Антропоморфизм
научный подход к оценке поведения жи¬вотных, преувеличивающий их разумность и приписывающий им та¬кие человеческие свойства, как сознание, воля, любовь и т. д.
Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004
Антропоморфизм
(от греч. anthropos — человек) — наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов — их "очеловечение", а также представление богов в человеческом образе.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
АНТРОПОМОРФИЗМ
(от греч. anthropos - человек + morphe - вид, форма) - наделение животных, предметов, явлений природы свойствами и качествами, эксклюзивно присущими человеку как биосоциальному существу.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
АНТРОПОМОРФИЗМ
(греч. anthropos — человек, morphe — форма) — наделение свойствами психики человека предметов и явлений неживой природы, животных и растений.
В психологии А. проявился как панбиопсихизм.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
АНТРОПОМОРФИЗМ
это суждение о психических явлениях у животных по аналогии с таковыми у человека, в представлении у животных таких психических свойств и способностей, которые на самом деле присущи только человеку.
Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998
Антропоморфизм
Приписывание животным человеческих чувств и эмоций. Мы часто делаем это, когда говорим, что кошка «балуется» или что собака «рада» видеть нас. Люди, работающие с животными или наблюдающие за их поведением, стараются избегать этой склонности.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Антропоморфизм
от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Антропоморфизм
Словообразование. Происходит от греч, anthropos - человек + morphe - вид, образ.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Антропоморфизм
греч. anthropos — человек + morphe — вид, форма] — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. К. Э. Фабри
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
антропоморфизм
(от греч. anthropos – человек и morphe – вид, форма) – абсолютизация психического выращающееся в наделении животных, предметов, явлений живой и неживой природы, небесных тел, мифических существ психическими свойствами людей. А. являлся господствующей формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Как способ мышления а. нередко бывает свойствен детям, но иногда проникает и в научное познание.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Антропоморфизм
(от греч. anthropos — «человек», morphe — «форма, вид») — в науке наделение человеческими качествами, свойствами, признаками (например, высшими формами социальности, самосознанием, мышлением, способностью к творчеству и т. п.) различных видов живых организмов, объектов и явлений неживой природы.
А., в частности, лежит в основе такой эволюционной концепции, как психоламаркизм, рассматривающий в качестве причины эволюции сознательные волевые акты организмов.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
АНТРОПОМОРФИЗМ
Приписывание человеческих характеристик организмам, находящимся на более низких ступенях развития, или неодушевленным объектам. Антропоморфические заблуждения наиболее часто встречаются у тех, кто не знаком с исследованиями животных. Тенденция говорить, что крыса, получающая кусочек пищи после подкрепленной попытки, "наслаждается", или что кошка, у которой стимулируют латеральную область гипоталамуса, испытывает "удовольствие", почти непреодолима, но это может вводить в заблуждение. Нужно быть внимательным и не наделять не-людей качествами, присущими исключительно человеческому виду.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АНТРОПОМОРФИЗМ
Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (-> антропопсихизм).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. anthropos — человек, morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных и явлений природы психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. В ряде случаев понятие А. распространяется и на технические устройства (см. Психоморфизм в автоматике). С позиций А. проводятся и некоторые исследования в психобионике и психологической кибернетике.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
Антропоморфизм
греч. antropos - человек, дат. forma - вид, наружность) - приписывание человеческих качеств другим живым существам и даже неодушевленным объектам по принципу аналогии. Особенно часто встречается у детей, нередко у нормальных взрослых индивидов, может быть проявлением и психиатрической патологии. Например, многие люди думают, что животные агрессивны, добры, совестливы, разумны, они думают и испытывают такие же эмоции и чувства, как и человек. Это показывает, что люди в своей массе все еще не осознают себя теми, кем они являются на самом деле и чем они отличаются от животных. У психиатрических пациентов антропоморфизм может выражаться в том, что человеческими качествами наделяются некоторые обманы восприятия, в особенности слуховые галлюцинации.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. anthropus -человек + morphe - вид, образ) - приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является- силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию "идолы рода", считая, что в них выражается "стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек".
С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности - механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.
Антропоморфизм эстетический - творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АНТРОПОМОРФИЗМ
(от греч. anthropors – человек + morphe – форма) – наделение предметов природы и рукотворных предметов человеческими свойствами. А. реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), месяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного существа в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее известен библейский миф о превращении женщины в соляной столб. В свою очередь, вещь представляет человека в мире: наличие определенных престижных для конкретной культуры вещей есть показатель места человека среди людей. А. как одушевление предметов – эффективный прием народной педагогики. Обращение к солнышку, ветру, к кошке, птичке, разбитой вазе заменяют прямое морализирование в адрес ребенка, а требования «от имени» этих объектов смягчают силу требований взрослого: «Тетя Луна говорит, детки, пора спать!» Руку ребенка просят, чтобы проходила в рукав, ножку – чтоб не баловалась и обувалась и т.д. – ребенка ставят в активную позицию, учат владеть своим телом. Одушевление как разновидность агглютинации служит основой развития воображения и игры. Хорошо играющий ребенок одушевляет игрушку: рассказывает ей, поучает, спорит, сопереживает ей, предлагает делать то, что предлагают ему самому или демонстрирует возражения и упрямство, какие хотел бы проявить сам. Такая игра создает комфортные условия развития и помогает смягчить конфликты.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
АНТРОПОМОРФИЗМ
АНТРАПАМАРФІЗМ / ANTHROPOMORPHISM– перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевленные предметы, животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др.; мировоззренческая концепция и принцип, согласно которым происходит наделение предметов, сил природы, животных, мифических существ (богов, духов) психическими, физическими и интеллектуальными свойствами человека, вследствие чего они воспринимаются как существа, способные чувствовать, понимать, стремиться к определенной цели. А. характерен для самых ранних религиозных взглядов– анимизма, тотемизма. Наибольшего развития А. достиг в культе богов древних греков. Боги олимпийского пантеона изображаются близкими к человеку, с человеческим способом мышления и поведения. Эта античная традиция перешла в христианство и другие религии. Л. Фейербах отмечал, что А. есть характерная черта идеи божества, что «люди создали бога по своему подобию». А. является характерной чертой мышления и мировоззрения на ранних стадиях развития ребенка. А. довольно часто наблюдается в профессиональной деятельности при взаимодействии человека с техникой, в особенности с компьютерной, что выражается в том числе в компьютерной терминологии: «интеллектуальные сети», «память компьютера», «диалоговая программа», «ответ на запрос». А. является ведущим когнитивно-языковым механизмом метафоризации в политическом дискурсе. А.– один из подходов в зоопсихологии, в рамках которого психические феномены у животных объявляются сходными с таковыми у людей. А. был подвергнут критике со стороны бихевиористов и рефлексологов. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
АНТРОПОМОРФИЗМ
древнее учение, приписывающее животным и предметам психологические свойства и виды поведения, присущие человеку. А., например, предполагает, что животные так же, как и человек, обладают мышлением и сознанием, что они действуют, исходя из таких же потребностей, целей, намерений, которые присущи человеку. Отчетливо и однозначно выраженные антропомофические (антропоморфные) позиции были характерны для самых древних языческих, мистических учений и верований. Среди близких к современности ученых одними из первых на антропоморфические позиции умеренной степени выраженности встали известные ученые-исследователи поведения животных, как Ч. Дарвин и К. Лоренц. Они допускали и стремились научно доказать, что у животных, как и у человека, есть общие проявления интеллекта и эмоций. Далее это было продемонстрировано В. Келером и другими представителями сравнительной психологии, а также зоопсихологии, которым удалось обнаружить у высших животных отдельные психологические свойства, которые ранее приписывались только человеку, например интеллект. Большинство современных ученых, не разделяет антропоморфических взглядов и считает, что животные, в том числе высшие, на самом деле имеют очень мало сходства с человеком в психологии и поведении. В том, что касается общности некоторых познавательных процессов и форм поведения человека и животных, то ими, скорее, признается аналогия, т. е. внешнее сходство, чем сходство по существу. Считается, что А. в его традиционном, старом понимании в описаниях и объяснениях психологии и поведения животных не уместен. См. аналогия, Дарвин Чарльз, Келер Вольфганг, Лоренц Конрад, зоопсихология, психология сравнительная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007