ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
специфический вид деятельности по ряду особенностей: интенсивно функционируют психические процессы, может произойти смещение или потеря цели, нарушиться соотношение между главными и второстепенными действиями, возникнуть ослабление внимания, памяти, мышления. Наблюдается также колебание эффективности деятельности, нарушение точности движений и действий, их последовательности, общее снижение активности, вплоть до отказов от работы, срывов в ней. Большую важность приобретает вопрос о путях преодоления и предотвращения этих изменений, формирования у будущих специалистов психической устойчивости и готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях (см. Готовность).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ДЗЕЙНАСЦЬ У ЭКСТРЭМАЛЬНЫХ УМОВАХ / ACTIVITY IN EXTREME CONDITIONS– профессиональная или иная (учебная, коммуникативная и др.) деятельность, осуществляющаяся в экстремальных условиях труда, на пределе психологических и физических возможностей, что предъявляет повышенные требования к человеку. Экстремальность может создаваться условиями (действуют постоянно) и ситуацией (возникает редко или единожды). Экстремальные условия– условия, в которых постоянно присутствует или может постоянно возникнуть угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов, возможно, их постоянное изменение, приводящее к появлению и действию дезадаптирующих факторов и способных нарушать адаптацию человека. Это могут быть естественные воздействия (температура, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, радиационное излучение, вероятность заражения организма патогенами), а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости. Это также могут быть условия, вызванные техногенными катастрофами (аварии на АЭС, ГЭС, химических заводах и т. д.) и военными конфликтами. Экстремальные условия вызывают состояние стресса, дезадаптации, выгорания и в результате оказывают деструктивное влияние на психику. Экстремальные ситуации можно определить как гиперстрессовые, когда на человека одновременно действует либо большое количество различных по качеству стрессов, либо один очень мощный. Эти стрессоры являются нетипичными для данной професии, сферы деятельности и могут быть вызваны как природными, так и техногенными факторами (перечислены в экстремальных условиях), а также военными конфликтами, экономическими (экономические кризисы) и биологическими (эпидемии, пандемии) факторами. Соответственно, Д. э. у. может быть двух типов: 1) сама по себе профессия априори предполагает экстремальность условий, они являются для нее нормой (шахтеры, полярники, пожарные, военнослужащие в боевой обстановке и др.); 2) деятельность в профессиях, не предполагающих экстремальности, которая,однако, в силу ряда внешних или внутренних причин вынуждена осуществляться в экстремальных условиях (работа врача в боевой обстановке, работа учителя в ситуации террористического акта, в черезвычайной ситуации или при стихийном бедствии и др.). При этом степень экстремальности деятельности– это не только характер какой-либо ситуации или условий, но и показатель внутреннего психологического состояния, которое вызывают у человека эти условия. Соответственно, чем выше способность человека к адаптации и стрессоустойчивости, тем ниже для него будет экстремальность ситуации. Это обусловливает необходимость осуществления профессионального отбора в тех профессиях, которые предполагают Д. э. у. Предложено рассматривать категорию личностный ресурс как интегральную характеристику человека как субъекта труда, охватывающую все уровни его интегральной индивидуальности, сквозь призму мобилизации всех ресурсов организма в процессе совладания с экстремальными условиями жизнедеятельности с целью поддержания оптимального состояния здоровья и эффективности деятельности. Установлено, что у людей, осуществляющих Д. э. у., интенсивно функционируют психические процессы, может произойти смещение или потеря цели, нарушиться соотношение между главными и второстепенными действиями, возникнуть ослабление внимания, памяти, мышления. Наблюдается также колебание эффективности деятельности, нарушение точности движений и действий, их последовательности, общее снижение активности, вплоть до отказа от работы, срывов в ней. Большую важность приобретает вопрос о путях преодоления и предотвращения этих изменений, формирования у будущих специалистов психической устойчивости и готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. Психодиагностика Д. э. у. предполагает изучение комплекса факторов, среди которых можно отметить стрессоустойчивость, способность к адаптации, уровень стрес са и ряд других. В этом аспекте хорошо зарекомендовали себя следующие ме тоди ки: методики «Опросник травматического стресса» (ОТС), разработанная И. О. Котеневым ; методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадап та ции в стрессе «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С. М. Кирова; многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина– позволяет диагностировать адаптивные способности, нервно-психическую устойчивость, моральную нормативность и многое другое. Т. В. Разина