АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Антропоцентризм
философское воззрение, в соответствии с которым человек рассматривается как центральное звено мироздания.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Точка зрения, согласно которой Ноmo sapiens является центральным объектом. Проявление эгоцентризма по отношению к биологическим видам.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
точка зрения, в соответствии с которой человек является центром и основой мироздания. Все остальное, существующее в мире, с позиций А. рассматривается как служащее человеку, зависимое от него или как продукт его деятельности.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Антропоцентризм
греч. antropos - человек, kentron - острие, средоточие) - убеждение, что человек есть высшее творение природы, в сравнении с которым другие биологические виды не имеют существенной ценности. Антропоцентризм в таком агрессивном его понимании нанес непоправимый ущерб экологической системе Земли, он не преодолен в достаточной степени и по настоящее время.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
концепция в философии, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов действительности в центре внимания надо ставить человека. Представители А. исходят из посылки о том, что законы биологической эволюции едины и неизбежно приводят к появлению на разных планетах высшей формы самопознающей материи – человека. На этой гипотезе основывается возможность контактов с разумными цивилизациями Вселенной. В инженерной психологии (см. Инженерная психология) на смену механоцентрической концепции, в которой на первом плане была машина, пришла антропоцентрическая, ставящая на первое место человека, а машине отводящая роль «слуги», усилителя его физических и психологических возможностей (см. Антропоцентрический комплекс). В военной психологии А.ц. выступает в качестве основного методологического положения.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
от греч. anthropos — человек и центр) — концепция в философии, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов деятельности в центре внимания надо ставить человека. Антропоцентрический подход находит применение и в инженерной психологии, в частности, при применении т.н. антропоцентрической концепции инженерно-психологического проектирования (В.Я. Дубровский, Г.П. Щедровицкий, А.И. Нафтульев и др.). Однако, некоторые авторы (В.Ф. Венда, Ю.Г. Фокин, Б.А. Смирнов и др.) считают такой подход нарушением принципа системности при изучении и создании систем «человек — машина», поскольку нельзя получить эффективную систему, уделяя основное внимание только одному компоненту в ущерб другим. Поэтому более рациональным (Б.А. Смирнов) по отношению к СЧМ считается применение равнокомпонентного (равноэлементного) подхода, который не нарушает принципа системности.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
АНТРАПАЦЭНТРЫЗМ / ANTHROPOCENTRISM– философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому человек есть ценр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Впервые идеи А. высказал Сократ, впоследствии в Средневековье они развивались в трудах представителей христианской патристики и схоластики. Сегодня принцип А. используется в лингвистике и экологии, других научных направлениях. Представители А. исходят из посылки о том, что законы биологической эволюции едины и неизбежно приводят к появлению на разных планетах высшей формы самопознающей материи– человека. Это нашло выражение в так называемом антропном принципе : «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». Этот принцип был предложен для объяснения с научной точки зрения, почему в наблюдаемой Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, необходимых для существования разумной жизни. В инженерной психологии (см. Инженерная психология) при изучении и постановке реальных или модельных экспериментов в системе «человек– машина», в эргатических системах на смену механоцентрической концепции, в которой на первом плане была машина, пришла антропоцентрическая, ставящая на первое место человека, а машине отводящая роль «слуги», усилителя его физических и психологических возможностей. Т. В. Разина