ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Найдено 1 определение:

ЭФФЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

нежелательные побочные явления (артефакты), искажающие истинную картину изучаемого процесса. Одним из них является эффект Розенталя, заключающийся в том, что экспериментатор, желая получитьтот или иной результат, непроизвольно действует на испытуемых так, что ожидаемый результат находит свое фактическое подтверждение. Близким к рассмотренному является эффект Хоторна, суть которого состоит в следующем. Если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора. Для устранения этих эффектов разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы лучше проводить без ведома экспериментатора. Ограничивает также вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность использование компьютеров для съема и переработки получаемых данных. Целесообразно также держать испытуемых в неведении о принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. На результаты психологического исследования может оказать влияние присутствие (даже пассивное) других людей, в т. ч. и самого исследователя (эффект аудитории). Поэтому желательно, насколько это возможно, чтобы испытуемый не знал, что он является объектом психологического наблюдения или эксперимента. При изучении каких-либо качественных показателей может сказаться эффект первого впечатления (эффект ореола): при оценке человека или черт его характера, свойств личности наибольшее значение придается первому впечатлению. Все последующие сведения, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные. Для исключения этого желательно использовать метод обобщения независимых характеристик. В некоторых случаях может наблюдаться и эффект бумеранга (от англ. boomerang — метательное оружие, возвращающееся к владельцу), заключающийся в том, что при воздействии экспериментатора на испытуемых получается результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект возникает в том случае, если потеряно доверие к экспериментатору, напр., вследствие неприязни к нему; долгого, нудного и однообразного характера предъявления инструкций и указаний испытуемому; неприятия им этих указаний и т. п.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование эффективности индивидуального психологического профконсультирования безработных в служб

Бендюков Михаил Александрович
В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуального психологического консультирования безработных. Показано, что психологическое профконсультирование является эффективным средством поддержки конструктивного разрешения кризиса занятости, повышает субъективную готовность к принятию решений о трудоустройстве и значительно улучшает психоэмоциональное состояние безработных. Определены основные направления повышения эффективности профконсультационной работы с безработными. Предложен инструментарий для разработки стандартизированной методики оценки индивидуальной профконсультационной работы с безработными в Службе занятости.
Скачать PDF

Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков

Мантикова Анна Владимировна
Тренинг коммуникативных навыков рассматривается в качестве самостоятельного средства оптимизации содержания подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) в старшем подростковом возрасте. Поскольку подростковый возраст характеризуется высокой степенью личностной нестабильности, а содержание родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности не подвержено изменениям через воздействие различных общественных институтов, то единственный способ гармонизации ценностно-потребностных подструктур коррекция содержания общественной подструктуры ЦПСЛ. Выбор тренинга в качестве инструмента воздействия обусловлен рядом факторов. Во-первых, влияние общественных институтов в процессе социализации имеет опосредованный характер; в качестве посредников выступают различные малые группы, устойчивые и временные, а также отдельные референтные для подростка личности. Во-вторых, формат социально-психологического тренинга создает два условия, крайне важных для старшего подростка: наличие группы сверстников и наличие потенциального наставника, в качестве которого выступает тренер. В старшем подростковом возрасте родители зачастую не выполняют роль наставника, однако потребность в общении с референтным лицом старшего возраста в процессе социально-психологической адаптации не менее важна, чем взаимодействие в среде ровесников. Помимо того, что снижение конфликтогенности родовой и общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности подростка можно непосредственно измерить соотношением выраженности ценностно-потребностных зон, появляется также возможность оценки психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Для этого проведено сплошное исследование подростков профучилища г. Абакана Республики Хакасия, состоящее из 5 этапов. На предтренинговом (первом) этапе продиагностирован 91 подросток, вычислен индекс социально-психологической адаптации подростков. Затем, после реализации тренинга (второй этап), состоящего из 18 занятий, проведено три уровня ретеста: непосредственно по завершению тренинговой программы, через полгода и через 1 год. Таким образом, отслежена динамика психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в процессе реализации системного подхода к социально-психологическому сопровождению старших подростков в условиях обучения в профессиональных училищах. Тренинг коммуникативных навыков может сформировать такие коммуникативные аттитюды, которые, с одной стороны, будут способствовать бесконфликтному общению, а с другой не будут противоречить потребностям родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка.
Скачать PDF

Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях

Статья посвящена проблемам и направлениям изучения эффективности социально-психологического консультирования и психотерапии в зарубежных исследованиях. Обсуждаются наиболее актуальные вопросы методологии исследований консультирования и эффективности. Рассматриваются функции психологической помощи в современной цивилизации. Особое внимание уделяется критике возможностей психологической помощи и обсуждению ее негативных эффектов в развитии человека и социума.
Скачать PDF

Экспериментальные исследования по оценке эффективности слуховой функции человека при бинауральном во

Родичкин П.В., Закиров А.Д.
Экспериментально изучена эффективность слуховой функции человека при обнаружении сигналов с гиперболической модуляцией в условиях их маскировке «белым» шумом. Показано, что самую низкую пороговую реакцию слуховой анализатор имеет для сигналов с большими меллиновскими частотами. Доказано, что устойчивыми параметрами стимулов являются количество волн колебаний в импульсе и энергия сигнала.
Скачать PDF

Исследование эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД Ро

Озеров Виктор Петрович, Солодовник Дмитрий Алексеевич
Актуальность предлагаемой к публикации статьи по исследованию эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования психомоторного самоконтроля курсантов вузов силовых ведомств России на занятиях по физической подготовке. В исследовании определены объект, предмет исследования, а также его цель, выразившаяся в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке, достигаемая с помощью решения ряда научно-теоретических и экспериментальных задач, более подробная характеристика которых изложена в тексте статьи. Объектом исследования выступили психомоторные способности учащейся молодежи. Предметом исследования стали особенности проявления психомоторного самоконтроля курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке.
Скачать PDF

Исследование эффективности профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП с учетом типа вза

Иванова Вера Семеновна
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном – многопрофильном – подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микрои макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида. Определение критериев эффективности психологического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом с ДЦП базируется на результатах проведенной психологом по разным направлениям исследовательской практической работы сопровождения.
Скачать PDF

«Эффект Пигмалиона» в управлении: исследование трудовой мотивации и поведенческих стереотипов в прин

Катунина И.В.
The article is devoted to the important problem «Effect of Pygmalion» in Management: manager is not only making an imagination about effective work among employers, but also influences on their attitude to work and to themselves. Investigation of working motivation and stereotypes in making decision by students of Omsk State Transport University showed low level of expectations of attitude to work.
Скачать PDF

Помогает ли подсказка, если она не осознается? Результаты исследования прайминг-эффектов

Агафонов А.Ю., Карпинская В.Ю.
Представленны исследования, базирующиеся на экспериментальной парадигме прайминга. Изучались эффекты влияния неосознаваемой информации на работу сознания. Эксперименты по динамическому праймингу дают основания предполагать, что существуют когнитивные механизмы, позволяющие регулировать степень воздействия неосознанно воспринятой информации на актуальную когнитивную деятельность, механизмы функционируют на основе комплексного семантического анализа серии неосознаваемых воздействий и соотнесения неосознаваемого и осознаваемого информационных контекстов. Результаты экспериментов с автостереографическими изображениями свидетельствуют о неосознанном восприятии содержащегося в стереограмме значения. Как и другие типы прайминга-без-осознания предъявление автостереограммы, содержащей ответ, приводит к ускорению решения задачи. Исследование проводилось при поддержке РФФИ, грант 10-06-00169-а.
Скачать PDF

Исследование эффективности использования саморегуляции в управлении психическими функциями в практич

Ровный Анатолий Степанович, Голенкова Ю.В.
Показаны направления усвоения и использования методов саморегуляции в практической деятельности учителей физической культуры. Саморегуляция положительно влияет на обеспечение психологической защиты от психотравмирующих факторов. Обучение саморегулятивным действиям в студенческие годы привело молодых специалистов к изменениям личностных образований. Это дало возможность осуществлять управление психоэмоциональной сферой. Осознанное использование методов и приемов саморегуляции оказывает содействие увеличению показателей мобилизующих компонентов психики.
Скачать PDF

Математическая модель цепи поставок для исследования bullwhip-эффекта

Ярыгин Олег Николаевич
в работе рассматриваются различные подходы к исследованию bullwhip-эффекта, возникающего в цепях поставок при вариабельности спроса в точках продажи, и состоящего в значительном увеличении спроса в звеньях цепи поставок «выше по течению». На основании рекуррентных соотношений строится математическая модель цепи поставок, являющаяся основой для создания имитационной модели
Скачать PDF

Психофизическое исследование эффективности функционирования крупнои мелкоклеточного каналов зрительн

Черенкова Людмила Викторовна, Соколова Людмила Владимировна, Наумова Анна Юрьевна
В настоящей работе проведено исследование влияния специфики обработки зрительной информации в крупноклеточной и мелкоклеточной системах на процессы восприятия целостных образов и эффективность реализации когнитивных процессов у детей дошкольного возраста в норме и при атипичном характере развития разной этиологии. Показано, что снижение эффективности обработки информации в крупноклеточном канале зрительной системы имеет место не только у детей с синдромами аутизма, но и у детей с задержкой психического развития. Если у детей с тяжелыми формами аутизма наблюдается снижение пороговых значений как для последовательного, так и для одновременного контраста, то у детей с аутической симптоматикой и задержкой психического развития снижение пороговых значений отмечается лишь для последовательной контрастной чувствительности и оно находится в прямой зависимости от степени выраженности речевых отклонений. Системный характер когнитивных нарушений позволяет рассматривать речевые дефекты в более широком контексте, с точки зрения их влияния на общий процесс познавательного развития ребенка.
Скачать PDF

Учебная программа по борьбе для девочек-подростков и исследование ее эффективности

Дутова Ирина Викторовна
Разработана и апробирована учебная программа по спортивной борьбе для девочек-подростков. Для оценки ее эффективности использовался комплекс средств, изучающих физическое развитие, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-психических функций, а также уровень развития физических качеств. Проведенные исследования позволяют утверждать, что предлагаемые упражнения положительно влияют на развитие различных сторон двигательной деятельности, способствуя улучшению психоэмоционального состояния, и могут быть рекомендованы для широкого применения в физическом воспитании девочек-подростков.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: