БЛИЗНЕЦЫ
БЛИЗНЕЦ
Один из двух детей, выношенных в одной и той же матке и рожденных в одно и то же время.
Близнецы
два и более потомка, рожденные от многоплодной беременности. Термин применяется в отношении млекопитающих (в том числе и человека), у которых, как правило, в результате беременности рождается лишь один детеныш. Различают монозиготных и дизиготных близнецов.
Источник: Словарь по психогенетике
БЛИЗНЕЦЫ
twins) - два человека, родившиеся в одно и то же время и имеющие одних и тех же родителей. Дизиготные близнецы (fraternal или dizygotic twins) развиваются в результате одновременного оплодотворения двух яйцеклеток; они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Идентичные (identical) (или монозиготные близнецы (monozygotic twins)) развиваются в результате оплодотворения одной яйцеклетки; при первом дроблении зиготы два бластомера разделяются и из каждого развивается зародыш. Оба будущих индивидуума являются однополыми и имеют идентичный состав генов; имеющиеся незначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на них окружающей среды. См. также Близнецы сиамские.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Близнецы
два или более потомка, рожденные одной матерью почти одновременно. Существуют Б. однояйцевые и разнояйцевые. Однояйцевые — монозиготные; развиваются из одного оплодотворенного яйца — зиготы. В период дробления или гаструляции зародыш делится на две или более части, каждая из которых затем развивается самостоятельно. При неполном разделении частей зародыша возникают различные уроды. У однояйцевых Б. общая плацента, они имеют одинаковый генотип, поэтому бывают всегда одного пола, с одинаковой группой крови и очень похожи друг на друга.
Разнояйцевые — гетерозиготные; развиваются из разных яиц. Они могут быть как разнополыми, так и однополыми и похожи друг на друга не более, чем обычные братья и сестры. Развитие их возможно при одновременном созревании и оплодотворении двух или более яиц. Число одновременно созревающих яиц регулируется гонадотропными гормонами гипофиза.
У человека одна двойня приходится в среднем на 80—85 одноплодных родов, одна тройня — на 6—8 тыс.; четверни и пятерни встречаются очень редко; однояйцевые Б. составляют 15% от всех многоплодных родов. В генетических исследованиях используется так называемый близнецовый метод — один из способов выяснения роли наследственности и среды в изменчивости признаков.
Разнояйцевые — гетерозиготные; развиваются из разных яиц. Они могут быть как разнополыми, так и однополыми и похожи друг на друга не более, чем обычные братья и сестры. Развитие их возможно при одновременном созревании и оплодотворении двух или более яиц. Число одновременно созревающих яиц регулируется гонадотропными гормонами гипофиза.
У человека одна двойня приходится в среднем на 80—85 одноплодных родов, одна тройня — на 6—8 тыс.; четверни и пятерни встречаются очень редко; однояйцевые Б. составляют 15% от всех многоплодных родов. В генетических исследованиях используется так называемый близнецовый метод — один из способов выяснения роли наследственности и среды в изменчивости признаков.
Близнецы
два или более ребенка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Наиболее часто рождаются двойни. Реже — тройни, четверни и т.д. Так наз. идентичные Б. (монозиготные) развиваются из одной оплодотворенной зиготы в результате ее расщепления на два или более самостоятельно развивающихся далее эмбрионов. Неидентичные Б. (полизиготные) развиваются из двух, трех и т.д. одновременно оплодотворенных зигот. Идентичные Б. обладают одинаковым генотипом. Они обнаруживают как внешнее, так и внутреннее (психическое) сходство. Идентичные Б. всегда одного пола. Неидентичные Б. являются носителями различной наследственности, т.к. генотипично они могут нести в себе разные сочетания наследуемых свойств. У этих Б. могут обнаруживаться значительные внешние и психологические различия. Неидентичные Б. могут быть как одного, так и противоположных полов. Окружающие люди и, особенно, семья нередко ожидают от близнецового сообщества единообразия, что может сформировать у детей зависимость друг от друга, ослабить развитие их самостоятельности и воли. Закрытое общение в близнецовой группе может стать причиной задержки психического развития детей. Тесно взаимодействуя, Б. научаются понимать друг друга, исходя из ситуации, не утруждая себя вразумительными объяснениями своих игровых и реальных побуждений. Речевое развитие может также терять свой темп и искажаться, т.к. близнецовая группа может идти по линии наименьшего сопротивления, постепенно изобретая так наз. автономную речь, понятную только самим Б. Вслед за задержкой речевого развития может происходить задержка и остальных познавательных процессов. Учитывая социальные провокации, которые вызывает «феномен близнецов», следует уделять специальное внимание индивидуальному общению с каждым из Б. для создания благоприятных условий развития, независимого от другого Б. Идентичные и неидентичные Б. имеют выраженные различия в своих психологических особенностях. Идентичные Б., имея общий генотип, сами по себе тяготеют друг к другу в силу схожести реакций на внешний мир, схожести своих потребностей, а также форм физической активности и психической деятельности. Идентичность соединяет этих Б. внутренними психологическими основаниями. Неидентичные Б. чаще тяготеют к индивидуализации, к подтверждению своей уникальности, они стремятся утвердить свою самость, свое «Я», при этом у них могут формироваться отчужденные отношения между собой. Важно создать условия для воспитания у всех Б. чувства личности, уникальности, но так же важно воспитывать у Б. братские и сестринские отношения. При развитии уникальности каждого следует воспользоваться даром самой природы и воспитать дружные пары, тройни и т.д. Важно, чтобы единые по факту рождения Б. прошли по жизни, оказывая друг другу поддержку, независимо от того, идентичные они или неидентичные по факту своего рождения. В. С. Мухина