ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Найдено 10 определений термина ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

фр. differentiation, от лат. differentia - различие] - 1) разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени; 2) биол. см. Дифференциация филогенетическая; Дифференциация онтогенетическая

Оцените определение:

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Дифференциация (differentiation)

1) Умение отличать собственное «Я» от другого «Я» при взаимодействии. (2) Способность отделять эмоциональные процессы от интеллектуальных; высокий уровень Д. соответствует низкой эмоциональной реактивности.

Источник: Д.Браун, Д.Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге, 2007 г

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Differentiation; Differenzierung) - отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.

"Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно - она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежа-щего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению" (ПТ, пар. 695).

Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое представление о том, кто и что он есть.

ДУХ (Spirit; Geist) - архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое "присутствие".

"Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова "дух" в его наилучшем смысле" (CW 8, раг.626).

"Архетип духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту" (CW 9i, par. 398).

Следует различать дух как психологическое понятие и традиционное представление о нем в религиозном контексте.

"С психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о "высшем" сознании, нежели о бессознательном" (CW 8, par. 643).

"<...> популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога. Фактически это также и идея злого духа. Но в современном понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней" (CW 9i, par. 394).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

как внутригрупповой процесс - положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение - с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются методики социометрические.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Дифференциация

Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она пребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования. Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются ощущение, или чувство, или интуиция - точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе. Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности) /100- Bd.6. S.249, то есть когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией. Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения ("цветной слух"); недифференцированное чувство - от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелевантным делает направленность невозможной - только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению.

Источник: К.Юнг. Словарь терминов

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

differentiation) - 1. В эмбриологии - этап эмбрионального развития, во время которого неспециализированные клетки или ткани становятся специализированными и начинают приспосабливаться к выполнению определенных функций. 2. В онкологии - степень сходства опухолевых клеток с клетками того органа, из которого эта опухоль происходит. Опухоли классифицируются как хорошо, умеренно и плохо дифференцируемые.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

1. В эмбриологии – процесс, посредством которого группа изначально подобных клеток продуцирует ряд клеток различных видов. 2. В социологии – процесс, в ходе которого внутри общества формируются группы, роли, статусы и т.д. В психологии имеется два отчетливо различающихся способа употребления: (см. 3,4) 3. В исследованиях обусловливания – процесс, когда организм должен научиться производить две или оо

лее различных реакции в ответ на два или более схожих стимула. Экспериментальные условия определяют, является ли этот набор обстоятельств дифференциацией реакции или дифференциацией стимула. 4. В теории восприятия _ когда ряд стимулов изменяется от воспринимаемого как однородный до воспринимаемого как неоднородный так, что различные аспекты этого ряда становятся различимыми. Здесь подразумевается научение различать условия стимула. Ср. это значение со значением термина обогащение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Дифференциация

сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

в конфликте) (от лат. diferentia – различие) – первая из двух фаз развития конфликта, состоящая в разделении, поляризации интересов, позиций и действий сторон. В ходе Д. конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация и сбалансированное противодействие не теряют смысла. С этого момента начинается процесс интеграции.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Дифференциация

лат. differenciatia - различие) - 1. развитие специализированных клеток из стволовых клеток или бластомеров (греч. blastos - росток, meros - доля); 2. способность различать сходные стимулы и реагировать на них избирательным образом (например, дифференцированные эмоциональные реакции); 3. результат развития в виде разделения какого–то явления на ряд его родственных форм. Например, дифференциация эмоций по мере аффективного развития на все более тонкие, адекватные реальным обстоятельствам.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов

Артамонова Татьяна Викторовна, Шевченко Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы формирования у высококвалифицированных спортсменов гендерного типа личности в зависимости от особенностей спортивной деятельности. В результате исследования выявлены виды спорта, способствующие проявлению маскулинности или феминности у спортсменов мужского и женского пола.
Скачать PDF

Уровневая дифференциация профессионализма как закономерность личностно-профессионального развития пе

Вержицкая Елена Николаевна
Рассматривается уровневая дифференциация профессионализма как закономерность личностно-профессионального развития педагогов. Выделены и описаны особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. Представлены результаты эмпирического изучения показателей развития личности и профессиональной деятельности на различных уровнях личностно-профессионального развития педагогов (адаптационном, репродуктивном, продуктивном и этапе дезадаптации) в условиях модернизации образования.
Скачать PDF

Дифференциация подходов к диагностике в психологическом консультировании

Юдина Елена Витальевна
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию функций и места диагностики в процессе психологического консультирования. Дифференциация подходов зависит от методологических основ консультативного процесса, теоретических предпочтений консультанта, модели психологической помощи. Основанием для деления подходов на каузальный и феноменологический является различие концептуальной позиции относительно сути проблемы клиента, отношение к клиенту как объекту исследования или субъекту взаимодействия. Еще одним основанием для дифференциации подходов является классификация моделей психологической помощи, исходя из которой, различают пять диагностических моделей: медицинскую, поведенческую, феноменологическую, модель развития, системную. Кроме различий в подходах отмечены общие представления о важном месте и функциях диагностики в процессе консультирования.
Скачать PDF

Конфессиональная дифференциация христианской лексики в толковом словаре (на материале немецкого язык

Плисов Евгений Владимирович
The article is devoted to the stylistically marked lexical units belonging to the religious communication. The research of confessional differentiation (Catholicism, Protestantism, and Orthodoxy) of the Christian vocabulary is based on the study of one of the groups of stylistic markings. The author defines the most frequent thematic lexical groupings and analyses the interrelation of these markings with the other functional-stylistic and spatial-temporal indicators in modern German.
Скачать PDF

Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения

Батурин Николай Алексеевич
В работе содержатся общие представления об оценке как особом психическом феномене, являющимся важнейшим атрибутом психики, и играющим ключевую роль в управлении, как поведением любого человека, так и управлении любой производственной деятельности. В статье отстаивается понимание оценки как специфического способа отражения объективных и выражения субъективных отношений. Проведена дифференциация понятий оценка и эмоции, оценка и измерение.
Скачать PDF

Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности

Молчанова Людмила Николаевна
Изучение состояния выгорания педагогических работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на возникновение и генезис состояния выгоранияStudying of a condition of social workers burning out in a context of inter-professional differentiation with using of the theory about functional psychological system of activity as methodological basis allows to reveal the specific displaying of a professional work profile (its subjective and objective conditions) on occurrence and genesis of condition of burning out which shown itself in the expressed burning out of "young" experts of social work.
Скачать PDF

Дифференциация структурных компонентов антикоррупционной позиции личности по их направленности

Рыбалкин Д.А.
В статье рассматривается иерархия мотивов личности, выступающих основными компонентами антикоррупционной позиции в соотношении с вектором направленности на себя, на профессиональную деятельность и на окружающий мир.
Скачать PDF

Исследование особенностей образа семьи у студентов колледжа: дифференциация по специальности и полу

Вьюнова Н.И., Плотникова В.Ю.
Данная статья посвящена исследованию особенностей образа семьи у студентов 17-18 лет средних профессиональных образовательных учреждений. В статье приводится комплекс диагностических методик, их теоретическое обоснование, статистические и эмпирические результаты.
Скачать PDF

Типовая дифференциация профессионально обусловленных деструкций педагогов на разных этапах профессио

Лобанова Анна Владимировна
В статье представлена типология профессионально обусловленных деструкций личности преподавателей высшей школы, проявляющаяся на разных этапах профессионализации, обоснованы видовые сочетания деструкций, представленные в виде профилей с целью разработки и оценки эффективности коррекционной программы для педагогов.
Скачать PDF

Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды

Толочек Владимир Алексеевич
Рассматриваются зависимости условий среды как внесубъектных ресурсов, влияющих на выборы субъектами профессиональной сферы и последующую успешность их реализации в профессии и в семейной сфере. Анализируются данные, полученные посредством авторской методики «Анкета “Стили жизни”» на выборках государственных служащих (126 чел.) и менеджеров коммерческих компаний (148 чел.). Показано, что отдельные отличия в большей или меньшей полноте использования условий социальной среды как ресурсов сопряжены со своеобразными «системными эффектами» выбором человеком профессиональной сферы, более оптимальной динамикой развития профессионализма субъекта, более успешной «вертикальной» карьерой. Среди рассматриваемых нами условий микро-, мезои макро-среды выделяются своеобразные «инварианты ресурсов», оказывающие позитивное влияние на профессиональную ориентацию и динамику профессионального становления субъекта должность отца и матери, роль отца и матери, братьев/ сестер и родственников, супругов и детей, мужчин, руководителей и рабочих коллективов. Из них наибольший «вес» как факторы влияния на успешную «вертикальную» карьеру имеют «роль отца», «роль мужчин», «роль руководителей».
Скачать PDF

Нейропсихологическая дифференциация и коррекция расстройств аутистического спектра у дошкольников

Амелина Елена Георгиевна
В данной статье рассматривается проблема гипердиагностики аутизма. Диагнозы аутизма часто ошибочно устанавливают детям с задержками развития, страдающим системным нарушениямиречи, и вторичными аутистическими поведенческими проявлениями, возникающими вследствие ранних резидуально-органических повреждений ЦНС. Приводится пример применения методики нейропсихологической коррекции ребенка с расстройством аутистического спектра. Данные нейропсихологической диагностики позволили сделать вывод, что диагноз аутизм был поставлен ребенку недостаточно обоснованно и нуждается в уточнении. После проведения курса коррекционных занятий в психическом функционировании ребенка наметилась положительная динамика. После повторной диагностики стало возможным сделать вывод, что ребенок имеет вторичные аутистические черты, связанные с задержкой развития речи и общих регуляторных способностей, поэтому их необходимо корректировать через развитие этих психических функций. В статье подчеркивается значение и возможности нейропсихологии в дифференциальной диагностике нарушений психического функционирования у детей с диагнозом расстройства аутистического спектра.
Скачать PDF

Дифференциация телесного Я-образа у лиц с соматическими и психосоматическими кожными заболеваниями

Зотова Р. А., Иванова Е. Ю., Цветков А. В.
В данной статье описывается пилотажное исследование, направленное на выявление особенностей детализации (дифференциации) телесного Я-образа у двух групп лиц, имеющих кожные заболевания как «объективно»-соматического, так и психосоматического характера. Показано, что детализация выше в группе с соматическими болезными, и там же она воспринимается как более угрожающее реализации сексуальности у мужчин и межличностной коммуникации у женщин.The article describes a pilot study aimed at identifying features of bodily self-image detailing (differentiation) in two groups of skin diseased persons, having an "objectively"-somatic, and psychosomatic nature. It is shown that the detailing is higher in somatic diseases group, as well in that group it is perceived as more threatening implementation of the sexuality of men and of interpersonal communication in women.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!