ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ это что такое ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ: определение — Психология.НЭС
ценностная ориентация личности Ценностное суждение

ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ

Система теоретических предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диагностика (например, заочная психотерапия, психотерапия по Интернету и пр.). В некоторых случаях может рассматриваться как основа неклинической психотерапии (Кузнецов Ю. В., 2000).

Ц.-а. п. в п. возник в Российской специфике со сменой ценностных ориентиров в обществе, так называемой "аномией", что само по себе является патогенным фактором, ставящим индивида перед необходимостью постоянной реадаптации, переоценки ценностей, приспособления к динамично меняющимся условиям существования.

Понятие "ценности" вошло в психологию в конце XIX в. с формированием аксиологии как отдельной области философии. Ближе всего вопрос о ценностях представителям гуманистического направления в психотерапии. Один из его основателей, Маслоу (Maslow A. H.), считал ценность неким избирательным принципом, свойственным всякому живому существу, производной от потребностей. Этот взгляд на природу ценностей перекликается с определением Ницше (Nitzsche F.), для которого ценностные оценки являются "физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни".

Различные исследователи выделяют следующие свойства ценностей:

1) Ценности различаются в зависимости от субъекта, интересы которого они представляют (индивид, семья, коллектив и т. д.).

2) Ценности двойственны, присущи как субъекту, так и объекту.

3) Ценность находит свое место в двух аналоговых шкалах: с одной стороны, по силе и характеру отношения, что делает ее позитивной, негативной или нейтральной (нормальной), с другой - эволюционной, становясь ретроградной, превентивной или актуальной.

Если мы говорим об адаптации применительно к ценностям, то очевидно разделяем систему ценностей на субъективную и объективную. Носителем субъективной системы является субъект, в частности индивид, со всеми его приятиями и неприятиями, любыми осознанными и неосознанными привычками и стереотипами в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. (Когниция - мысль, этот аспект можно рассматривать как оперирование ценностями какого-либо рода; эмоция, по точному суждению П. К. Анохина (1971), является "непосредственной оценкой субъектом объекта", а целью поведения в целом считается адаптация.) Объективная система ценностей - это условия существования субъекта, набор ценностей, выдвигаемых средой для его функционирования. Процесс приведения в соответствие субъективной системы ценностей объективной и есть ценностная адаптация.

Возможны две стратегии ценностной адаптации:

1) Изменение объективной системы ценностей - стремление субъекта преобразовать внешние условия под собственные сложившиеся стереотипы. Такую стратегию можно считать активной.

2) Изменение субъективной системы ценностей - реформирование субъектом своих внутренних конструктов и "подгонка" их под внешние условия. Это - пассивная стратегия.

Всякая стратегия состоит из тактических приемов. Поскольку мы имеем дело с ценностями, представляется полезным разделить стратегии ценностной адаптации с точки зрения их конструктивности. Любую тенденцию в процессе ценностной адаптации можно определить как:

1) активно-конструктивную - в том случае, когда субъект приспосабливается созидательным изменением внешней среды, например любая "пошаговая", рутинная, обыденная деятельность;

2) активно-деструктивную - то же разрушение внешней среды, например развал семьи, различные агрессивные формы девиантного поведения;

3) пассивно-конструктивную, когда субъект адаптируется созидательным совершенствованием внутренних, собственных конструктов, например учеба, спорт;

4) пассивно-деструктивную - т. е. в том случае, когда субъект преображает внутренний мир разрушением, распадом, провоцированием болезней, нанесением себе вреда с целью поставить себя в более трудные условия существования, например саморазрушение через пьянство и т. д.

При рассмотрении ценностной адаптации необходимо четко разделить два аспекта: ментальные операции с ценностями и сами ценности. При признании иерархической сути ценностей важнейшей адаптивной функцией становится способность выстроить ценностную шкалу, разделить ценности между собой по значимости, определить их в континуум "нравится-не нравится", т. е. осуществить их дифференциацию.

Крайне низкое проявление этой оперативной функции порождает формализм. Человеку с такой характеристикой нет большой разницы, чем заниматься, он "берет" не качеством, а количеством. Для него выбор всегда превращается в проблему. Демонстрацию обратной проблемы, т. е. сверхдифференциацию, являют собой, например, сверхценные идеи. В этом случае происходит чрезмерная фиксация, какие-то ценности неадекватно заполняют более высшие ранговые места за счет других.

Кроме дифференциации для успешной адаптации перед субъектом возникает другая оперативная проблема - на ценностной шкале нужно правильно определить середину, "норму", выше которой находятся позитивные ценности, и к ним следует стремиться, а ниже - негативные, их следует избегать. Говоря о временной шкале движения ценностей, следует учесть весь предыдущий опыт, антиципацию и как можно более точно определить состояние ценностей сейчас. В данном случае речь идет об интеграции.

Демонстрацией слабых интегративных способностей являются, например, истерические личности. Опыт у них плохо удерживается, вступают в интеграцию только ценности, находящиеся в непосредственной близости во времени и пространстве. Хорошо известная истерическая ложь, по сути дела, ложью, т. е. намеренным искажением фактов, не является. Истерическая личность лишь поступает в соответствии с сиюминутными обстоятельствами, говорит то, что от нее ждут, или то, что помогает ей в достижении собственных целей "здесь и сейчас", без должного учета всех предыдущих и будущих событий. Противоположную проблему, сверхинтеграцию, демонстрируют лица, склонные к сомнениям, психастенического склада. Масса обстоятельств, ценностей, вступающая в интеграцию, парализует у них любое действие, инициативу. Применение медицинской терминологии позволяет указать на крайние варианты и проводить временные параллели со сложившейся клинической системой взглядов. Ценностная адаптация, будучи производной от проблем психологии, философии, медицины и других наук, в перспективе должна иметь свою терминологию.

Не касаясь рассмотренных оперативных способностей (дифференциации и интеграции), которые имеют скорее нейрофизиологическую природу, для психотерапевта остается достаточный "фронт" работы в когнитивной сфере - это сами ценности, происхождение которых ближе к динамическому, почерпнуто от контактов со средой. Признав примат конструктивности и ставя целью избавление от деструкции, психотерапевт может выявить дезадаптивные ценности, коррекция которых осуществляется естественным разрушением субъективного и объективного мира, и искусственно их откорректировать в сознании, т. е. естественную деструктивность (разрушение себя, семьи, злоупотребление алкоголем, самоубийство, провоцирование и фиксацию на болезни и т. д.) заменить на искусственную психическую реконструкцию, уничтожающую необходимость деструкции естественной. Здесь он вправе применить недогматическую и широкую личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (Карвасарский Б. Д., 1985) как интегративный способ работы в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, которая не исключает "помощь больному в разумном разрешении его психотравмирующей ситуации, изменении его объективного положения и отношения к нему окружающих" (т. е. активная адаптация не ставится в ущерб пассивной, приоритетным декларируется принцип адекватности). Если пациент имеет сохранные оперативные способности (дифференциация и интеграция ценностей), то он вполне способен в дальнейшем самостоятельно сформировать новую, адаптивную систему ценностей.

Ценностно-адаптивный подход позволяет в процессе психотерапии прорабатывать некоторые актуальные, но иногда избегаемые проблемы, например такие, как счастье, любовь. Так, Маслоу (1997) писал: "Наука... Ей не нужно отрекаться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображения, нравственности и "радостей земных", оставляя их "не ученым" - поэтам, пророкам, священникам, драматургам, художникам или дипломатам..."

Отталкиваясь от определения счастья как состояния отсутствия желаний, а также от древнегреческого его понимания, разделяющего счастье на эвтихию - благоприятствие внешнего (объективного) мира, и эвдемонию - наличие внутренней (субъективной) способности быть счастливым, с позиций ценностной адаптации можно определить счастье как полное соответствие субъективной и объективной систем ценностей, т. е. как полную адаптацию. Именно в контексте стремления к такому состоянию и находится любовь, если рассматривать ее как избирательный параобразующий феномен. Говоря о любви, следует иметь в виду, что речь здесь идет не только об адаптационных интересах индивида, но и коадаптации участников пары, а также об адаптации пары как совокупного субъекта в объективном окружающем мире.

Если пациент предлагает психотерапевту рассмотреть любовь, то скорее всего речь идет о деструктивном ее варианте. Позитивное ее значение - через разрушение обеспечить "переоценку ценностей", перейти на новый уровень адаптации. Психотерапевт, вскрыв этот латентный смысл проблем пациента, во-первых, дезактуализирует деструктивные отношения, поскольку деструкция может существовать только там, где проблема скрыта, а где она явна, появляются спокойные и конструктивные способы ее решения; во-вторых, психотерапевт выходит на "иррациональные установки", "неадекватные эмоции", "неадекватные поведенческие стереотипы" и прочие дезадаптивные осознанные и неосознанные ценности. Таким образом, и любовь рационализируется и становится верным союзником в лечении пациента, формировании его окончательной мотивации к лечению.

Ценностно-адаптивный подход мог бы дать новое решение и некоторых других проблем. Например, суицид все чаще связывается с проблемой переоценки ценностей. Стремление к смерти, так же как и проявления деструктивности, содержит свой позитивный смысл: "Перед лицом смерти каждый человек вновь открывает для себя секрет своей индивидуальности. Эта связь, вскрытая еще эпикурейцами, но затем надолго исчезнувшая из системы коллективных представлений, утверждается в сознании человека позднего средневековья и до сих пор занимает прочное место в духовном багаже человека западной цивилизации. ...Именно и только "перед лицом смерти" человек способен осознать ценность своей жизни..." (Арьес (Aries Ph.)).

Что касается связи самоубийства и адаптации, то еще Дюркхайм (Durkheim K. G.) считал суицид "результатом разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит". Таким образом, при соединении этих двух аспектов оказывается, что суицидальное поведение может рассматриваться как пассивно-деструктивный способ реадаптации. Задача психотерапевта состоит не в освобождении пациента от суицидальных мыслей, а, напротив, в достижении искусственного состояния смерти, ее имитации - психоэвтаназии, и не в качестве самоцели, а для выявления дезадаптивных ценностей, переоценки и дальнейшей работы с ними. Становится более понятным тот положительный эффект, который сопровождает подобные состояния: "Эксперименты показали, что люди, прошедшие через психотерапевтический опыт, когда испытываются ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют свое представление о самих себе, об окружающем мире. Преображается присущая им иерархия ценностей, исчезает чувство отчуждения. Напротив, возникает чувство радости, безмятежности, психологического благополучия, рождается вкус к жизни. Такой человек лучше воспринимает мир" (Гуревич П. С., 1991).

Указанные выше проблемы не охватывают всего спектра возможностей применения ценностно-адаптивного подхода в психотерапии. Особенно актуален он в условиях российской специфики, где психическая проблематика тесно связана с этическими, межэтническими, транскультурными, историко-политическими и другими ценностными факторами.

Описанные принципы вполне соответствуют системному подходу: "Наиболее характерной чертой системного подхода является то, что в исследовательской работе не может быть аналитического изучения какого-то частного объекта без того, чтобы не было точно идентифицировано место этого частного объекта в большой системе" (Анохин П. К., 1971). Ценностная адаптация может служить той основой, которая позволит интегрировать синтез и анализ, феноменологическую и динамическую стороны психических явлений.

Ц.-а. п. в п. может оказаться перспективным как в теории, так и в практической работе по психологическому консультированию, психокоррекции и психотерапии.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Теоретические подходы к изучению ценностносмысловой сферы личности

Богачева Инна Геннадьевна
Рассмотрены различные подходы к понятию ценностной ориентации с точки зрения психоаналитического подхода, гуманистической психологии, показано своеобразие подходов в отечественной психологии. Раскрыто понятие «смысл» в системе ценностей человека.
Скачать PDF

Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов

Герасимова Александра Сергеевна
В статье обсуждается методология построения и содержание диагностической методики, позволяющей оценить уровень развития учебной мотивации студентов в условиях перехода к двухуровневой системе профессиональной подготовки.
Скачать PDF

Системно-ценностный подход к информационно-психологической безопасности личности

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье раскрывается актуальность проблемы информационно-психологической безопасности личности и поиска эффективных механизмов ее обеспечения на современном этапе развития общества. Предлагается решение этих задач на основе системно-ценностного подхода, который предполагает активизацию внутренних ресурсов личности в обеспечении собственной информационно-психологической безопасности.
Скачать PDF

Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности

Яницкий Михаил Сергеевич, Серый Андрей Викторович
В статье представлен обзор методов, применяющихся в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности. Приводится типология методик изучения ценностно-смысловой сферы личности. На примере конкретных методик анализируется проблема выбора психодиагностического инструментария для изучения ценностных ориентаций и личностных смыслов как параметров личностного развития.
Скачать PDF

О новых подходах к формированию социально-значимых ценностных ориентаций личности

Койчуева Абриза Салиховна
В статье освещен инновационный подход к проектированию педагогической технологии формирования социально-значимых ценностных ориентаций.
Скачать PDF

Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью: гендерный подход

Давлетшина Регина Мазгаровна
В статье раскрыта сущность понятия «мотивационно-ценностное отношение учащихся к своему здоровью», дана характеристика соответствующих психолого-педагогических детерминант с учетом гендерных характеристик личности, описаны объективно-деятельностные показатели отношения старшеклассников с андрогинными, маскулинными и фемининными характеристиками личности.
Скачать PDF

Развитие адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов в процессе социокультурной ада

Бойко Злата Викторовна, Хасенова Лаула Бахтияровна
Статья посвящена анализу результатов исследования адаптивности и ценностных ориентаций студентов из Казахстана. В статье сравниваются особенности адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов 1-го и 4-го курса, проживающих в России. Представлены результаты лонгитюдного исследования адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов первого и второго курсов.
Скачать PDF

Новые подходы к оценке степени ценностного единства личности

Голянич Валерий Михайлович, Тулупьева Татьяна Валентиновна, Шаповал Валентин Анатольевич
В работе с использованием методики оценки ценностей Шварца, психодинамически ориентированного личностного опросника ПОЛО «Ресурс» и теста «Индекс жизненного стиля» исследовались взаимосвязи предложенного авторами психологического конструкта - показателя ценностно-интенциональной согласованности (ПЦС) - с психодинамическими характеристиками личности. Установлено уменьшение дифференцированности иерархии рангов на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у лиц с ценностной рассогласованностью. Анализируются корреляционные связи ПЦС с конструктивными и деструктивными психодинамическими характеристиками личности. Показана опосредованная через деструктивную агрессию положительная связь ценностной согласованности с активностью механизмов психологической защиты.
Скачать PDF

Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельнос

Позняков Владимир Петрович, Вавакина Татьяна Сергеевна
В статье излагаются концептуальные представления о социальном взаимодействии и психологических отношениях субъектов совместной жизнедеятельности. Актуальность проблемы обусловлена высокой социальной востребованностью научного анализа трансформации форм и видов социального взаимодействия в современной России как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Эта потребность сочетается с недостаточной разработкой методологических подходов к исследованию различных видов социального взаимодействия. Анализ существующих теоретических подходов к рассмотрению различных видов социального взаимодействия позволил выделить четыре основных типа социального взаимодействия: предметно-ресурсное, субъектно-ресурсное, субъектно-ценностное и предметно-ценностное взаимодействие. Выделены наиболее общие базовые принципы социального взаимодействия: прагматичность (полезность, выгодность) и нравственность. Сформулированы основные положения ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия. Показано, что существенными характеристиками взаимодействия между его участниками (партнерами) является содержание ценностей и норм, определяющих позицию, ориентацию того или иного участника взаимодействия, которая придает этому взаимодействию конкретный и определенный смысл. Выделены основные виды психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности, различающиеся по критерию, лежащему в основе эмоционально окрашенной оценки объекта отношения: эмоционально-потребностные (эмоциональные) отношения, рационально-целевые (деловые) и ценностно-смысловые (ценностные) отношения. Показана перспективность использования ресурсно-ценностного подхода к анализу социального взаимодействия и психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности.
Скачать PDF

Двоемыслие как рассогласование ценностных ориентаций: интегративно-психологический подход

Альтман Юрий Ильич
Исследуется проблема «непризнания» современной отечественной наукой двоемыслия в качестве социально-философского и социально-психологического феномена. Цель операционализация понятия двоемыслия как психологического конструкта. Методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, наблюдение. Результаты: проведенный теоретический обзор и анализ доказывают необходимость операционализации двоемыслия как психологического конструкта и его исследования в рамках интегративной психологии на пересечении различных философских, психологических, социально-экономических и других областей гуманитарного знания. Предлагается авторская трактовка факторов аномии, амбивалентности, диалогизма мышления, определяющих возникновение и действие двоемыслия. Приводятся условия суггестивного воздействия коммуникационной перверсии как основы «извращенной нормы» в качестве механизма, приводящего двоемыслие в действие на стадиях состояния сознания и процесса адаптивного поведения Кратко определяются подходы к операционализации конструкта двоемыслия. Область применения результатов: исследование проблем принятия решений, исследование и прогнозирование поведения, в том числе электорального и экономического, а также в сфере рекламы, кредитной политики в сфере потребления и инвестирования, формирование психологической готовности населения к проведению коренных социально-экономических преобразований, изменение нормативно-законодательной базы в области экономики, инвестиций, поведения потребителей.
Скачать PDF

Регулятивно-адаптивные процессы народной художественной культуры в аспекте ее ценностно-содержательн

Сараева Любовь Павловна, Уварова Тамара Анатольевна
Раскрытие регулятивно-адаптивного аспекта народной художественной культуры актуализирует исследования ее ценностно-содержательного базиса. Одной из целей является рассмотрение социально-психологического контекста групповых явлений и процессов, поведенческих практик, таких как, например, обряд, который, с точки зрения «всеобщего» опыта, играет функцию «групповой защиты». Поиск ответов на то, чего пытаются достичь люди с его помощью, какой здесь психологический, духовный или иной выигрыш, какие силы они хотели бы привести в действие, определяет методологические подходы исследования. Для этого привлекается философская, фольклористическая, феноменологическая разработка реальной фольклорной практики, воспроизводящей в той или иной степени явления, воспринятые из «прошлого» этнического коллектива, представляющая процессы мифотворчества способами освоения мира. Исследование показало, что регулятивно-адаптивный аспект народной художественной культуры заключается в гуманитарной содержательности «социозащитной» ее функции. В ней отражаются поведенческие практики «биоединицы» (индивидуума, группы, сообществ) в эволюции от состояния нерасчлененности, синкретизма процессов познавательных и духовных до возникновения исторического сознания в проецировании на понятие целостности социокультурного коллектива (топологической, динамической, структурной, этнической и т. д.). Очевидно, что народная художественная культура предстает в аспекте ценностной организации жизнедеятельности, где, собственно, ее адаптивно-регулятивное начало (в наиболее древних формах) раскрывается через социально-психологическую компоненту, в единстве биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов, в отражении национально-психологических особенностей развития их культуры.
Скачать PDF

Ценностное отношение: подходы к исследованию

Хабибулин Денис Асхатович, Романов Петр Юрьевич
В статье рассмотрены подходы философов, психоло-гов, педагогов к исследованию понятия «ценностное отношение», определены приоритетные объекты цен-ностного отношения, показано значение ценностного отношения студентов как интегративного критерия развития личности
Скачать PDF