обозначение того факта, что в экспериментах на запоминание существует более высокая вероятность припоминания тех пунктов, которые были предъявлены к концу списка стимулов, чем тех, которые были предъявлены до них ранее. Синоним: Закон (или принцип) недавности.
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ
Недавности эффект
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НЕДАВНОСТИ, ЭФФЕКТ
Положение о том, что в эксперименте на свободное припоминание имеется большая вероятность припоминания тех пунктов, которые были представлены ближе к концу списка (то есть наиболее недавно), чем тех, которые предъявлялись в середине. См. эффект первичности и эффект последовательности. Также известно как закон (или принцип) недавности.
НЕДАВНОСТИ ЭФФЕКТ
явление из области психологии памяти, согласно которому информация, которая была представлена человеку последней по порядку в запоминаемом списке единиц информации или относительно недавно во времени, будет припоминаться человеком лучше, чем информация, которая ему была представлена в начале или в середине соответствующего списка. См. первичности эффект, позиции сериальной эффект.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ
эффект новизны) - Увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда (-> эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и перцепции социальной. Установлено, что эффект недавности зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается задача на обнаружение сигнала, то он сохраняется; если же решается вербальная задача, то он отсутствует. Эффект недавности связан с извлечением информации из памяти кратковременной. Эффект недавности не имеет однозначной интерпретации, как и эффект края. В психологии социальной он известен как эффект новизны; изучается при взаимном восприятии людей и состоит в том, что по отношению к знакомому человеку особенно значимой оказывается последняя (более новая) информация о нем, а как по отношению к незнакомому более значима первая информация (-> эффект первичности). 2. Явление из области восприятия человека человеком (-> человековосприятие). Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает информация, поступающая последней, - самая свежая.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998