ЭФФЕКТ КРАЯ
ЭФФЕКТ КРАЯ
(Э.к.) — он проявляется при непосредственном и при отсроченном воспроизведении материала, явл. результатом корреляции-взаимозависимостей процессов имманентного торможения, кот. действуют по ходу научения и т.о., релаксируют-замедляют его (Эббингауз — Фуко)
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Эффект края
закономерность, обнаруженная немецким исследователем Г. Эббингаузом при изучении механизмов памяти. Для изучения «чистой памяти» им был разработан метод заучивания бессмысленных слогов. В ходе применения такового исследователь обнаружил, что человек намного быстрее запоминает и легче воспроизводит информацию, содержащуюся в начале и в конце заучиваемого материала. Это проявляется как при немедленном, так и при отсроченном воспроизведении.
ЭФФЕКТ КРАЯ
явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Этот эффект установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями других психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Командирам надо ориентироваться на то, что лучшее начало и конец занятий по боевой подговке имеют особое значение в процессе запоминания материала воинами.
ЭФФЕКТ КРАЯ
явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббинхаузом и подтвержден исследованиям и многих психологов. Эффект края проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов торможения внутреннего, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его (-> торможение проективное; торможение ретроактивное). В современных исследованиях эффект края изучается как эффект первичности и эффект недавности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЭФФЕКТ КРАЯ
ЭФЕКТ КРАЮ / THE EDGE EFFECT– 1. В психологии памяти– явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Этот эффект установил немецкий психолог Г. Эббингауз и подтвердили исследования других психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. 2. В психологии мышления– один из феноменов, возникающих в ситуации принятия решения. Относится к искажениям восприятия вероятности наступления событий. Чаще всего проявляется в переоценке либо явной недооценке наступления событий, характеризующихся крайне высокой или крайне низкой вероятностью. Усиливается в ситуации, связанной с риском, реальной либо воображаемой угрозой, а также с наличием выраженного эмоционального фона. Более усложненная разновидность Э. к.– эффект Монте-Карло, когда перераспределение вероятностей в некотором диапазоне событий происходит исходя из субъективных предпочтений принимающего решение субъекта. Наиболее ярко этот эффект проявляется при решении задач с неполной информацией (ставки, азартные игры и т. п.). Также имеются исследования о том, каким образом данный эффект проявлялся в решениях присяжных в судебной системе США. А. С. Солодухо