Депрессия у детей и подростков это что такое Депрессия у детей и подростков: определение — Психология.НЭС
Депрессия тревожная Депрессия улыбающаяся

Депрессия у детей и подростков

Найдено 1 определение:

Депрессия у детей и подростков

связанные с возрастом проявления депрессии у подростков и особенно у детей таковы (Каплан, Сэдок, 1994):

1. депрессивное настроение наблюдается в течение большей части дня, почти каждый день;

2. сильное снижение интересов или радости от всякой или почти всякой деятельности;

3. чувство усталости или потери энергии на протяжении большей части времени;

4. стойкое снижение самооценки вплоть до чувств собственной никчемности, неполноценности, необоснованной вины, повторяющиеся мысли о самоубийстве и суицидальные мысли;

5. снижение способности думать, концентрировать внимание и принимать решения, проблемы школьной успеваемости, связанные с заторможенностью умственной деятельности;

6. снижение аппетита или его повышение, бессонница или повышенная сонливость, разнообразные тягостные физические ощущения в разных областях тела, а также симптомы вегетативной дисфункции (сухость во рту, учащенное сердцебиение, наклонность к запорам, потливость, затруднения дыхания и др.);

7. значительное снижение массы тела или прибавление веса (более, чем на 5% в месяц); 8. двигательная заторможенность, вялость или беспокойство; в последнем случае поведение пациентов напоминает таковое при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

У очень маленьких детей (в возрасте до 2-3 лет) депрессия может обнаруживаться такими признаками, как замедление психического развития, интеллектуального и речевого роста или затруднение формирования или утрата возрастных достижений (навыков опрятности, коммуникативной речи, манипуляций с предметами, ходьбы, адекватного цикла сон-бодрствование), постоянно печальное выражение лица, частый плач, избегание контакта глаз, самоповреждающее поведение (нанесение себе травм, укусов, боли), а также «самоуспокаивающее поведение» в виде вредных привычек или стереотипий поведения (сосание пальца, губы, раскачивание перед сном и др.). «Цепляние» за взрослых и «требующее поведение» (детям нужно, чтобы их успокаивали, поддерживали, хвалили) могут чередоваться с апатией и безучастностью. Уже в этом возрасте у некоторых пациентов выявляются симптомы психической анестезии, деперсонализации (нарушение формирования привязанностей, отказ от своего имени, восприятие родителей как чужих людей, тенденция называть себя в третьем лице и др.).

У маленьких детей (в возрасте до 4-5 лет) депрессия проявляется в первую очередь симптомами вегетативной дисфункции со стороны органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, нарушениями сна и аппетита. Наблюдаются также вялость, рассеянность, плаксивость, потеря жизнерадостности, отсутстве побуждений к игровой деятельности, пыливости и любознательности, интересов к играм со сверстниками и проявлений положительных эмоций (радости, ликования, веселья, ощущений приятного, привлекательного). У некоторых пациентов выявляются суицидные тенденции. Например, ребенок в возрасте около 4-х лет спрашивает свою мать, «зачем она его родила».

Дети в дошкольном возрасте) до 6-7 лет) также редко вербализуют понятным для взрослых образом такие чувства, как подавленность, безнадежность, тревога или недовольство. Обычно их депрессию выдают печальный, хмурый вид, молчаливость, потеря удовольствия и интереса в доставлявших ранее радость играх и занятиях. Обычно наблюдаются утрата общительности, приветливости, активности, непосредственности, склонность к одиночеству или чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими людьми, неопределенные соматические жалобы, раздражительность, пугливость, плаксивость, боязливость, кошмарные сновидения.

В школьном возрасте картина депрессии становится более отчетливой и дифференцированной. Налицо подавленное настроение: дети В возрасте 9-10 лет они отмечают у себя «грустное», «плохое настроение», «скуку», ощущение беспредметной вины, а также склонность ругать себя, отмечать свою несостоятельность, говорить, что они «плохие и ничего хорошо делать не умеют», сравнивая себя со свертниками. Снижаются мотивация в сфере школьной и социальной активности, значительно падает академическая успеваемость. Нередко дети обнаруживают склонность к патологическому фантазированию: они воображают, что что все получается у них. как надо, как и ранее. У некоторых из них возниакают фантазии суицидного содержания. Может иметь место нарушающее порядок, а также агрессивное поведение, что ухудшает отношения со сверстниками, учителями, родителями. Часто возникают проблемы со сном, аппетитом, общим самочувствием. У многих пациентов отмечаются симптомы нарушения самоосознавания (ангедония, притупление остроты ощущений, утрата эмоционального резонанса, размытое ощущение собственного Я и др.). Некоторые из таких детей говорят о том, что без них родителям будет лучше.

В подростковом возрасте проявления депрессии становятся в значительной степени сходными с депрессией взрослых. Большинство пациентов не только осознают факт подавленного настроения, но отмечают также, что настроение не соответствует в целом нормальным обстоятельствам их жизни. Снижение школьной успеваемости многие из них объясняют тем, что они стали «тупыми», «хуже думают», плохо понимают прочитанное, что у них стало «стало мало мыслей». Появляются уходы из дома и школы, в это время дети бесцельно слоняются по улице. Некоторые из них много времени проводят за компьютером за играми или телевизором, где они смотрят все подряд и без интереса. У мальчиков депрессия нередко маскируется негативитическим или явно антисоциальным поведением, употреблением алкоголя и/или наркотиков, гневливостью, агрессивностью. Девочкам более свойственны излишняя застенчивость, робость, снижение уровня притязаний, покорность, а также повышенная виктимность, – комплекс Золушки.

Раннее начало депрессии, как указывают некоторые детские психиатры, свидетельствует о ее склонности к хроническому течению в последующем. Имеются свидетельства того, что препубертатные дети с приступами тяжелой депрессии и вербальными галлюцинациями обвиняющего содержания встречаются особенно часто. Детско-подростковая депрессия является наиболее частой причиной суицидов в этом возрасте.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Депрессия у детей и подростков — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Снижение уровня депрессивных состояний детей и подростков во временном детском коллективе

Вараксин Владимир Николаевич
В статье приводится ряд основных направлений по преодолению депрессивных состояний детей и подростков, попадающих во временный детский коллектив в период летнего отдыха. Рекомендации по снижению уровня депрессивных состояний, а также коррекции страхов и агрессии предполагают использование различной увлекательной совместной деятельности, поскольку личность, вступая во взаимодействие с группой, погружается в неё всей своей сущностью, а не отдельной стороной.
Скачать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Скачать PDF

Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Токарская Л.В.
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Скачать PDF

Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севе

Другова Л.А.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования факторов риска эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Анализируется содержание понятий «синдром полярного напряжения», «фактор риска», «тревожность», подчеркивается, что совокупность всех этих факторов влияет на здоровье детей.
Скачать PDF

Профилактика девиантного поведения детей и подростков

Галич Галина Олеговна, Карпушкина Елена Александровна, Корчагина Лунника Николаевна, Морозова Наталья Львовна, Тупарева Наталья Владимировна
Сформулированы основные цели и задачи профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, рассмотрены её виды, формы и методы. Авторы предлагают определять содержание программ профилактики, базируясь на представлениях о факторах риска индивидуальных, семейных, микросоциальных. Осуществлен анализ существующих программ в нашей стране и за рубежом, что позволяет разработать необходимые методические рекомендации для их внедрения в системе общеобразовательных школ.
Скачать PDF

Основные направления и перспективы ранней профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков

Худяков А.В., Ульянов И.В.
Скачать PDF

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса. Результат исследования позволили выявить изменения в самосознании младшего подростка вследствие «интеллектуализации памяти» осмысления центральной психической функции младшего школьного периода развития. Экспериментальное изучение памяти в контексте возрастных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов позволило выявить психологические характеристики детей разного психологического возраста.
Скачать PDF

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом

Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.
Скачать PDF

Социально-психологические механизмы развития совладающего поведения детей и подростков в семье

Сапоровская Мария Вячеславовна
Скачать PDF

Социализация детей подросткового возраста

Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович
В данной статье рассматриваются причины образования подростковых групп, связанные с этим проблемы социального воспитания и методы их решения.
Скачать PDF

Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста

Иванова Е.А.
В статье анализируются возможности гендерного подхода при анализе агрессивности у детей; также приводятся результаты проведенного исследования гендерных различий в агрессивном поведении у детей подросткового возраста
Скачать PDF

Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических нарушений у детей и подростков (

Кравцова Н.А.
Рассматривается проблема генеза психосоматических нарушений в динамике развития детско-родительских отношений. Предпринимается попытка выяснить психологические механизмы психосоматического дизонтогенеза. Приводятся данные авторских исследований каждого рассматриваемого механизма.
Скачать PDF

Похожие термины: