Анимус и анима

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АНИМА и АНИМУС
архетипические образы женщины в бессознательном у мужчины (анима) или мужчины в бессознательном у женщины (анимус) в аналитической психологии (личности) К. Юнга. А. и а.-это психологические свойства человека другого пола, которые якобы содержатся в глубинной психологии человека противоположного пола: женские-у мужчины, мужские-у женщины. А. и а. выделяются на основе предположения о том, что человек является бисексуальным существом. Как архетипы, А. и а., по Юнгу, сложились в результате длительного родового, коллективного опыта совместной жизни мужчины и женщины. Юнг утверждает, что А. и а. частично зависят от воспитания ребенка, что на их развитие у ребенка соответствующего пола существенное влияние оказывают родители противоположного пола. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, архетип, бессознательное, Юнг Карл-Густав.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Анимус и анима
Словообразование. Происходит от лат. anima - душа.
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Архетипы.
Специфика. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус - исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это - мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима - женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая - вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.
Литература. Jung C.G. Anima and Animus. N.Y.: Spring Magazine, 1957;
Binswanger H. Positive Aspects of the Animus. N.Y.: Spring Magazine, 1963;
Hillman J. Anima. N.Y.: Spring Magazine, 1973

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АНИМА и АНИМУС

 Это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Эта психическая двуполость основана на том биологическом факте, что решающую роль при определении мужского ( женского ) пола играет количественное преобладание мужских ( женских ) генов. Количественно меньшая доля генов противоположного пола формирует характерные черты противоположного пола, которые вследствие своей слабости обычно остаются неосознаваемыми. К. Г. Юнг писал:"Издревле каждый мужчина носит в себе образ женщины, образ не данной определенной женщины, а какой-то определенной женщины. Этот образ по своей сути является наследственным материалом, берущим свое начало в древних эпохах и укоренившимся в живой системе, "типом" ( "архетипом" ) всего опыта, накопленного по женской линии предков, воплощение всех женских впечатлений, унаследованной психологической системой приспособления... То же самое можно сказать и о женщине: и ей присущ врожденный образ мужчины. Опыт показывает, что в данном случае правильнее было бы говорить об образе мужчин, в то время как у межчины речь идет об образе женщины. Поскольку этот образ неосознаваем, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека и является одной из основных причин болезненной привязанности или ее противоположности." ( Из работы "Психологические взаимоотношения в браке" ) "Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. В этом смысле Персона (см. ниже) представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как Персона представляет собой своего рода мост во внешний мир." ( Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом в январе 1925 г.) Все архетипные манифестации, в том числе Анимус и Анима, имеют свои негативный и позитивный, примитивный и дифференцированный аспекты. К. Г. Юнг пишет:"В своей первоначальной бессознательной форме Анимус является спонтанным и непреднамеренным мнением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние или дисторсию на рассудок ( "Она вскружила ему голову" ). Поэтому Анимус проецируется преимущественно на "духовные" авторитеты или на прочих "героев" ( включая певцов, "деятелей искусства" и спортивных звезд ). Анима охотнее использует бессознательное, пустое, фригидное, беспомощное, бессвязное, темное и многозначное в женщине... Душа, присоединяясь в процессе индивидуации ( см. ниже ) к Я-сознанию приобретает у мужчин женские признаки, а у женщин - мужские. Его Анима стремится соединять и объединять, ее Анимус хочет различать и постигать. Это - резкое противоречие... В реальности сознания оно означает возникновение конфликтоной ситуации, даже если сознательные взаимоотношения обоих индивидуумов гармоничны." ( Из работы "Психология переноса" ). "Анима - архетип жизни... Ведь жизнь является мужчине через Аниму, хотя он и считает, что это происходит благодаря разуму ( intellectus ). Он совершенствует свою жизнь с помощью разума, но жизнь живет в нем посредством Анимы. А таинственность Женщины заключается в том, что жизнь является ей через духовный образ Анимуса, хотя она полагает, что это заслуга Эроса, дающего ей жизнь. Она совершенствует свою жизнь и просто живет с помощью Эроса, но реальная жизнь, в которой она может оказаться и жертвой, приходит к своей вершине через рассудок ( ratio ), который воплощается в Анимусе" ( Из неопубликованного доклада о книге Нитцше "Так говорил Заратаустра" в 1937 г. ) 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

АНИМА И АНИМУС
(Anima/Animus). Внутренний образ женщины, хранимый мужчиной, и мужское начало, действующее в женской психике. Различные в своих проявлениях, А. и А. имеют и некоторые общие характеристики. Оба являются психическими образами. Каждый образ есть конфигурация, вырастающая из некоей базисной архетипической структуры (см. АРХЕТИП). В качестве фундаментальных начал, подпирающих «женские» черты в мужчине и «мужские» — в женщине, они рассматриваются как противоположности. Как психические компоненты они пребывают ниже порога сознания и действуют изнутри бессознательной души; отсюда их благотворность, но и возможная угроза сознанию состоянием одержимости. Анима и анимус действуют согласно доминантному психическому принципу мужской или женской природы, а не просто, как это принято считать, в качестве психологических дополнений мужественности или женственности свойствами противоположного пола. Они выступают как психопомпы или проводники душ и могут стать необходимыми связующими звеньями в раскрытии творческого потенциала личности и средствами ее индивидуации. Благодаря своим архетипическим свойствам, А. и А. представлены во многих коллективных формах и образах; например, Афродита, Афина, Елена Троянская, Мария, София и Беатриче; Гермес, Аполлон, Геркулес, Александр Македонский, Ромео. При помощи проекции они вызывают эмоции и привлекают наше внимание не только как общественно значимые фигуры, но и как персонажи самой обыкновенной жизни: друзья, любовники, рядовые жены и мужья и т.п. В роли призрачных партнеров эти коллективные образы встречаются в наших снах. Как персонифицированные компоненты психики они связывают нас с жизнью, вовлекают в нее (см. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Для полной реализации и интеграции образа необходимо партнерство с противоположным полом. Основная задача анализа — распутать и опознать все составляющие этой сизигии между аналитиком и пациентом. Юнг объединял А./А. в один класс или одну категорию так называемые образы души (Собр. соч. Т. 6). Позже он разъяснил это положение, отнеся А./А. к образам «не-Я». Состояние не-Я для мужчины вероятнее всего соотносится с чем-то женским, и поскольку это «не-Я», то и располагается вне его самого и принадлежит его душе или духу. Анима (или анимус в зависимости от случая) — это жребий, выпадающий кому-то, априорный элемент настроений, реакций, импульсов в мужчине; свершений, верований, вдохновений — в женщине, а для обоих это нечто побуждающее и помогающее постичь все стихийное и значительное в психической жизни. Юнг утверждал, что за анимусом стоит архетип значения, а за анимой — архетип самой жизни (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 66). Данные представления возникли эмпирическим путем, позволив Юнгу связать воедино широкий круг наблюдаемых психических явлений и затем, по мере работы с анализируемыми переменными, дифференцировать их. В анализе выделение анимы или анимуса тесно связано с началом осознания тени. Исходные образы представляют полуосознанные психические комплексы, автономные и в значительной степени независимые персонификации, сохраняющиеся в таком виде до тех пор, пока в столкновении с повседневностью они не приобретут прочность, влияние и не войдут наконец в сознание личности. Юнг предостерегал от голого теоретизирования (в этом случае контакт с А. /А. как живыми силами теряется) и методов работы, в которых эти внутренние образы отрицаются как психическая реальность. Одержимость анимой/анимусом изменяет личность, выдвигая на передний план те индивидуальные особенности, которые представляются психологическими характеристиками противоположного пола. В любом случае человек прежде всего теряет свою индивидуальность, тогда уж и обаяние, и личные ценности. Мужчина, когда в нем начинает доминировать анима и принципы эроса, становится неугомонным, беспорядочным в половых отношениях, переменчивым в настроении, сентиментальным — словом, чем угодно, что можно описать в терминах несдерживаемой эмоциональности. Женщина во власти анимуса и логоса упряма, безжалостна, деспотична, склонна к руководству. Оба делаются, что называется, «зашоренными». Он поддается дурному влиянию и бессмысленно привязывается к «плохим» людям; она, обманутая второсортными посредственными идеями, шагает вперед под флагом не связанных друг с другом, не имеющих к ней отношения убеждений. Говоря непрофессионально, Юнг считал, что мужчины принимают аниму с достаточной готовностью, когда она появляется в романе или, скажем, в образе кинозвезды. И совсем иное дело, если анима возникает в роли, которую она играла в их собственной жизни. Сделай Юнг соответствующее предположение об анимусе, он мог бы сказать, что до недавнего времени женщины были излишне готовы и склонны только пассивно дозволять мужчинам бороться за них, втайне надеясь на освободительный приход рыцаря на белом коне. Но сейчас, когда для них пришла пора занимать свои места, хоть и не так же как мужчины, но бок о бок с ними, все стало иначе. Стремясь добиться равного положения и в то же самое время желая остаться верной своей собственной женской идентичности, женщина должна прийти к определению того, кто же в действительности является хозяином в ее жизни и демаскировать свои собственные источники власти. Исследованиями в области психологии анимы занимался Хиллман (1972, 1975). Он настаивает на том, что именно она олицетворяет бессознательное всей нашей западной культуры и может быть тем самым образом, который освободит наше воображение. Современной серьезной работы об анимусе пока нет. Более того, из-за неблагоприятных оттенков значения в понятии одержимости анимусом, могущих характеризовать женщин-«пионеров» в обществе, где доминирует мужчина, очень мало внимания уделяется психическим вмешательствам так наз. позитивного или естественного анимуса в противовес анимусу негативному или приобретенному (Ulanov, 1981).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.