постепенное разрушение, регрессия личности.
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Деградация личности
Утрата личностью присущих ей свойств, снижения уровня чувств, суждений активности и пр. Нарастающая деменция (см.).
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Деградация личности
Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех способностей (чувств, суждений, стремлений и др.).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. На Д. л. указывают усиление раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов. Д. л. может выражаться и в развитии благодушия, беспечности, безволия. Наиболее тяжелый вид Д. л. – маразм – своеобразная беззаботность, глубокое слабоумие при потере контактов с окружающей средой, полном безразличии к окружающему.
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
(лат. gradus — ступень, фр. degradation — упадок) — распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности. Д. л. может быть социально обусловлена и связана с аморальным и противоправным поведением личности. Она вызывается также психическим заболеванием, наркоманией, алкоголизмом и склерозом мозга (особенно в старческом возрасте). Наиболее выраженная болезненная форма Д. л.— психический маразм.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ДЭГРАДАЦЫЯ АСОБЫ / DEGRADATION OF PERSO NALITY– это процесс, обратный развитию, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности. Если развитие– это функциональное и морфологическое усложнение, интеграция (увеличение связей и взаимозависимостей), то деградация– это процесс упрощения и дезинтеграции внутренних компонентов личности (операционных, мотивационных, смысловых). Мотивация деграданта направленна на удовлетворение простых потребностей, его интересы становятся узко личными и примитивными, профессиональные знания и навыки устаревают. Происходят повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов. Деградация личности может выражаться и в развитии благодушия, беспечности, безволия. Признаками Д. л. являются следующие. 1. Примитивизация поведения. Если речь идет о профессиональной деятельности, то показателями начинающейся профессиональной деградации являются использование только шаблонных приемов решения профессиональных задач, отсутствие интереса к новой информации и новым технологиям. 2. Сужение интересов и вытеснение из жизни элементов, мешающих удовлетворению простых потребностей, а также потеря связи с окружающим миром и возможности оценивать свои действия. Круг увлечений сужается преимущественно в общекультурном отношении: деграданты не посещают концерты и театральные представления, перестают читать, смотреть телепередачи. 3. Меняются нравственные ориентиры личности. Это проявляется в аморальном, асоциальном поведении, отсутствии интереса к работе, снижении уровня профессионализма, изменении качества отношений с окружающими. 4. Деградирующий субъект меньше внимания уделяет произносимым словам, собственной внешности, аккуратности и опрятности. Его речь становится более упрощенной, а круг общения делается ограниченным. 5. Прогрессируют такие черты, как эгоцентризм, себялюбие и лживость. А. Маслоу утверждал, что социальная Д. л. характеризуется следующими стадиями: 1) образование психологии «пешки»– феномен выученной беспомощности (человек ощущает себя полностью зависимым от обстоятельств либо иных сил); 2) возникновение недостатка основных благ, когда изначальные потребности (еда, выживание, половое удовлетворение) становятся доминирующими; 3) формирование «чистого» окружающего социума (общество подразделяется на хороших индивидов и плохих, «своих» и «сторонних»), социальный мир становится словно чернобелым; 4) возникновение повышенной самокритичности– так называемый культ самокритики (субъект признает себя виноватым даже в тех деяниях, которые не совершал); 5) оскудение лексики (субъект использует элементарные обороты в собственной речи, ему сложно описать что-либо, особую трудность вызывает подбор прилагательных, поскольку именно они выражают человеческие чувства); 6) защита «священных базисов» (индивид решительно не хочет задумываться над фундаментальными предпосылками мировоззрения, у него отсутствуют сомнения в собственных «возвышенных основах», такая личность неспособна смотреть скептически на них, т. е. человек считает собственное мнение единственно правильным); 7) появление различных зависимостей. Одним из главных факторов, вызывающих Д. л., является профессиональная деятельность, ее прекращение (например, при выходе на пенсию) или упрощение (формализация) приводит к потере главных смыслов жизни. Человек вынужден искать жизненные смыслы в других сферах– потребление, накопление материальных благ, хобби, социальные сети и, наконец, употребление алкоголя и наркотиков. Процесс Д. л. под влиянием профессиональной деятельности может быть постепенным и длительным, он проходит определенные этапы. Первым, еще обратимым этапом этого процесса является эмоциональное выгорание. Постоянное эмоциональное напряжение вызвано как раз борьбой сотрудника с эмоциональным, операционным и смысловым давлением организации. Вторым этапом является профессиональная Д. л. Борьба закончена, человек смирился, окончательно принял экстринсивную мотивацию, стал считать выполнение формальных процедур сутью своей профессиональной деятельности, перестал искать смысл в своей работе, ему стало достаточно формальной миссии организации (основные жизненные смыслы лежат в другой области). Третьим этапом является социальная Д. л. с последующей общей деградацией индивида. Это проявляется в нарушении социальных связей, деструктивном поведении, зависимостях (алкоголизм, наркомания, игромания и т. п.). Е. Г. Баранов