ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
Эффект бумеранга
эффект воздействия (обычно коммуникативного), противоположный замыслу.
Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
Демонстрация психологической реактивности членами группы, когда лидер пытается применять автократический стиль руководства.
Эффект бумеранга
явление «отраженного воздействия», когда управленческие влияния на исполнителя (или группу) порождают аналогичные по содержанию, но часто более сильные ответные действия с их стороны.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
Бумеранга эффект
англ. boomerang, от австрал. – метательное оружие) – 1. обратный результат попыток разубедить людей в неприемлемости предрассудков или дурных наклонностей, если такие попытки слишком прямолинейны, грубы и способны оскорбить, унизить человека; 2. обратный результат пропаганды здорового образа жизни, если таковая проводится психологически неадекватными методами.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Эффект бумеранга
эффект, заключающийся в том, что при воздействии источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Его причиной служит подорванное доверие к источнику информации, неприязнь воспринимающих ее к источнику таковой и однообразие информации, уже не соответствующей изменившейся ситуации. Э. б. чаще всего проявляется в пропаганде и при педагогических воздействиях.
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
(Э.б) — он фиксируется дефиницируется в психологии пропаганды и педпсихологии, как эффект, кот. заключается в том, что при влиянии источника информации на аудиторию или других субъектов, сам получаемый результат совершенно противоположен ожидаемому, а возникает Э.б., как максима, ввиду того что к источнику информации публика не испытывает доверия или же сама по себе информация инсинуационна, или же консервативна, непрогрессивна.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
англ. boomerang effect) - изменение (сдвиг) ammwmoda (социальной установки, убеждения) в обратном - относительно планировавшегося (целевого, ожидаемого) - направлении (см. Атптпитюда изменение). Син. негативное изменение аттитюда. Э. б. нередко возникает в результате неуклюжих, неделикатных попыток повлиять на чувства, планы, убеждения адресата, аудитории. Напр., успокоительная, по интенции адресанта (врача, министра, главы государства) речь может вызвать прямо против, эффект. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
БУМЕРАНГА ЭФФЕКТ
Изменение установки, которое не только отличается от того, что было намечено, но фактически является его противоположностью. Наиболее часто употребляются в исследованиях изменения установок, в которых установки человека изменяются не в намеченном направлении, а в направлении, значительно отличающемся от него. Это не такой уж редкий результат чрезмерных и грубых попыток разубедить людей в предубеждениях, которых они придерживаются. Также называется отрицательным изменением установки.
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
(от англ. boomerang – метательное оружие, возвращающееся к владельцу) – состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому; наблюдается главным образом в педагогической психологии и в психологии пропаганды. Он возникает, если: 1) подорвано доверие к источнику информации; 2) передаваемая информация долгое время носит однообразный характер, не соответствующий изменившимся условиям; 3) субъект, передающий информацию и вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т.п.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Эффект бумеранга
изменение установки индивида в направлении, существенно отличающемся от предписываемого, рекомендуемого (часто в противоположном направлении), или отрицательное изменение установки, особенно при долгом и настойчивом убеждении. Так, настойчивые призывы старших членов семьи к тому, чтобы входя в дом, ребенок вытирал ноги, могут привести к тому, что ребенок сознательно не будет вытирать ног; чрезмерная политическая агитация за какого-то кандидата может повести к противоположному голосованию многих избирателей, чрезмерная реклама услуг – к равнодушию и т. п.
Ср. Ромео и Джульетты эффект.
Ср. Ромео и Джульетты эффект.
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
от англ. boomerang – метательное оружие, возвращающееся к владельцу) – социально-психологический эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, Э. б. возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т. п. В обыденных условиях Э. б. рассматривается как процесс, когда неграмотное действие или поведение, направленное против др., в результате наносит ущерб самому инициатору (носителю) этого поведения.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
БУМЕРАНГА ЭФФЕКТ
социально-психологическое явление, характеризующее влияние целенаправленной, убеждающей информации на людей. Б.э. проявляется в том, что лицо или организация, которая выступает в качестве источника пропагандистского, агитационного или рекламного воздействия, пытаясь оказать это воздействие на определенную группу людей, побудить их принять точку зрения, в распространении которой они заинтересованы, в действительности получают результат, прямо противоположный ожидаемому: люди, на которых они пытаются оказать воздействие, не только не принимают соответствующей точки зрения, но еще более укрепляются в прямо противоположной точке зрения. Б.э. возникает чаще всего тогда, когда люди, на которых оказывается воздействие, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику информации, предназначенной для изменения их точки зрения. Говорят, что в этом случае Б.э. проявляется в явной форме, т. е. люди поступают вопреки тому, к чему их на самом деле призывают. В неявной форме Б.э. может проявляться тогда, когда люди в момент воздействия на них пропагандистской информации находятся в плохом настроении или им безразлично то, к чему их призывают. В последнем случае мнения людей под влиянием пропаганды, агитации или рекламы фактически не меняются, остаются прежними, как и до начала воздействия. См. психология социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007