самосознания. Описывается исследование компонентной структуры нравственной сферы на примере воспитанников детского дома.
Скачать PDF

Социально-психологические эффекты, возникающие в группах устойчивого состава в тренинге личностного

Миллер О. М., Черепанова Е. В.
Социально-психологический тренинг считается одним из важных факторов развития самосознания. Обсуждается возможность такого развития в результате проведения тренинга в группах встреч и в устойчивых студенческих группах. Стабильные студенческие группы характеризуются сложившимися межличностными отношениями. Показано, что влияние уже существующих межличностных отношений между студентами делает невозможным развитие их рефлексивных способностей.
Скачать PDF

Танцевально-психомоторный метод как эффективный метод коррекции социально-психологической адаптации

Куликова Анна Николаевна
Рассматривается практика использования танцевально-психомоторных техник как одного из методов, которые можно использовать в программах социально-психологической адаптации людей с патологией зрения.
Скачать PDF

Социально-психологическое обеспечение эффективной деятельности отрядов милиции особого назначения МВ

Андреев С. В.
В статье представлен анализ актуальной проблемы социально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности отрядов милиции особого назначения МВД России. Рассмотрены функциональные задачи и особенности службы данных подразделений, выявлена необходимость развития эффективности деятельности в малых группах ОМОН МВД России. Определены пути повышения эффективности групповой деятельности путем актуализации организованности группы и ее компонентов с помощью приборов-моделей.
Скачать PDF

Эффективность как социально-психологическая категория: онтологический подход

Боровиков Дмитрий Александрович
Рассматривается категория «эффективность» в рамках диспозиционного и ситуационного подхода. Обосновывается возможность исследования эффективности субъекта в рамках онтологического подхода. Формулируется перспективное направление исследований эффективного поведения.
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация работников и эффективность малых групп

Коваль Елена Сергеевна, Сидоренков Андрей Владимирович
В статье представлены результаты исследования адаптации работников в малой группе и неформальных подгруппах, а также связи адаптации с воспринимаемой работниками социально-психологической и предметно-деятельностной эффективностью группы и подгрупп. Обследовано 239 работников в 27 структурных подразделениях с разным профилем деятельности. Установлено, что работники, включенные в неформальные подгруппы, имеют более высокую адаптацию в своих подгруппах, чем в группе в целом. На уровне группы адаптация имеет более сильную положительную корреляцию с показателями социально-психологической эффективности, чем с показателями предметно-деятельностной эффективности. Связь между адаптацией и показателями социально-психологической эффективности выше на уровне малой группы, чем неформальной подгруппы.
Скачать PDF

Анализ эффективности реализации программы социально-психологического тренинга подготовки несовершенн

Низовец Е. Н.
В статье представлены данные формирующего эксперимента, направленного на развитие социально-психологической компетентности несовершеннолетних осужденных, как результата подготовки к жизни на свободе.
Скачать PDF

Похожие термины: