АНИМУС
АНИМУС
Согласно К. Г. Юнгу - мужское начало.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АНИМУС
animus) - мужской архетип, свойственный женщинам.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Анимус
Animus). Маскулинные качества женщины; архетип в теории Юнга.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Aнимус
термин К.Юнга, обозначает бессознательный мужской образ или архетип у женщины.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Анимус
лат. anima) – 1. длительная и интенсивная неприязнь, гнев, враждебность (см.); 2. у К.Юнга – мужской архетип в личности женщины.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНИМУС
1. Интенсивная и длительная неприязнь. См. гнев, враждебность и словарные статьи, указанные там в ссылках. 2. В более поздних работах К.Г. Юнга бессознательный мужской архетип в личности женщины. См. анима (3).
Анимус
лат. «душа») – по теории психоанализа, идеальная мужская душа, которую девушка образует в своем подсознании.
Когда двое влюбляются друг в друга, это значит, что их любовные фантазии, мечты совпадают (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).
Девушка отчуждает в свое подсознание все свои лучшие мужские черты и рассматривает это как внешний идеал мужчины; когда влюбляется в мужчину, то обязательно видит в нем свой animus, как это называется. Соответственно и мужчина создает anima и видит ее в любимой девушке. При этом неизбежны всегда разочарования. После первого разочарования в anima и animus друг друга наступает или новое приспособление друг к другу, или конец любви (Э.М. Хардинг, Путь всех женщин).
Ср.:
Как я люблю вас! Бесконечно! Я вижу в вас мой идеал (романс).
Ср.:
Что такое любовь? Игра двух воображений и соприкосновение двух тел (С. Шамфор).
Через понятие анимус объясняют появление таких образов, как Лоэнгрин, Летучий Голландец. Ср. анима.
Когда двое влюбляются друг в друга, это значит, что их любовные фантазии, мечты совпадают (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).
Девушка отчуждает в свое подсознание все свои лучшие мужские черты и рассматривает это как внешний идеал мужчины; когда влюбляется в мужчину, то обязательно видит в нем свой animus, как это называется. Соответственно и мужчина создает anima и видит ее в любимой девушке. При этом неизбежны всегда разочарования. После первого разочарования в anima и animus друг друга наступает или новое приспособление друг к другу, или конец любви (Э.М. Хардинг, Путь всех женщин).
Ср.:
Как я люблю вас! Бесконечно! Я вижу в вас мой идеал (романс).
Ср.:
Что такое любовь? Игра двух воображений и соприкосновение двух тел (С. Шамфор).
Через понятие анимус объясняют появление таких образов, как Лоэнгрин, Летучий Голландец. Ср. анима.
АНИМУС
Animus; Animus) [лат. "дух"] - бессознательная, мужская сторона личности женщины.
Анимус персонифицирован в принципе Логоса. Идентификация с анимусом делает женщину жесткой, самоуверенной и любящей спорить. В положительном смысле анимус есть внутренний мужчина, который действует как мост между женским эго и ее собственными творческими источниками в бессознательном. Подобно аниме, анимус представляет как личностный комплекс, так и архетипический образ и рассматривается как противоположность анимы. Как психический компонент анимус размещен ниже порога сознания и действует из бессознательного психического. Аналогично аниме, анимус обслуживает сознание, но может ввергнуть человека в состояние собственной одержимости. О женщине, одержимой анимой, говорят, что "она стала совсем другой", "в нее вселился другой дух". Женщина, одержимая анимусом, рискует утратить свою женственность.
"Если у мужчины в общем во внешней установке преобладает или, по крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то у женщины - чувство. Но в душе оказывается обратное отношение: мужчина внутри чувствует, а женщина - рассуждает. Поэтому мужчина легче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина все еще способна утешать и надеяться - поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина. Насколько легко женщина становится жертвой социальных условий, например в качестве проститутки, настолько мужчина поддается импульсам бессознательного, впадая в алкоголизм и другие пороки" (ПТ, пар. 705).
Анимус становится полезным психологическим фактором, если женщина в состоянии понять разницу между идеями, генерируемыми этим автономным комплексом, и тем, что она в действительности о себе думает. Юнг описал четыре стадии развития анимуса у женщины. Вначале он возникает в сновидениях и фантазиях как воплощение физической силы - атлета, мускулистого человека или разбойника. На второй стадии анимус дает женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за ее желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру. На следующей, третьей стадии анимус делается "словом", зачастую персонифицируемым в сновидениях в образе профессора или священника. На четвертой стадии анимус оказывается воплощением духовного смысла. На этом высшем уровне, как и София в случае анимы, анимус опосредует сознательный женский разум и бессознательное. В мифологии этот аспект представлен Гермесом, посланцем богов - в сновидениях он обычно является проводником-помощником. Любой из этих аспектов анимуса может проектироваться на мужчину. Как и в случае спроектированной анимы, это ведет к нереалистическим ожиданиям и язвительной желчности во взаимоотношениях.
Анимус персонифицирован в принципе Логоса. Идентификация с анимусом делает женщину жесткой, самоуверенной и любящей спорить. В положительном смысле анимус есть внутренний мужчина, который действует как мост между женским эго и ее собственными творческими источниками в бессознательном. Подобно аниме, анимус представляет как личностный комплекс, так и архетипический образ и рассматривается как противоположность анимы. Как психический компонент анимус размещен ниже порога сознания и действует из бессознательного психического. Аналогично аниме, анимус обслуживает сознание, но может ввергнуть человека в состояние собственной одержимости. О женщине, одержимой анимой, говорят, что "она стала совсем другой", "в нее вселился другой дух". Женщина, одержимая анимусом, рискует утратить свою женственность.
"Если у мужчины в общем во внешней установке преобладает или, по крайней мере, считается идеалом логика и предметность, то у женщины - чувство. Но в душе оказывается обратное отношение: мужчина внутри чувствует, а женщина - рассуждает. Поэтому мужчина легче впадает в полное отчаяние, тогда как женщина все еще способна утешать и надеяться - поэтому мужчина чаще лишает себя жизни, чем женщина. Насколько легко женщина становится жертвой социальных условий, например в качестве проститутки, настолько мужчина поддается импульсам бессознательного, впадая в алкоголизм и другие пороки" (ПТ, пар. 705).
Анимус становится полезным психологическим фактором, если женщина в состоянии понять разницу между идеями, генерируемыми этим автономным комплексом, и тем, что она в действительности о себе думает. Юнг описал четыре стадии развития анимуса у женщины. Вначале он возникает в сновидениях и фантазиях как воплощение физической силы - атлета, мускулистого человека или разбойника. На второй стадии анимус дает женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за ее желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру. На следующей, третьей стадии анимус делается "словом", зачастую персонифицируемым в сновидениях в образе профессора или священника. На четвертой стадии анимус оказывается воплощением духовного смысла. На этом высшем уровне, как и София в случае анимы, анимус опосредует сознательный женский разум и бессознательное. В мифологии этот аспект представлен Гермесом, посланцем богов - в сновидениях он обычно является проводником-помощником. Любой из этих аспектов анимуса может проектироваться на мужчину. Как и в случае спроектированной анимы, это ведет к нереалистическим ожиданиям и язвительной желчности во взаимоотношениях.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008