ЭФФЕКТ КРАЯ
ЭФФЕКТ КРАЯ
явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Этот эффект установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями других психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Командирам надо ориентироваться на то, что лучшее начало и конец занятий по боевой подговке имеют особое значение в процессе запоминания материала воинами.
ЭФФЕКТ КРАЯ
явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббинхаузом и подтвержден исследованиям и многих психологов. Эффект края проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов торможения внутреннего, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его (-> торможение проективное; торможение ретроактивное). В современных исследованиях эффект края изучается как эффект первичности и эффект недавности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998