чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. В отличие от античности, где Б. трактовалась как добродетель, в христианстве она понимается как обязанность и соотносится с милосердием. С точки зрения И. Канта, Б. как "священный долг" человека подкрепляет собой мотив благодеяния. Интерпретация понятия Б. как обязанности, долга является предметом обсуждения в биоэтике при исследовании морального содержания взаимоотношений между врачом и пациентом, исследователем и испытуемым и др.
Благодарность
Благодарность
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Благодарность
удовольствие и радость от действий другого человека, которые были сделаны специально для меня, спонтанно, по его желанию и не в рамках существующих между нами договоренностях и взаимных обязательств. Т.е. другой человек делает для меня что-то просто так, чтобы меня порадовать. Моя ответная реакция - сообщение о том, что я хорошо отношусь к нему, получил удовольствие от сделанного, и готов сделать сейчас или в будущем что-то в ответ так же бескорыстно. Часто самого выражения благодарности бывает достаточно, чтобы в отношениях между людьми восстановилось равновесие между «брать и давать». В других случаях требуется регулярное поочередное совершение спонтанных действий, радующих другого. В детстве значимые люди могут принуждать ребенка к благодарности за их действия по отношению к нему, не учитывая, доставляют ли эти действия удовольствие, не являются ли они для ребенка частью обязательного «пакета услуг», необходимого для полноценной жизни и способен ли ребенок в этом возрасте испытывать благодарность.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
Благодарность
сознание индивидом, что кто-л. сделал ему добро и желание ответить ему на это добром, расположенность к нему в связи с этим. Может сочетаться с радостью, любовью, ласковостью, уважением; также с неловкостью и щепетильностью (неприятным чувством, что находишься в долгу, и желанием скорее чем-то отблагодарить). Типичная реакция – удовлетворение, радостное настроение.
Так редко встречаешь у людей благодарность, и как раз наиболее благодарные не находят для нее слов (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).
Благодеяния до тех пор приятны, пока нам кажется, что за них можно отплатить; а когда их слишком много наберется, ненависть является вместо благодарности (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Она была рождена для любви, но прежде только подчинялась мужчине, ныне же любила сама, отдавала себя без остатка и испытывала трепетную благодарность за дарованное ей наслаждение (Э. Золя, Человек-зверь).
В искусстве благодарность олицетворялась в виде женщины, держащей в руке букет бобовых цветов – овоща, укрепляющего землю, которая его производит; рядом с ней аист, которого превозносят за его любовь к удрученным престарелым родителям, и слон – животное, которое, как говорят, никогда не забывает сделанного ему добра (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).
Так редко встречаешь у людей благодарность, и как раз наиболее благодарные не находят для нее слов (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).
Благодеяния до тех пор приятны, пока нам кажется, что за них можно отплатить; а когда их слишком много наберется, ненависть является вместо благодарности (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Она была рождена для любви, но прежде только подчинялась мужчине, ныне же любила сама, отдавала себя без остатка и испытывала трепетную благодарность за дарованное ей наслаждение (Э. Золя, Человек-зверь).
В искусстве благодарность олицетворялась в виде женщины, держащей в руке букет бобовых цветов – овоща, укрепляющего землю, которая его производит; рядом с ней аист, которого превозносят за его любовь к удрученным престарелым родителям, и слон – животное, которое, как говорят, никогда не забывает сделанного ему добра (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).