Диагностика семейных отношений

Найдено 1 определение:

Диагностика семейных отношений

Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации, дисгармоничного воспитания, установление причинноследственных связей между психологическими нарушениями и отклонениями в развитии ребенка.

Клиникобиографический метод позволяет изучить биографию семьи, психологические отношения в настоящий момент при сопоставлении разных оценок членами семьи тех или иных ситуаций («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами терапевта»).

Метод включенного наблюдения близок к естественному эксперименту, дает живое изображение существующих отношений в семье.

Психологические методы позволяют выявить отклонения в воспитании и причины их возникновения.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» разработан в двух вариантах – детском и подростковом, для изучения проблем семейного воспитания и причин его нарушений. Авторы: Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1987, 1990). Этот опросник показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и отклонения личностного развития в детском и подростковом возрасте. Одновременно дается описание шкал опросника, которые дают представление о типах негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания:

1) гиперпротекция (шкала Г+). Родители уделяют ребенку слишком много внимания, сил, времени. В опроснике по анализу семейных взаимоотношений (АСВ) можно найти типичные высказывания родителей, склонных к гиперпротекции: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)»; «Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни»;

2) гипопротекция (шкала Г). Ребенок в семье остается без должного родительского внимания, «до него не доходят руки». Ребенок часто оказывается вне поля их зрения. Примерами гипопротекции служат такие высказывания: «У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью), пообщаться, поиграть».

Степень удовлетворения потребности ребенка (У).

Здесь речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материальнобытовых (одежда, питание, развлечения), так и духовных (общение с родителями, любовь, внимание). Данное положение характеризует не степень занятости родителей воспитанием ребенка (как при протекции), а степень удовлетворения его потребностей. Так, при «спартанском» воспитании наблюдаются высокий уровень протекции и низкий уровень удовлетворения потребностей ребенка. В этой категории возможны два вида отклонений:

1) потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному (и часто некритическому с их стороны) удовлетворению любых потребностей ребенка, «балуют» его. Родители объясняют свои тенденции в этом плане различными рационализациями типа: «слабый здоровьем ребенок», дать своему ребенку то, что сами родители не имели в детстве, что ребенок растет «без отца» и т. п. Типичны такие мнения:

«Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети»;

2) игнорирование потребностей ребенка (шкала У). Этот стиль воспитания ребенка характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей своего ребенка. Часто страдают при этом духовные потребности (потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями). Высказывания родителей: «Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами».

Количество и качество требований к ребенку в семье.

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они обозначены как обязанности ребенка, которые он должен выполнять. Это учеба, участие в бытовой жизни семьи, помощь родителям и другим членам семьи. Это также и запреты, которые родители предъявляют ребенку и которые он должен выполнять. Это могут быть и санкции, которые родители накладывают на ребенка в случае невыполнения тех или иных требований. Все эти формы нарушений дают шкалы: Т (требование); З (запрет); С (санкции):

1) чрезмерность требований (Т+). Это требованиеобязанность, предъявляемое родителями ребенку, является самым негармоничным воспитанием, так формирует личность с повышенной моральной ответственностью. Требования к ребенку слишком велики и не соответствуют его возможностям, и, вследствие этого, имеется риск невротизации или психосоматизации. Высказывания родителей: «Мне часто приходилось давать моему сыну трудные для его возраста поручения»;

2) недостаточность требованийобязанностей к ребенку (Т). Ребенок почти не имеет обязанностей в семье. Типичны для этого вида дисгармоничных отношений высказывания типа: «Моего ребенка очень трудно заставить чтонибудь сделать, чего он не любит».

Требованиязапреты характеризуют степень самостоятельности ребенка и способность его ориентироваться самостоятельно в системе социальных и моральнонравственных запретов, самому выбирать способ своего поведения:

1) чрезмерность требованийзапретов (3+). Сюда следует отнести, прежде всего, дисгармоничное воспитание по типу: «доминирующая гиперпротекция». Ребенку ничего нельзя делать самостоятельно, он глобально ограничен в свободе своего выбора. У стеничных детей и подростков это воспитание вызывает механизмы сопротивления, реакции оппозиции и эмансипации и, в конечном счете, делинквентность. У мало стеничных детей развиваются, вследствие этого, черты тревожной мнительности. В высказываниях родителей звучит страх перед любыми проявлениями самостоятельности и «независимости» ребенка: «Главное, чему родители могут научить своих детей, – это слушаться»;

2) недостаточность требованийзапретов к ребенку (шкала 3). Ребенку все разрешается. Запреты ребенок или подросток легко нарушает, так как чувствует, что все сойдет с рук. Он чрезмерно самостоятелен в выборе друзей, времени прогулок, занятий, учебе, курении, употреблении спиртного, наркотиков. Они не отчитываются перед родителями, да и родители мало интересуются жизнью своего ребенка. Воспитывается гипертимность или неустойчивость характера (гипертимная или неустойчивая личность). Высказывания родителей: «Мой сын сам решает, с кем ему играть».

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+, шкала С):

1) чрезмерность санкций (С+) по типу «жестокого воспитания». Родители наказывают за малейшие проступки. Родители считают такое воспитание полезным: «Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его(ее) плохого поступка»;

2) минимальность санкций (С). Родители считают невозможным применение наказаний, сомневаются в их эффективности: «По характеру я – мягкий человек».

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Клинико-психологическая диагностика и оценка фактора семейных отношений у пациенток с послеродовой д

Беляева Екатерина Николаевна, Вассерман Людвиг Иосифович, Мазо Галина Элевна
Проведены клинико-психологическое и экспериментально-психологическое исследования с целью оценки уровневых и содержательных характеристик эмоционально-аффективных расстройств у женщин в послеродовом периоде и выявления роли психогенных факторов в их возникновении. Показано, что наряду с биологическими психосоциальные факторы играют важную роль в возникновении и течении депрессивного расстройства в послеродовом периоде. Данное исследование имеет непосредственное значение для психологической коррекции указанного расстройства.
Скачать PDF

Особенности личности и семейных отношений матерей пациентов с героиновой наркоманией

Шишкова А.М.
Статья посвящена исследованию, целью которого являлось изучение состояния психического здоровья, особенностей личности и семейных отношений матерей пациентов с героиновой наркоманией. Обследование проводилось на базе Городской Наркологической Больницы Санкт-Петербурга.
Скачать PDF

Диалогизация семейных отношений как фактор формирования устойчивости личности к аддикции

Телепова Н.Н.
Цель статьи представить авторскую концепцию диалогизации семейных взаимоотношений как определяющий фактор формирования устойчивости личности к аддикции. В статье дается анализ отечественной и зарубежной литературы, в которой парадигма диалога в семье определяется ведущим фактором в развитии личности. Диалогизация отношений в семье, предполагающая обязательное наличие ценностно-смыслового и духовно-нравственного аспектов фактора, оказывает существенное влияние на формирования Я-концепции, социализацию личности и осознание ею собственной значимости. Результаты исследования применимы в качестве теоретической базы для психолого-педагогической работы с семьей.
Скачать PDF

Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в ко

Шило Наталья Анатольевна
В статье анализируются основные детерминанты феномена личностной зрелости на этапе «ранняя взрослость» в контексте гуманистической и субъектно-объектной теорий развития. В категориальный аппарат статьи вводятся психологические понятия: отношение к Другому, ролевые паттерны, проекции собственных компонентов во внутриличностном плане взрослого человека. Анализируются результаты регрессионного анализа, направленного на выявление зависимости личностных тенденций: самоактуализации, социальной адаптации, мотивационного профиля и освоенности паттернов отношений взрослого человека. Акцент статьи делается на выявленных психологических композициях фемининной группы респондентов. Всего в исследовании приняло участие 270 респондентов разного социального статуса, вероисповедания, имеющих опыт создания семейных отношений. В статье предложены результаты анализа исследований, проведенных в женской подгруппе респондентов. Полученные данные свидетельствуют о значимости создания, освоения диадических и детско-родительских отношений для достижения вершин зрелости в фемининной подгруппе. Отметим, что прохождение возрастных этапов и формирование поля жизненного опыта, которые носит онтогенетический и социокультурный характер в фемининной группе, имеет свои особенности.
Скачать PDF

Категории «Общение» и «Деятельность» в анализе семейных отношений

Елизаров А.Н.
В статье представлены результаты анализа семейных отношений с помощью категорий «общение» и «деятельность», разрабатываемых в отечественной психологии. Обосновывается точка зрения, согласно которой семейные отношения деятельность, направленная на поиск и воплощение в жизнь эстетического идеала применительно к отношениям между людьми. В качестве мотива общения как деятельности рассматривается воображаемая ситуация, представляющая собой образ результата, в основе которого лежит сочетание потребностей. In the article the results of family relationships analysis by categories "communication" and "activity" are presented. These categories are the main categories in Russian psychology. It is suggested that family life is activity of ideal relationship seeking. The motive of activity and communication is viewed as an imaginary situation, image of future. This image of a situation is based on the needs constellation.
Скачать PDF

Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомедова Маликат Магомедрасуловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур. На основе исследования проанализированы особенности супружеских отношений, рассмотрены причины и основные сферы конфликтного взаимодействия супругов в разных типах национально смешанных семей. Выявлены различия в семейных взаимоотношениях в христианской и мусульманской культурах.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект и восприятие детьми старшего дошкольного возраста семейных отношений

Комкова Елена Ивановна
В статье представлены результаты апробации методик восприятия детьми семейных отношений (CAT) и способности детей старшего дошкольного возраста идентифицировать эмоциональные состояния других людей как показатель эмоционального интеллекта. Обосновываются понятие эмоционального интеллекта и его роль в развитии личности ребенка, социального познания и поведения.
Скачать PDF

Эмоциональный интеллект и восприятие детьми старшего дошкольного возраста семейных отношений

Комкова Елена Ивановна
В статье представлены результаты апробации методик восприятия детьми семейных отношений (CAT) и способности детей старшего дошкольного возраста идентифицировать эмоциональные состояния других людей как показатель эмоционального интеллекта. Обосновываются понятие эмоционального интеллекта и его роль в развитии личности ребенка, социального познания и поведения.
Скачать PDF

Ролевые установки и ожидания как фактор готовности юношества к семейным отношениям

Чимбеева Саяна Дашинимаевна, Санжаева Римма Дугаровна
В статье рассматриваются компоненты психологической готовности юношества к семейным отношениям; готовность юношества к супружеству как один из факторов, определяющий стабильность молодой семьи. Приведены результаты корреляционного анализа, имевшего целью выявление статистически значимых связей внутри компонентов готовности к супружеским отношениям у девушек русского и бурятского этноса.
Скачать PDF

Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях

Коваль Н.А.
The article considers conflict in families as a prolonged and chronic phenomenon causing disadaptation. There have been revealed types of inadaptability which result in different divorce stages.
Скачать PDF

Социально-психологические проблемы стабильности и успешности брачно-семейных отношений

Скачать PDF

Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений

Клецина Ирина Сергеевна
В статье рассматривается содержание гендерного подхода, и обсуждаются возможности применения его положений в психологических исследованиях семейных отношений. Описаны результаты использования гендерного подхода в качестве аналитического инструмента при анализе эмпирических данных о трансформациях в современных российских семьях.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: