Аттитюд
Словообразование. Происходит от франц. attitude - поза.
Категория. Готовность к выполнению какого-либо действия.
Синоним. Установка.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Аттитюд
Attitude). Специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Происхождение конкретного аттитюда обычно прослеживается до первичного, врожденного побуждения, то есть одного из эргов.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
АТТИТЮД
социальная установка, предполагающая готовность субъекта к тому или иному образу и типу действий, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного социального объекта, явления и несущая в себе черты целостной структуры личности. Является одним из психологических механизмов бдительности, боевой готовности военнослужащих, уверенности в боевых товарищах, ненависти к врагу и т. д.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
АТТИТЮД
(от франц. attitude – поза ) – социальная установка, характеризующая состояние готовности личности к восприятию и оценке социальных (в том числе межличностных, возникающих в ходе обучения) процессов, ситуаций, а также к поведению в них. Социальные установки, проявляющиеся в обучении, имеют характер смысловых, выражая отношение учащихся к объектам и явлениям, имеющим личностно значимый смысл.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Аттитюд
(франц. attitude — поза). Синоним — установка. Форма психической активности, представляющая собой готовность к выполнению какого–либо действия. Г. Олпорт определил это понятие как психическое или нервное состояние готовности, образующееся на основе опыта, которое осуществляет управляющее или динамическое влияние на реакции индивида по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми он связан. М. Б. Смит предложил выделять три компонента структуры А.: эмотивный, когнитивный и конативный, или поведенческий.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Аттитюд
устойчивая социальная установка (позиция, отношение к чему-либо, предрасположенность поступать, действовать определенным образом в отношении данного объекта). Включает рациональный (когнитивный), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (конативный) компоненты. Человек склонен принимать мнения и взгляды, соответствующие его собственным. Если же имеется противоречие, то новая информация либо отбрасывается, либо осуществляется смена прежних А. Знание имеющихся у человека А. облегчает общение и применение управленческих воздействий.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Аттитюд
франц. «положение, поза, поведение, отношение») – субъективная ориентация индивида на те или иные определенные ценности для какой-то социальной группы, на соответствующее поведение. Ср. Смердяков в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» ориентировался на внешние нормы западноевропейской культуры, хотел быть французом.
Стремясь подражать тем людям, которых он считал comme il faut, он начал, как они, играть в азартные игры, делать бессмысленные долги и участвовать в попойках (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
Ср. подражание.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Аттитюд
фр. attitude - поза; пригодность) - готовность совершать определенные действия. Включает, согласно данным разных исследователей (Н.Тернстоун, М.Смит и др.), такие компонеты: 1. познавательный (убеждение, которого человек сознательно придерживается), 2. эмоциональный (чувства, связанные с этим убеждением), 3. оценочный (положительная или отрицательная оценка того, что содержит это убеждение) и 4. поведенческий или конативный (предрасположенность к действию). После открытия парадокса Лапьера, согласно которому реальное поведение человека не строится в соответствии с аттитюдами, интерес к проблеме аттитюда значительно снизился. Синоним: Установка. См. Узнадзе теория установки.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АТТИТЮД
АТЫЦЮД / ATTITUDE (от фр. attitude– поза)– готовность к выполнению какого-либо действия. Синоним– установка. Термин А. может обозначать фи зическое или умственное состояние готовности к действию: позу, фигуру (человека) (в смысле моторного или умственного предрасположения). Употребление понятия «установка» в социальных науках связано с именами американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого. Они охарактеризовали установку как предрасположение индивида к социальным ценностям (деньгам, славе, чужим людям, близким и т. п.). Г. Олпорт (1935) определял установку как состояние психологической и нервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на поведение человека относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан. Д. Н. Узнадзе (1961) понимал под установкой неосознаваемое состояние, предшествующее той или иной деятельности и определяющее ее осуществление. Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Социально-ценные установки формируются в ходе активной учебной и практической деятельности, в результате усвоения знаний, взаимодействия и общения с другими людьми. Интерес к исследованию А. связан с представлением о том, что они определяют поведение человека. Например, термин активно используют маркетологи для предсказания потребительского поведения покупателей. Однако установка– лишь один из многочисленных факторов, определяющих поведение, и не всегда самый сильный. Е. Г. Баранов
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
АТТИТЮД (УСТАНОВКА, СОЦИАЛЬНАЯ)
Психология регулярно сталкивается с трудностями, связанными с определениями, но самые большие проблемы возникают, когда термин подобно этому используется для выражения понятия, имеющего фундаментальное значение для объяснения человеческого поведения, и значение это оказывается более широким, чем предполагали те, кто вводил этот термин. А именно: 1. Термин образован от латинского "aptitudo", что означает "пригодность". Таким образом, первоначально он употреблялся в отношении пригодности, способности кого-либо выполнять какую-то деятельность или решать какие-то задачи. 2. В этологии и сравнительной психологии этот термин употребляется для обозначения преднамеренного действия, так что о припавшем к земле животном можно сказать, что у него "установка на нападение". 3. В традиционных теориях личности и социальной психологии понятие аттитюда первоначально выполняло скорее объяснительную роль, чем просто описательную. То есть атти-тюд рассматривался как некоторая внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяла объяснить действия человека. Это значение в основном представляет собой расширение значения 2, но его современное использование обычно включает в себя несколько компонентов, а именно: познавательный (убеждение или мнение, которого кто-то сознательно придерживается); эмоциональный (эмоциональный тон или чувство); оценочный (положительная или отрицательная оценки); конативный или поведенческий (предрасположенность к действию). Ведутся дискуссии о том, какой из этих компонентов следует считать более (или менее) важным. Представители когнитивных теорий обычно утверждают, что основным является базовое убеждение, сторонники бихевиоризма сосредоточивают свое внимание на конативном аспекте (иногда слишком радикально, см. 4), и большинство других исследователей предполагает, что решающую роль играет комбинация эмоциональных и оценочных компонентов. То, как именно термин используется в современной психологической литературе, в значительной степени зависит от теоретических позиций автора. 4. Тенденция к какой-то реакции. Здесь предполагается, что это понятие должно быть лишено той размытости, которая наблюдается в использованиях значения 3, и что сделать это можно путем его операционализации, аттитюд рассматривается как нечто, о чем можно делать выводы, только исходя из наблюдаемого поведения.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АТТИТЬЮД
Attitude; Einstellung), установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта или ситуации и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания тех или иных действий по отношению к данному объекту.
"Установка для нас - готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо, или же не действуют вовсе. Быть установленным - значит быть готовым к чему-нибудь определенному, даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что установленность есть то же самое, что и априорная направленность на что-то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет. Готовность, в виде которой я понимаю установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее раздражение тем или иным определенным способом <...> Установка всегда имеет точку направления, которая может быть сознательной или бессознательной <...> Сознается или не сознается та точка, на которую направлена установка, - это не имеет значения для выбирающего действия установки, потому что выбор уже дан установкой априори и в дальнейшем происходит автоматически. Но практически следует отличать сознательное от бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две установки: одна сознательная, а другая - бессознательная. Этим я хочу сказать, что сознание имеет наготове иные содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность установки особенно ясно обнаруживается при неврозе.
Вся психология индивида даже в его наиболее существенных чертах бывает ориентирована различно в соответствии с его привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют значение для каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную личность, поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой. Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений и убеждений, приобретенных путем дифференциации, коллективных представлений и др. Без такого безусловно фундаментального значения установки было бы невозможно существование индивидуальной психологии <...> В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно различать известные типические установки, поскольку различаются также и психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого возникает типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции, возникают констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так, существует типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного". (ПТ, пар. 814).
Приспособление к окружающей среде требует соответствующей установки. Но в силу меняющихся обстоятельств ни одна установка не является успешной "на все времена". И когда она перестает соответствовать условиям внешней или внутренней реальности, наступает период психологических трудностей (например, вспышка невроза).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
АТТИТЮД
аттитьюд (англ., фр. attitude) -широко используемый в разных областях термин. Этимологию обычно усматривают во фр. attitude - поза или в лат. aptitudo - пригодность, соответствие (см. Тесты способностей).
1. В балете - одна из основных поз классического танца.
2. В медицине - позиция тела или поза, особенно связанная с конечностями.
3. В этологии и сравнительной психологии этот термин используется в смысле: а) готовности к определенным движения и б) выражения ^намерениям совершить определенные движения (интенционные действия); напр., животное, припавшее к земле для нападения, может описываться как "обладающее А. к атаке".
4. В традиционной психологии личности А. рассматривался как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая прежде всего от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.
5. В обиход социальных наук термин А. был введен У. Томасом и Ф. Знанецким в их 5-томном исследовании "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Эти авторы понимали А. как предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям (деньгам, славе, близким и чужим людям и пр.), детерминирующим социально принятые формы поведения (см. Ценностные ориентации).
6. В социальной психологии А. - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что А. имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. Однако использование термина во многом зависит от теоретического уклона автора (еще в 1935 г. Г. Олпорт насчитал 17 дефиниций А.). Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие определение "социальный" (напр., социальные нормы, социальные стереотипы, или социальные роли) отличаются высокой неоднозначностью. Иногда А. понимается как устойчивое эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо, что близко к пониманию комплекса, которое предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в А. обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство.
Принято выделять 4 потенциальные функции А.: 1) социально приспособительную (утилитарную, адаптивную, инструментальную): мы действуем в соответствии с определенными А., потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу; 2) когнитивную: А. упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко катетеризировать и оценивать происходящие события; 3) выражения (экспрессивно-оценочную); проявляясь в мнениях и поведении, А. способствует самовыражению личности; 4) психологической защиты: А. предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку.
В 1942 г. М. Смит разработал т. н. 3-компонеп-тную структуру А., выделив: а) когнитивный (осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); 6) аффективный (эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный, отражающий диспозицию к действию) компоненты. Многими эмпирическими исследованиями обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами А., так и между А. и реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер выявил у 90% исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженный негативный А. относительно обслуживания китайцев, что практически в 100% случаев противоречило реальному их поведению (т. н. парадокс Ла Пьера). II. Рокич усложнил структуру А., предположив одновременное существование 2 А., каждый из которых может актуализироваться в данный момент времени - на объект и на ситуацию.
Проблема конгруэнтности А. и поведения выходит за рамки академической вследствие надежд на прогнозирование поведения с помощью А. Однако эти надежды оправдываются только при т. н. легкодоступных А. (Р. Фазио, К. Уильяме) - т. е. тех, что легко актуализируются и приходят в голову. Считается, что легкодоступные А., модифицируя когнитивную интерпретацию социальной ситуации, в конечном счете определяют поведение индивида. Причина устойчивого интереса к проблеме А. коренится в понимании А. как необходимого условия поведения, что превращает целенаправленное формирование и изменение А. в потенциальный ключ к контролю за поведением.
Нет и, очевидно, не м. б. данных о "среднем" количестве А. у среднестатистического человека:
в сущности, любой "социальный" объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, может продуцировать возникновение А. Совокупность А. человека, взаимосвязанных между собой и отличающихся от др. его А., называют кластером А. Кроме того, кластером А. также называют некоторое множество родственных А. членов к.-л. группы, которые показывают сильную ковариацию: высокие (низкие) показатели по одному А. внутри кластера сопровождаются высокими (низкими) показателями по др.
В сов. социальной психологии термин А. использовался как сип. термина "социальная установка", что создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки, разрабатывавшимся в рамках общей психологии, напр., в школе Д. Н. Узнадзе. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредствования. В. Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой А. (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и 2 более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями. См. также Аттитюда изменение. (И. А. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Аттитюды
attitudes) На протяжении все истории соц. психологии понятие А. играло центральную роль в объяснении соц. поведения. А. обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться А., варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные А. в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями. А. считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе измеряемых реакций, к-рые отражают позитивные или негативные оценки объекта А. В классиф., истоки к-рой восходят к Платону, выделяются 3 категории реакций: А. могут выводиться на основе когнитивных реакций или убеждений (отражающих индивидуальное восприятие объекта А. и знание о нем), аффективных реакций (оценок объекта и испытываемых к нему чувств) и конативных реакций (поведенческих намерений, тенденций и действий в отношении объекта). Большинство соц. психологов определяют А. в терминах аффекта или оценки, хотя некоторые рассматривают их как включающие в себя все 3 перечисленных класса реакций. Формирование аттитюда. Первые попытки объяснения А. уделяли внимание потребностям или функциям, к-рые могут выполнять А. Так, предполагалось, что А. обладают инструментальными или утилитарными функциями (помогая людям получать вознаграждения и избегать наказаний); функциями знания (организуя и упорядочивая челов. жизненный опыт); экспрессивными функциями (способствуя высвобождению эмоций); и эго-защитными функциями (охраняя и укрепляя Я). Несмотря на популярность функционального подхода к А., он имел ограниченную практ. ценность. Эти ограничения можно отнести на счет известного логического круга в рассуждениях: сначала мы выводим связанные с А. потребности из выявляемых нами А. у людей, а затем используем эти выведенные нами потребности для объяснения самих наблюдаемых А. При определении А. как имплицитных, оценочных реакций на стимул, а тж для описания и объяснения формирования А. соц. психологи бихевиористской ориентации использовали принципы классического обусловливания. По их мнению, к возникновению благоприятной или неблагоприятной аффективной реакции (А.) на объект приводит повторяющееся и систематическое сочетание объекта А. (УР) с обладающим позитивной или негативной значимостью событием (БР). Общая тенденция опираться в объяснениях соц. поведения на когнитивные процессы и процессы обработки информ. привела к соотв. уменьшению значения, придаваемого потребностям и автоматическим процессам обусловливания. Вместо этого в настоящее время подчеркивается роль информ. как основы для формирования А. Согласно этой т. зр., основными детерминантами А. являются убеждения, репрезентирующие субъективное знание людей о самих себе и об окружающем мире. Каждое убеждение связывает объект А. с позитивно или негативно оцениваемым атрибутом: напр. курение (объект) вызывает рак легких (атрибут). В широком смысле чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами объекта и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате А. Более точные формулировки достигаются при помощи моделей ожидаемой ценности или ожидаемой полезности А. Согласно этим моделям, ценность или полезность каждого атрибута вносит свой вклад в А. прямо пропорционально величине субъективной вероятности (или силе убеждения) того, что данный объект обладает рассматриваемым атрибутом. Утверждается, что суммарное или усредненное значение таких взвешенных полезностей атрибута определяет общий А. в отношении данного объекта. Источники убеждений. Предположение, что А. имеют информ. основу, образует связь между вопросом о формировании А. и источниками наших убеждений, касающихся самих себя и нашего соц. окружения. Важнейшим источником информ. об объектах, людях и событиях является непосредственный опыт. Так, можно лично убедиться в том, что курение сигарет вызывает неприятные запахи, что определенная телевизионная программа демонстрирует многочисленные сцены насилия или что избыточный вес снижает физ. выносливость. Будучи основанными на личном опыте, такие убеждения характеризуются высокой степенью доверия к ним и сопротивляемостью к изменению. Зачастую они довольно точно отражают реальность. По прошествии времени, однако, различные факторы приводят к искажению памяти о событиях и тем самым снижают точность убеждений, основанных на личном опыте. За общее правило принимается, что эти искажения осуществляются в направлении увеличения внутренней согласованности и связности припоминаемых событий. Существуют ограничения на количество и виды убеждений, к-рые могут формироваться на основе непосредственного опыта. Б. ч. нашей информации приобретается в ходе общения с др. людьми или доводится до нас разнообразными источниками, такими как телевидение, радио, газеты и книги. Установлено, что на принятие такого рода информ. из вторых рук и ее включение в систему убеждений получателя влияет целый ряд факторов. Прежде всего это связность и убедительная сила самой информ., содержащейся в сообщении. Дополнительные факторы включают доверие к источнику, тип обращения (напр., обращения, основанные на страхе или на юморе) и личностные особенности получателя. Информ., получаемая путем непосредственного опыта или в ходе общения, может служить основой для разнообразных умозаключений. Мн. из наших убеждений являются результатом такого рода процессов. Напр., у людей складывается общее впечатление о к.-л. человеке на основе лишь одной или двух единиц информ. о нем. Человека, описываемого как ответственного, обычно рассматривают тж как стойкого, честного, аккуратного, старательного и т. д. Считается, что такие умозаключения выводятся из интуитивных или имплицитных теорий личности. Аттитюды и поведение. С момента своего возникновения понятие А. все время привлекалось для объяснения соц. поведения. Поскольку А. рассматриваются как предрасположенность к исполнению определенных видов поведения, естественно предположить, что они направляют и, в известном смысле, детерминируют соц. действия. Расовые предрассудки (негативные А. по отношению к расовым или этническим группам) несут ответственность за дискриминационное поведение, политические действия вытекают из либеральных или консервативных А., а мн. виды поведения в сфере половых и семейных отношений объясняются религиозной принадлежностью. В качестве общего правила предполагается, что позитивные А. будут вызывать благоприятные действия в отношении объекта А., тогда как негативные А. будут вызывать неблагоприятные действия. Исслед. отдельных случаев, казалось, подтверждали гипотезу о тесной связи между А. и поведением. И действительно, предположение о том, что А. могут использоваться для прогнозирования и объяснения соц. действий, не встречало серьезных возражений вплоть до конца 1960-х гг. Однако к этому времени появились многочисленные свидетельства того, что предполагаемая устойчивая связь между вербальным выражением А. и открытым поведением не отвечает фактическому положению дел. В хорошо проконтролированных исслед. не удалось обнаружить связи между расовыми А. и такими действиями, как предпочтение в приеме представителей определенной расовой группы в отеле или ресторане, конформизм по отношению к их мнениям или действиям или распространение пригласительных билетов только среди представителей этой группы. В числе мн. др. отрицательных данных приводились доказательства того, что А., касающиеся обмана, не могут предсказать реального поведения, целью к-рого является обман, что А. в отношении др. человека оказывались не связанными с сотрудничеством или соперничеством с этим человеком и что А. по отношению к работе имели мало общего с прогулами, опозданиями или увольнениями. Под давлением этих отрицательных фактов соц. психологи были вынуждены пересмотреть взгляды на природу А. и его связь с соц. поведением. Обновленному пониманию способствовал возврат пониманию А. как ненаблюдаемого, гипотетического конструкта, к-рый должен выводиться на основе измеряемых реакций на объект А. Отдельно взятые виды поведения, однако, могут предсказываться на основе А., касающихся этих видов, - напр., А. по отношению к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных А. по отношению к этой контркультуре), А. по отношению к посещению церковных служб (в противоположность А., касающимся самой церкви) или А. по отношению к сдаче крови (вместо глобальных А., связанных с альтруизмом). Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в А. по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Т. о., даже если А. по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие А. и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий. См. также Измерение аттитюдов, Межличностное восприятие, Стереотипизация А. Айзен
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006